Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:57, контрольная работа
Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.
С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения.
Гораздо сложнее картина в асоциальных семьях, в которых дети, внуки злоупотребляют алкоголем или наркозависимые. В столь запущенной ситуации пожилым людям за помощью желательно обращаться к родственникам и в центры социального обслуживания.
Для гармонии в отношениях между пожилыми родителями и повзрослевшими детьми должно присутствовать желание понять друг друга, также доброе дело сыграют какие-то общие интересы, увлечения. Детям важно понимать, что у родителей-пенсионеров осталось в жизни самое ценное - это общение со своими близкими, а не дорогие подарки и деньги.
Параллельно этой работе в налаживании контакта с социальными сетями, необходимо работать с внутренним миром клиента, ведь множество проблем, связано с утратой активности, одиночеством, отсутствием досуга, общением. Исходя из выявленного стоит строить дальнейший план действий, решать проблемы и актуализировать потребности по мере их выявления.
После совместных бесед при достижении общего плана действий я как социальный работник предоставлю клиенту и его родственникам альтернативы оказания социальных услуг. Самым оптимальным является возможность ухода самой семьей или соседями за клиентом, если пришли к такому заключению, то груз ответственности должен быть взят именно ими на себя. Если не будет налажен контакт, следует продолжить работу в другом направлении, т.е. предоставлении помощи социальных служб.
Для обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, поддержания физических сил и здоровья, обеспечения достойного ухода и внимания, необходимо рассмотреть возможность предоставления социальных услуг на дому, которая остается самой востребованной и максимально приближенной к нуждам пожилых людей и инвалидов формой работы.
Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Гражданам
пожилого возраста и инвалидам, обслуживаемым
на дому, предоставляется весь перечень
гарантированных государством социальных
услуг: услуги по организации питания,
быта, досуга; социально-медицинские
и санитарно-гигиенические
Альтернативой является отделение дневного пребывания.
Целью
организации таких отделений
было создание своеобразных центров
досуга для пожилых людей, независимо
от того, проживают они в семьях
или одиноки. Предусматривалось, что
в такие отделения люди будут
приходить утром, а вечером возвращаться
домой; в течение дня они будут
иметь возможность находиться в
уютной обстановке, общаться, содержательно
проводить время, участвовать в
различных культурно-массовых мероприятиях,
получать одноразовое горячее питание
и при необходимости
Применение
новых технологий социального обслуживания
граждан пожилого возраста получает
все более широкое
Четко
формулируется и становится всеобщим
достоянием базовый принцип современного
социального обслуживания – ориентация
на индивидуальную оценку потребностей
клиента, более совершенный механизм
предоставления социальных услуг на
основе индивидуальных планов, участие
самих пожилых людей в
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество.
Если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.
При оказании обслуживания на дому, также необходимо дать рекомендации родным и близким при посещении пожилого человека, контактов с внуками, совместного времяпровождения.
Избегайте
споров, конфликтов, резкой критики
в разговоре с пожилым
Относитесь к своему старику, как к трудному ребенку: если он бунтует, значит, ему плохо.
Выясните
подлинную причину его
Установите в квартире своего пожилого родственника медицинскую тревожную кнопку и Вы избавите его от этих страхов.
Выслушивайте пожилого человека при любых обстоятельствах до конца; если это невозможно, мягко остановите разговор, пообещайте продолжить его при первой же возможности. Никогда не навязывайте насильно своего общения пожилому человеку, но и не отказывайте ему в этом.
Всегда обращайтесь к человеку в годах с уважением, произносите слова медленно, достаточно громко; отложите разговор, если он находится в состоянии раздражения, гнева, обиды.
Никогда не заставляйте пожилого человека что-либо делать насильно. Уговаривайте и убеждайте, прибегайте к помощи людей, имеющих у него авторитет, приводите примеры из книг, истории, жизни известных людей. Не забывайте о ласке - смотрите в глаза человеку, касайтесь рукой, обнимайте, садитесь рядом. Часто престарелые люди, особенно плохо видящие и слышащие, нуждаются в тактильном контакте так же остро, как и маленькие дети.
Поощряйте стремление пожилого человека к самостоятельному уходу за собой, чистоте, опрятности, обеспечьте возможности для этого: подберите удобную одежду, легко снимающуюся и гигиеничную, укрепите вспомогательные приспособления в ванной комнате и туалете.
Если пожилой человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно, пригласите к нему сестру-сиделку. Очень важно, чтобы пожилой человек доверял специалисту, который будет ему помогать. Лучше, если это будет профессиональная сестра-сиделка с медицинским образованием или сиделка-компаньонка.
Не запрещайте пожилому человеку иметь свои меленькие «секреты»: укромные места для хранения денег, конфет, памятных вещиц. Спокойно реагируйте на обвинения о пропаже денег или вещей и, вооружившись терпением, помогайте найти их.
Не препятствуйте общению пожилого по телефону с друзьями, помогайте ему выходить на улицу для общения, прогулки, посещения магазина и т.д. Прогулки необходимы в любое время года, для чего потребуется соответствующая одежда.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию одинокому пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием материальной и моральной поддержки и уважения.
Работу с клиентом я строю на принципах социальной работы:
1. Принятие человека таким, каков он есть
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальной ситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом и социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди».
Социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем.
Ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.
Со своим клиентом мне необходимо тщательное налаживание контакта, принятие его решения и разработку дальнейших путей изменения настроя пожилого человека и принятия в отношении его ситуации конкретных решений.
2. Уважение
права клиента на принятие
самостоятельного решения на
любом этапе совместных
Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный работник не может оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений.
Поэтому моей основной задачей как социального работника является согласование плана действий по разрешению сложившейся проблемной ситуации с планами самого клиента, его мнением по поводу этого плана.
3. Конфиденциальность
сотрудничества социального
Конфиденциальной
информацией является все, что касается
условий жизнедеятельности
В рамках разрешения создавшейся проблемы я обязана буду сообщить клиенту о необходимости привлечь сторонние организации, близких лиц клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать им необходимую информацию. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению его проблем.
В нашей ситуации необходимо связаться с родственниками в содействии выработки определенных решений.
4. Полнота
информирования человека о
Соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального работника информировать человека, обратившегося к ним за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых ими для решения его проблем. Социальный работник ответственны за полноту, качество и своевременность предоставления клиенту всей необходимой для него информации. Информирование клиента необходимо в целях создания благоприятных условий для активизации его личностного потенциала.
Наше взаимодействие с клиентом необходимо
строить на основании партнерских отношений;
клиент, должен обладать статусом полноправного
субъекта этого взаимодействия, а, значит
и правом на инициативу, уважение достоинства
и полноту информации.
5. Ответственность
социального работника за
Социальный работник, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность и перед обществом за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.
Он призван не только гармонизировать отношения своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.