Шпаргалка по "Истории социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на экзаменационные вопросы по социологии

Вложенные файлы: 1 файл

1 семестр. ответы.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

6. Древнеполитарный (азиатский) способ производства

При азиатском способе  производства можно выделить два  важнейших класса: крестьянство и  бюрократию. Крестьянство формально  свободно, но невозможность продажи  земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов  очень мало, их используют не в крупном  товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также  мало, к тому же торговля менее развита  по сравнению с рабовладельческим  строем. Закрепленного законом или  религией жесткого наследственного  сословного или кастового деления  нет, хотя на деле социальная мобильность  низка.

15. Диалектика  капиталистического способа производства.

ЭКОНОМИКА. 
Капиталистическая экономика: денежная и рыночная => большая свобода обращения товаров и услуг => кап. эк-ка – индустриальная (производство приобретает машинный характер).

Экономика массового машинного  производства.

ОБЩЕСТВО. 
Свобода и равенство людей перед законом. Рабочая сила => товар => широкая социальная мобильность => уменьшается дифференциация населения.

ПОЛИТИКА.

Представительная демократия – власть принадлежит народу.

Капиталистический способ производства прогрессивнее, чем феодальный.

Дальнейшее развитие капиталистического способа производства => возникает  основное противоречие – массовое производство, но при этом продуктами этого труда извлекается капит. ста___ (не помню слово).

ВЫВОД: это должно привести к поляризации общества (пролетарий (лат. «лишен соб-ти») и владельцы предприятий – капиталисты, буржуа) => революция.

Миссия пролетариата –  пролетариат, класс, которого не было.

16. Всемирно-историческая  миссия пролетариата и социалистическая  революция.

Историческая миссия пролетариата — роль рабочего класса, состоящая  в революционной ликвидации капитализма  и построении нового, коммунистического  общества. Маркс и Энгельс всесторонне  обосновали неизбежность гибели капитализма  и победы коммунизма. Вместе с тем  они в лице пролетариата нашли  ту общественную силу, которая способна осуществить революционное преобразование общества.

Пролетариат представляет собой  действительно революционный класс. Революционность пролетариата обусловлена, прежде всего, тем, что он лишен средств производства, подвергается жесточайшей капиталистической эксплуатации и угнетению. В силу этого пролетариат выступает как непримиримый враг капитализма.

Пролетариат каждой страны ставит перед собой задачу освободить себя и все общество от всех форм эксплуатации и угнетения, ликвидировать  классовое господство и построить  бесклассовое коммунистическое общество. Эта борьба, в конечном счете, направлена на освобождение всего трудящегося  человечества. Пролетариат, писал Энгельс, «не может уже освободить себя от ига эксплуатирующего и господствующего  класса — буржуазии, — не освобождая вместе с тем раз и навсегда всего общества от всякой эксплуатации, угнетения, классового деления и  классовой борьбы»

В осуществлении своей  миссии рабочий класс опирается  на своих союзников, на непролетарские трудящиеся массы и прежде всего  на крестьянство. Рабочий класс выражает интересы всех трудящихся, возглавляет  их борьбу за революционное обновление общества. «Только пролетариат, —  писал Ленин, — в силу экономической  роли его в крупном производстве, — способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые  буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит  часто не меньше, а сильнее, чем  пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение». В ходе исторического  развития революционная роль рабочего класса возрастает, а не утрачивается, как это утверждают буржуазные идеологи и оппортунисты.

И. м. п. осуществляется на всех этапах борьбы за социализм и коммунизм. Решающим условием реализации И. м. п. является проведение социалистической революции  и установление политической власти рабочего класса — диктатуры пролетариата. «...Первым шагом в рабочей революции, — писали Маркс и Энгельс, —  является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». С завоеванием рабочим  классом государственной власти его авангард — Коммунистическая партия становится партией правящей, правительственной. Она осуществляет руководство строительством нового общества.

Социалистическая революция.

Revolf – переворот.

Исходн. – захват власти пролетарием. Диктатура пролетариата.

2 партии: Большевики (Ленин  – Рев-ция долж. стать рез-том, необходимо ускорить процесс) и Меньшевики (Плеханов – Рев-ция – естест. рез-т кап-зма, закономерн. рез-т).

17. Классы и  классовый подход к структуре  общества в классическом марксизме.

Ленин «Великий почин» 1919г.

Понятие «Классы» возникло во Франции в 18в.

Класс – реальная группа людей (совокупность реальн. инд-ов, к-ые облад. общ. позицией в произ-ве). Показатель этих позиций – соб-ть на ср-ва произ-ва.

Класс «в себе» - объективно един из-за формы собст-ти. Осознание позиции => класс «для себя»: классы становятся реально действующими лицами, определяющими ход событий.

Плеханов – рабочий  класс должен осознавать себя путем  естественного процесса.

Ленин – можно ускорить развитие путем создания партии, которая  поможет осознать.

Классы, по Марксу, это любые  социальные группы, находящиеся в  неравном положении по отношению  друг к другу и борющиеся между  собой.

