Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 22:12, курсовая работа
Основной целью работы является совершенствование процессов регулирования трудовой занятости на примере Центра занятости населения города Нижний Тагил.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
1.Представить характеристику деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г. Нижний Тагил;
2.Дать анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил;
3.Представить мероприятия по совершенствованию деятельности службы занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил.
Введение 3
Глава 1. Характеристика деятельности и организационной структуры государственного учреждения Центра занятости населения г. Нижний Тагил 5
1.1. История становления и развития государственной службы занятости населения Свердловской области 5
1.2. Характеристика Центра занятости населения города Нижний Тагил 8
1.3. Характеристика организационной структуры ГУ Центр занятости населения города Нижний Тагил 12
Глава 2. Практическое изучение деятельности ГУ Центра занятости
населения города Нижний Тагил 18
2.1. Основные экономические показатели ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил за период 2001 – 2009 гг. 18
2.2. Анализ деятельности отдела профессионального обучения ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил 21
2.3. Изучение удовлетворенности получателей полнотой и качеством услуг в сфере занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил отдела профобучения 35
2.4. Мероприятия по совершенствованию деятельности службы занятости населения на примере ГУ Центра занятости населения города Нижний Тагил 45
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 53
(тыс. человек)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Зарегистрировано граждан в качестве безработных, на начало года |
61 |
578 |
836 |
1637 |
2327 |
2506 |
1999 |
1929 |
1263 |
Признано безработными в течение года |
- |
1402 |
2503 |
3265 |
3486 |
2801 |
2681 |
2098 |
1975 |
Зарегистрировано граждан в качестве безработных, на конец года |
578 |
836 |
1637 |
2327 |
2506 |
1999 |
1929 |
1263 |
1037 |
Из них лиц, которым назначено пособие на конец года |
371 |
550 |
1395 |
2026 |
2265 |
1771 |
1756 |
1090 |
910 |
Удельный вес безработных, получающих пособие, на конец года |
64,2 |
65,9 |
85,3 |
87,1 |
90,1 |
88,6 |
91,1 |
86,3 |
87,7 |
Услуги по трудоустройству и консультированию населения, оказываемые органами службы занятости
(тыс. человек)
Годы | |||||||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |||||
Всего трудоустроено граждан |
725 |
883 |
1196 |
2218 |
2290 |
2406 |
2398 |
2821 |
2619 | ||||
Из них: по профессиональной принадлежности: | |||||||||||||
работающие по рабочей профессии |
487 |
580 |
734 |
1120 |
1074 |
1101 |
1004 |
1142 |
879 | ||||
работавшие на должности служащего |
177 |
203 |
233 |
336 |
353 |
416 |
394 |
465 |
330 | ||||
ранее не работавшие, ищущие работу впервые и др. |
61 |
100 |
229 |
762 |
863 |
889 |
1000 |
1214 |
1410 | ||||
По принадлежности к занятиям: | |||||||||||||
занятые |
15 |
14 |
13 |
18 |
25 |
30 |
39 |
49 |
76 | ||||
учащиеся |
40 |
50 |
197 |
806 |
685 |
663 |
756 |
88 |
1145 | ||||
не занятые |
670 |
819 |
987 |
1394 |
1580 |
1713 |
1603 |
1891 |
1398 | ||||
Численность граждан, получивших консультацию |
- |
2022 |
4007 |
5679 |
8196 |
10024 |
11767 |
12532 |
9336 | ||||
Численность граждан, получивших профориентационные услуги |
- |
- |
- |
2723 |
2791 |
3373 |
3729 |
4190 |
2525 |
Профессиональное обучение безработных, по направлению органов службы занятости (тыс. человек)
Годы | |||||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Всего граждан, прошедших профобучение |
28 |
81 |
161 |
267 |
242 |
182 |
222 |
256 |
220 |
В том числе по видам обучения: | |||||||||
получили профподготовку |
9 |
27 |
55 |
84 |
81 |
51 |
63 |
74 |
75 |
перешли переподготовку |
14 |
40 |
76 |
136 |
122 |
93 |
109 |
124 |
97 |
освоили смежные (вторые) профессии |
3,5 |
11 |
22 |
28 |
21 |
19 |
24 |
25 |
21 |
повысили квалификацию |
1,3 |
3 |
8 |
19 |
18 |
19 |
26 |
33 |
27 |
В том числе по видам учебных заведений: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в учебных центрах службы занятости |
2,2 |
9 |
16 |
25 |
28 |
29 |
39 |
46 |
37 |
в учебно-курсовых комбинатах, технических школах, отделах предприятий и организаций |
8,1 |
34 |
65 |
104 |
89 |
65 |
74 |
81 |
65 |
в учреждениях начального профобразования |
3 |
11 |
30 |
55 |
58 |
37 |
48 |
55 |
51 |
в учреждениях среднего, высшего профобразования, институтах повышения квалификации и их филиалах |
7,2 |
6 |
21 |
45 |
36 |
25 |
31 |
36 |
31 |
в других учебных заведениях |
7,3 |
21 |
29 |
38 |
31 |
26 |
30 |
38 |
36 |
Из числа обученных граждан трудоустроено |
20,3 |
52 |
95 |
168 |
182 |
151 |
200 |
235 |
203 |
Закончили обучение с целью последующей
организации |
- |
- |
13 |
13 |
18 |
17 |
22 |
29 |
27 |
Основные технико-
В настоящее время сложилась многофункциональная система общего и профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров. Система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения включает 70 учебных центров службы занятости и 3 тыс. других образовательных учреждений. Услуги органов службы занятости по профессиональному обучению с целью трудоустройства включают:
