Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2015 в 13:57, контрольная работа
Социология – это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. Объектом изучения социологии является специфика развития общества.
Социология изучает общество как единый организм, социальные от-ношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.
В самом общем виде
экономическую культуру можно определить как
совокупность социальных норм и ценностей,
являющихся регулятором экономического
поведения и выполняющих роль социальной
памяти экономического
развития, способствующих (или мешающих)
трансляции, отбору и
обновлению ценностей, норм и потребностей,
функционирующих в сфере экономики
и ориентирующих ее субъектов иные формы
экономической активности. Авторы этого
определения известные специалисты в области
экономической социологии Т. И. Заславская
и Р. В. Рывкина подчеркивают, что экономическую
культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной,
самостоятельной части культуры, поскольку
она представляет собой проекцию
культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических
отношений.
В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение:
Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.
В системе экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.
Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции экономического поведения обусловлена тем, что он относится к рациональному типу социального действия.
Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:
Основная функция
экономической системы – способствовать адаптации и выживанию
общества в условиях изменяющейся среды.
Эта функция
конкретизируется в деятельности экономической
системы по производству различных товаров
и услуг, которые потребляются населением
для удовлетворения различных материальных
потребностей.
Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции.
Описание социальной структуры экономической организации представляет определенные трудности в силу ее чрезвычайной сложности: многоуровневости, разветвленности и т.д. Поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К таковым относятся:
1) менеджеры крупных корпораций, ответственные работники сферы управления экономикой;
2) технические специалисты среднего уровня;
3) предпринимательский класс;
4) мелкие собственники;
5) техники (мастера), осуществляющие контрольные функции на производстве;
6) квалифицированные рабочие;
7) неквалифицированные рабочие.
2.4.2. Структура индустриальной экономической системы
Экономическая организация общества состоит из двух основных уровней: в первый входят производители товаров, во второй - потребители. Однако наряду с этим следует учитывать многоуровневую систему производственных организаций, которая в самом общем виде может быть представлена двумя социально-статусными группами – управляющими (менеджерами) и рабочими, квалифицированными и неквалифицированными.
Итак, в упрощенном виде структура индустриальной экономической организации может быть представлена взаимоотношениями четырех основных социальных позиций – предпринимателей, менеджеров, рабочих и потребителей.
Предприниматель – ключевая фигура рыночной экономики. Громадные достижения современной цивилизации (высокий уровень технического прогресса, материальное благосостояние широких масс население, изобилие товаров в промышленно развитых странах) справедливо связывают с деятельностью частного сектора и типичных его представителей – бизнесменов и предпринимателей.
Отметим объективные социально-экономические условия предпринимательства:
1) хозяйственная самостоятельность, владение собственностью;
2) легитимизация предпринимательства, подразумевающая юридическое признание института частной собственности и его государственную поддержку;
3) наличие определенных социокультурных предпосылок, благоприятное отношение со стороны общества к предпринимательской деятельности.
Важное место в экономической структуре индустриального общества принадлежит специалистам по управлению различными сферами хозяйственной деятельности - менеджерам. Как отмечает известный теоретик индустриального общества Дж. Гелбрейт, именно менеджеры обладают реальной властью, поскольку осуществляют процесс принятия решений по важнейшим проблемам управления и планирования производства, разрабатывают экономическую стратегию.
Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты – церковь, религиозные организации, объединения верующих.
Важным элементом религиозного комплекса является церковь – один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по «феодальному образцу». Кроме этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.
Внутренняя структура такого
института представляет собой организационно оформленное взаимодействие
различных систем, функционирование каждой
из которых связано с формированием социальных
организаций и учреждений, также имеющих
статус социальных институтов. В частности,
на уровне церкви уже четко разделяются
управляющая и управляемая системы. Первая
система включает в себя группу занимающихся
выработкой, сохранением и переработкой
религиозной информации, координацией
собственно религиозной деятельности
и отношений, контролем поведения, включающего
в себя разработку и применение санкций.
Вторая, управляемая подсистема, включает
в себя массу верующих. Между этими подсистемами
существует система нормативно оформленных,
иерархически выдержанных отношений,
позволяющих осуществлять управление
религиозной деятельностью. Регулирование
этих отношений осуществляется при помощи
так называемых организационно-
Раннехристианские общины не
представляют собой церковной организации. На первых этапах становления
христианства их можно охарактеризовать
как культовые сообщества. Превращение
культового сообщества в религиозную
организацию совершается тогда, когда
в его рамках образуется
устойчивая прослойка служителей культа
с закрепленным социальным статусом, вырабатывается
единое вероучение, носящее нормативный
характер, происходит выполнение определенных
социальных функций как по отношению к
членам данной организации, так и к более
широким социальным образованиям, в том
числе и к государству. Конкретно, в Римской
империи
(I–II вв.) христианские объединения превращались
из культовых сообществ в религиозные
организации по мере разделения ее членов
на клир и мирян и выполнения этими объединениями
социальных функций на базе общего имущества.
Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.
В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены: религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.
Свод морально-этических правил – это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.
Информация о работе Характеристика основных социальных институтов