Доказывал следующие положения:

1. существование классов  связано лишь с определенными  историческими фазами развития  производства;

2. классовая борьба необходимо  ведет к диктатуре пролетариата;

3. эта диктатура сама  составляет лишь переход к  уничтожению всяких классов и  к обществу без оных. 
Конфликт как движущая сила в развитии общества. Рассмотрение конфликта как метод познания общественного развития.

Маркс рассматривает капиталистическое  общество как общество, основанное на трудовых отношениях. Характер производства нацелен на увеличение капитала через: интенсивность производства, уменьшение зарплаты, увеличение рабочего времени. Поэтому происходит ухудшение положения  рабочего класса, повышение эксплуатации, что способствует увеличению социальных конфликтов. Гибель капитализма заложена в его основе.. «Могильщик капитализма – пролетариат».

Маркс последователен в разграничении  методов научного и ненаучного познания. Объясняет структуру, генезис, социальные функции исторически определенных форм общества, выявляет важную роль экономических  отношений в обществе, но не сводит к ним всю совокупность общественной жизни.

Основные характеристики общества по Марксу:

* расчлененность и структурированность  общества как целого;

* экономическая структура  как база и различные типы  надстроек (духовная сфера)

* изменчивость систем  и структур общества.

18. Социальная  физика. Адольф Кеттле.

Кеттле открыл ряд статистических закономерностей общественной жизни и сформулировал основные методологические принципы изучения социальной статистики:

1. Соц. Явления имеют  регулярный и возобновляемый  характер.

2. Для получения более надежных рез-ов в анализе соц. Явлений необходимо рассматривать большие величины – многочисленные и частые повторения этих явлений => научное иссл-ие общественной жизни для получения точных рез-ов должно базироваться на применении математических методов.

3. Соц. Физика – ест. наука об о-ве. связь м\у физич. Законами и соц. закономер-тями (связь с наличием соц. условий, к-ые соотв-ют времени и месту действия соц. процессов и явлений).

Конт. Вся социология О. Конто  делилась на две части социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, где в качестве основных разделов выделяются статика  и динамика). Социальная статика  изучает общество в состоянии  устой¬чивом равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.

Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее, как основную клеточку социального  организма. Семья -это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины. Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз. Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Первая - теологическая -отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая - метафизическая - является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций н оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное, и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной. динамике духовный фактор главенствует. Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта - порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй - социальной динамике.

19. Органическая  школа.

Возникла во 2 половине 19 века. Появление книги Ч. Дарвина  способствовало тому, что некоторые  социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе. Один из основоположников – Герберт Спенсер.

Общество – организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. 2 черты, подтверждающие это: а) общественный рост, как и рост живого организма, обыкновенно длится либо до поглощения данного общества каким-либо другим обществом, либо до его распада на 2 или несколько иных; б) Наряду с  увеличением в размерах у них  наблюдается и увеличение в сложности  строения.

Общество состоит из 3 частей:

1) Поддерживающая (производство необходимых продуктов);

2) Распределительная (разделение  благ на основе разделения  труда для связи частей социального  организма); 
3) Регулятивная – государство (организация частей на основе их подчинения целому).

Сходства: 
А) общество, как и биологический организм, растет, увеличивается в объеме;

Б) по мере роста в объеме усложняется структура;

В) дифференциация структуры  элементов сопровождается дифференциацией  их функций.

Различия: 
а) в биологическом организме живут ради целого, а в обществе наоборот.

б) способность чувствовать  и мыслить сосредоточена в  определенных частях организма, в обществе – сознание разлито по всему «агрегату».

Функции элементов социальной системы: земледелие и промышленность – питание, институт торговли –  кровообращение, армия – кожный покров, транспорт – сосудистая система.

Общество существует для  блага своих членов, а не наоборот. Политическая организация общества должна служить удовлетворению потребностей людей.

20. Расово-антропологическая  школа.

Расово-антропологическое  направление – разновидность  натурализма. Представители – Гобино, Летурно, Лапуж, Чемберленд, Аммон. СУТЬ направления – в определении влияния биологической природы человек, его расовых черт и генотипа на жизнь общества.

Основные положения:

1) Социальное поведение  людей целиком обуславливается  их биологической наследственностью;

2) Социальная жизнь выступает  следствием и результатом расовых  и антропологических факторов;

3) Расы не равны между  собой, что определяет не только  социальное, но и культурное неравенство  между группами людей;

4) Смешения рас вредны  для обществ в целом и для  отдельных людей в особенности.

А – ГОБИНО.

Лишь господство белой  расы, и при этом достижение «чистоты»  такого доминирования за счет запретов на смешение рас, обеспечивает устойчивое развитие общества. Белая раса является уникальной в силу того, что гармонически соединяет в себе данные от природы  ее представителям ум, силу и красоту.

Но белая раса неоднородна, так как включает в себя 3 вариации людей, которые ведут себя по-разному  по отношению к желтой и черной расам – семиты, хамиты и яфетиды (не смешались с желтой и черной расами) => человечество все свои надежды  должно связывать только с «семейством  арийцев», происходящим от яфетидов. Желтая и черная расы ограничены и недостаточны. Желтой расе не присущи героизм и высокие достижения в деятельности. Черная раса не способна к самоконтролю и, как следствие, к длительным и осмысленным целенаправленным действиям.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории социологии"