В последние годы стала возрастать роль
учебных центров службы занятости при
организации профессионального обучения
граждан. Из всей численности безработных,
закончивших обучение во всех типах образовательных
учреждений, почти каждый пятый получил
образование в учебных центрах службы
занятости. По всем профессиям, специальностям,
по которым осуществлялось профессиональное
обучение безработных граждан, в том числе
в целях последующей организации предпринимательской
деятельности и самозанятости, образовательные
учреждения всех типов имели необходимые
профессиональное образовательные программы
с учетом видов и форм обучения, профессионально-
В общероссийском каталоге профессий (специальностей), по которым проводится обучение безработных граждан и незанятого населения – около 800 наименований. Наиболее распространенными из них являются: водители автотранспорта всех категорий, пользователи ПЭВМ, менеджеры, операторы котельных установок, бухгалтеры со знанием компьютерных информационных технологий, электрогазосварщики, каменщики, штукатуры, портные-закройщики и др. Значительно расширилась практика организации профессионального обучения безработных граждан по интегрированным профессиям (маляр-штукатур-облицовщик, газосварщик-электросварщик, водитель-слесарь по ремонту автомобилей, плотник-столяр-станочник и др.). Средняя продолжительность профессионального обучения безработных граждан дифференцирована по территориям и составляет от 2,3 до 5,5 месяцев. По отдельным профессиям (специальностям) продолжительность обучения достигает 9 – 12 месяцев (закройщик, педагог-психолог, автомеханик, радиомеханик, портной-закройщик, менеджер-организатор производства, педагог-социолог, менеджер по инвестициям), а по другим – от 0,5 до 1 месяца (лифтер, оператор ПЭВМ, оператор автозаправочной станции, кассир торгового зала, специалист по лицензированию автотранспорта и др.).
Особое значение в
последнее время уделяется проф
Система профессионального обучения существует для безработного, а не наоборот. С помощью службы занятости безработный может выбрать профессию (специальность), вид образовательного учреждения, учебные пособия. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения еще не приобрело массового характера, эта работа по своим масштабам отстает от требований рыночной экономики. В 1993 г. в Российской Федерации в целом на профессиональное обучение было направлено около 120 тыс. человек, или 4,6% всех поставленных на учет безработных. Другими словами, в расчете на каждую тысячу безработных приходилось только 46 человек, направленных на обучение. В 2004 г. объемы обучения увеличились более чем в 2 раза.
В настоящее время российская экономика испытывает потребность в специалистах по приватизации, налогообложению, аудиторскому контролю, бухгалтерскому учету, управлению финансами, маркетингу, менеджменту, организации малого и среднего бизнеса, рекламе, агросервису, экологии и другим направлениям. В этой связи возникает необходимость интенсифицировать в регионах работу по формированию банков профессий, специальностей, видов деятельности, имеющих активный спрос на рынке труда. В большинстве регионов основным направлением профессионального обучения остаются первоначальное обучение и переподготовка. Но сегодня многим предприятиям требуются работники, владеющие несколькими профессиями, видами работ, имеющие высокий уровень квалификации. Тем не менее, вторые (смежные) профессии освоили всего 10% всей численности обученных, а повысили квалификацию всего 12,8%.
Главным критерием эффективности профессионального обучения безработных граждан должно быть их трудоустройство после обучения.
Анализ работы региональных служб занятости, специальные исследования, проведенные различными научно-исследовательскими организациями и учреждениями, позволяют выявить определенные закономерности и пути повышения эффективности и качества профессионального обучения безработных. Практика показывает, что большая часть безработных (около 60%) осознанно идет на обучение с целью трудоустройства и лучшего приспособления к жизни. Вместе с тем около 25% безработных, из числа опрошенных считают обучение вынужденной и навязанной извне мерой. Безработные оценивают процесс обучения достаточно высоко: более 70% успешно осваивают новые знания и умения, но, с другой стороны, около 20% опрошенных считают, что полученная квалификация ниже требований работы и что лучшей формой профессионального обучения является не переподготовка, а повышение квалификации и освоение смежных профессий. Наибольшее недовольство безработных вызывают существующая практика трудоустройства после обучения и уровень информирования о наличии вакансий, о новых сферах приложения труда. По мнению опрошенных безработных, основными направлениями совершенствования системы профессионального обучения являются:
Около 60% опрошенных безработных
связывают решение проблем проф
Хотя с овладением такими профессиями, как портной, парикмахер, мастер по ремонту бытовой техники и др., безработные и связывают свое трудоустройство, прежде всего они осваивают их для себя и возможной пользы для своей семьи.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод, что для
совершенствования системы