Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:00, курсовая работа
Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых "западных" ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………3
1. Молодёжь, как социальная общность. Дифференциация и возрастная стратификация молодёжи…………………………………………………………………………5
2. Социальные проблемы молодежи………………………………………………………..9
2.1 Обзор проблем современной молодежи……………………………….9
2.2 Социальные проблемы трудоустройства современной российской молодежи……………………………………………………………………11
3. Вредные привычки………………………………………………………16
3.1 Употребление спиртного………………………………………………16
3.2 Курение…………………………………………………………………17
3.3 Наркотики………………………………………………………………18
4. Ценностные ориентации современной молодежи…………………….20
4.1 Культурные ценности современной российской молодежи………..20
4.2 Молодежь и образование……………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………..28
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Молодёжь, как социальная общность.
Дифференциация и возрастная стратификация
молодёжи…………………………………………………………
2. Социальные проблемы молодежи……………………………………………………….
2.1 Обзор проблем современной молодежи……………………………….9
2.2 Социальные проблемы
трудоустройства современной
3. Вредные привычки……………………………………
3.1 Употребление спиртного……………………
3.2 Курение……………………………………………………………
3.3 Наркотики………………………………………………………
4. Ценностные ориентации
современной молодежи…………………….
4.1 Культурные ценности
современной российской
4.2 Молодежь и образование……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Одна из актуальных
Особенно остро проблема
Конкуренция на уровне
Социология молодежи как одна из отраслей
социологического знания возродилась в годы
хрущевской оттепели. На первых порах своего
становления она опиралась на целый комплекс
серьезных исследований, проведенных в
20-е годы.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
В своем реферате я хочу рассмотреть молодежь нашей страны как социальную группу. Попробую разобраться в ценностях современной молодежи, рассмотрю с какими проблемами она сталкивается при устройстве на работу. Нельзя забывать про самые актуальные вопросы на сегодняшний день такие, как преступность среди молодежи, наркомании, культура современной молодежи, а также проблему социального неравенства.
Молодёжь, как социальная общность. Дифференциация и возрастная стратификация молодёжи.
Молодежь - это социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.
Социализация - это процесс становления
В современном российском
обществе социальная
Именно способность людей воспринимать
радикальные изменения в общественной
жизни, готовность к адекватному поведению
в новых условиях представляются наиболее
важным в обеспечении успеха в крупных
социальных и экономических сдвигах.
Что касается методологического подхода,
то можно отметить факторы субъективного
характера как весьма важные для определения
поведения молодых людей в новых условиях.
Ряду экономистов неоклассического направления
необходимым условием успеха в трансформационном
обществе считают социально-психологические
составляющие: усилия самих людей, направленные
на изменение ситуации в свою пользу, достижения
нового качества жизни, соответствующего
места в социальной структуре.
В современном российском обществе в условиях
распада традиционных форм вертикальной
социальной мобильности и основных компонентов
социальной структуры – доходов, престижа
и властных позиций, сфера образования
имеет особое значение. Помимо расширения
доступа к интеллектуальным ресурсам
и выполнения присущей ей функции воспроизводства
высокопрофессиональных и властных элит,
образование продолжает обеспечивать
важные элементы адаптации: ценностно-нормативные
образы.
Советская система была ориентирована
на массовость образования, исходя из
той идеологии, что образование является
важнейшим компонентом прогресса социалистического
общества. При социалистической распределительной
системе образовательный уровень сам
по себе, как правило, не гарантировал
адекватное ему благосостояние – в этом
смысле образованная и квалифицированная
часть средних слоев общества оказалась
в невыгодных условиях, что, однако, не
влияло на высокий уровень престижности
умственного труда.
Несмотря на существенное снижение материального
положения среднего слоя интеллигенции,
именно из этой среды больше всего осуществляется
пополнение студенчества в высшие учебные
заведения. С одной стороны, наблюдается
довольно значимая связь между сравнительно
низким уровнем семейного дохода и высоким
образовательным уровнем родителей в
указанной группе респондентов, с другой
стороны, выраженность ожидаемой материальной
помощи со стороны родителей для получения
высшего образования именно в этой группе
более сильна. Можно объяснить это тем,
что в указанной группе в связи с переходом
обучения на платную основу больше экономят
из семейного бюджета ради затрат на учебу,
что в значительной степени определяет
академическую успеваемость.
Образовательная стратегия молодежи уже
на этапе выбора профессии определяется
двумя основными моментами: во-первых,
стремлением достичь конкурентоспособного
уровня собственных ресурсов, дающих возможность
для относительно свободного «включения»
в рынок труда и обеспечивающих относительно
стабильное, устойчивое положение на нем,
и, во-вторых, желанием удовлетворить собственные
материальные запросы, сформировавшиеся
на основе новых потребительских стандартов.
Речь идет о прямых связях достижительных
мотиваций и поведенческих приоритетов.
Большое значение «материальной» позиции
и возможность быть востребованным на
рынке труда в установке молодых людей
на образовательный уровень является
наиболее важным индикатором социальной
мобильности, а также стратификации как
проявления социальной дифференциации
в среде молодежи.
