Характеристика основных социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2015 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Социология – это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. Объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Социология изучает общество как единый организм, социальные от-ношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

кр по социологии.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм.

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

  • мировоззренческая – религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
  • компенсаторная – религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;
  • интегрирующая – заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей, в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное  
угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

 

Заключение

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему. Ее функцией является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии – это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер.

 

Список использованной литературы

 

  1. Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. В. Волков. – Изд. 3-е, перераб и доп. – М.: Альфа-М, 2010. – 448 с.: ил.
  2. Голенкова, З. Т. Общая социология: учебное пособие / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, И. М. Кузнецов. – М., 2005. – 474 с.
  3. Горбунова, М. Ю. Общая социология: конспект лекций / М. Ю. Горбунова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  4. Кравченко, А. Основы социологии и политологии: учебное пособие / А. Кравченко. – Изд-е 8-е. – М.: Академический проект, 2010. – 351 с.
  5. Кравченко, А. И. Социология: Общий курс: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.: ил. 
  6. Общая социология: учебное пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 654 с.
  7. Фролов, С. С. Социология: общий курс: учебник для вузов /  
    С. С. Фролов. – М.: Наука, 1994. – 256 с.
  8. Шаленко В. Н. Социология: учебник для вузов / В. Н. Шаленко. –  
    М., 2003.

 

 

 


Информация о работе Характеристика основных социальных институтов