Молодые люди планируют предложить на
рынке труда, прежде всего, свое будущее
образование и высокую квалификацию в
качестве «собственноресурсного» дивиденда
занятия определенной статусной позиции.
Важнейшим средством получения данного
статуса, в их представлении, является
достижение материального благополучия.
Именно этот показатель социальной стратификации
определяет значимость поведенческих
приоритетов образовательной цели.
Социальная стратификация образовательных
карьер неразрывно связана с процессом
рационализации жизни. Отсюда важность
проблемы рационального планирования
и, соответственно, взвешивания шансов
на успешную карьеру: как планировать
свои действия, чтобы достичь наилучшего
из существующих вариантов в масштабах
социальной дифференциации групп, различающихся
по статусу, степени успеха на рынке труда
и потребления.
Молодежь, принадлежащая к разной социально-профессиональной
среде, ориентирована на высокий уровень
притязаний на образование и получение
профессиональной квалификации. Для молодых
знание, квалификация, профессия являются
условием достижения конкурентоспособного
положения на рынке труда и, тем самым,
обеспечения необходимого уровня потребления.
Материальное благополучие, благосостояние
в ценностных представлениях молодых
людей является индикатором проявления
статуса в новых условиях социальной мобильности
и стратификации. Для достижения нужной
статусной позиции, необходима новая трудовая
этика и «поведенческие» приоритеты: способность
и готовность к более высоким нагрузкам,
жесткой дисциплине, индивидуально-инициативным
действиям. Именно эти «внутренние» факторы
являются особенно важными для изменения
социальной позиции и движения от низших
страт к высшим
2. Социальные проблемы молодежи
2.1 Обзор проблем современной
молодежи
Современная молодёжь, будь-то молодежь Москвы или любого другого города, в последние годы предоставлена сама себе. Таковы реалии нашей нынешней жизни, в которой трудности молодежи сливаются с общими проблемами каждого человека и проблемами государства в целом. И в этом слиянии проблемы молодежи отходят как бы на задний план. Взрослые серьёзные люди с высоких трибун говорят о том, что молодежь является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества и т.д. Жаль, что этот самый фундамент в пылу политических и финансовых баталий некому заливать и поддерживать в надлежащем состоянии.
Творчество молодежи интересует лишь ограниченный круг лиц, государственных дотаций для талантливых и по-настоящему одаренных молодых людей как таковых нет. Государственные молодежные организации создаются, как правило, в тот момент, когда приближаются очередные выборы, после которых о молодежи сановные мужи очень быстро забывают, в очередной раз предоставляя возможность молодежи решать свои проблемы самостоятельно. Достойная работа для молодежи, даже для тех, кто с отличными показателями закончил престижные высшие учебные заведения, не предоставляется. Проблемы молодёжи остаются лишь её проблемами, и решать их никто не собирается5.
Поневоле с ностальгией вспоминаются охаянные не одну тысячу раз советские времена, когда существовала специальная программа «Молодежь», которая служила гарантией того, что молодой человек по окончании любого учебного заведения сможет устроиться на работу по своей специальности, будет приносить пользу и себе, и государству своим профессиональным трудом.
Никто не говорит, что добровольно-принудительные молодежные организации вроде всеобщей (так и хочется сказать – воинской обязанности) комсомольской организации – это очень хорошо, и никаких проблем у молодежи в те времена не было. Проблемы молодежи всегда стояли остро, но ведь их хоть каким-то образом пытались решать, и зачастую ведь решали. А какие молодежные решения мы видим сейчас? Лозунги с трибун, разговоры о том, что требуется реализация молодежного потенциала, партийные газетки типа «Молодежный экспресс города Загуляйска» или «Вестник молодежи поселка Гнутово» - неужели кто-то из государственных людей всерьез может считать, что все это может представлять интерес для молодежи современности. Молодежи, которая воспитана в духе свободы, если не сказать вседозволенности. Молодежи, которая прекрасно видит отношение к ней со стороны родного правительства, депутатов и прочих «слуг народа», умеющих лишь красиво обещать и не выполнять своих красивых обещаний. Нет, молодежи это не интересно6.
Не стоит полагать, что молодежь о будущем не думает, что молодежь развращена западной моралью, а вернее ее отсутствием, испорчена, вульгарна и разнуздана, это совсем не так. Огромное количество молодых людей хотят быть полезными своей стране, хотят заниматься любимым делом, получать достойную оплату за свой труд, хотят без страха жениться и выходить замуж, заводить детей, не боясь, что завтра их уволят в период очередного финансового кризиса, который, к сожалению, в нашей стране стал уже просто перманентным. Но самостоятельно все трудности молодежи решить не удастся. Только целенаправленное систематическое участие государства и всех ветвей власти в жизни молодого поколения сможет разрешить все проблемы молодежи, начиная от алкоголизма и наркомании и заканчивая армейской дедовщиной и произволом на рабочих местах7.
2.2 Социальные проблемы
трудоустройства современной
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.
В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому.
Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.
Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.
Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.
В основном она не вовлечена в трудовую деятельность. Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации.
При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.
Вторая категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна.
Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути8.
Молодые люди, принадлежащие к первым двум подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).
Информация о работе Ценностные ориентации современной молодежи