Шпаргалка по "Социальному обеспечению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 08:56, шпаргалка

Краткое описание

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Понятие – эт форма выражения социальной политики государства направленная на материальное обеспечение отдельных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных вне бюджетных фондов в случае наступления событий признаваемых госудавством социально значимыми (рождение, погребение, болезнь, безработица), с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с другими гражданами.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСО.docx

— 87.08 Кб (Скачать файл)

Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.

Относительный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан[3].

7 Правоотношения по ПСО и их виды

1. Правоотношения  в сфере социального обеспечения - это урегули­рованные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот; возникающие между государственными органами (или работодателями) и физическими лицами, имеющими на них право.

2. Элементы  правоотношений в сфере социального  обеспечения:

субъекты правоотношения;

объекты правоотношения;

содержание правоотношения;

основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений (юридические факты).

3. Виды правоотношений  в сфере социального обеспечения.

Классификация по виду социального обеспечения:

в связи с обеспечением граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации);

в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (кон­кретные товары или услуги, предоставляемые бесплатно или со скидкой);

процедурного или процессуального характера.

Классификация по срокам действия правоотношений:

правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовре­менных пособий, например: правоотношения по протезирова­нию; по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособно­сти, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

правоотношения с абсолютно установленным сроком существо­вания во времени (пенсионные правоотношения по случаю по­тери кормильца - до достижения несовершеннолетним иждивен­цем 18 лет, учащимся - 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)

8 Источники ПСо

Международные

Международный акт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»[9]

Всеобщая декларация прав человека 1948 года[10]

Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Внутринациональное законодательство

Конституция РФ

Федеральные законы

От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования»[13].

От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании»[14].

От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[15].

От 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»[16].

Указы Президента

Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей»[17].

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

Правовые акты субъектов РФ

Правовые акты муниципальных образований

9 Понятие и критерии обязательного социального страхования

Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.[1]

Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства Фз от 29.12.2006 ;

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийФЗ от 24.07.98;

Обязательное медицинское страхование ФЗ 28.06.91;

Обязательное пенсионное страхование Фз 15.12.01.

11 Субъекты обязательного страхования

Субъектами обязательного социального страхования признаются участ­

ника отношений по данному виду страхования. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (рабо­тодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральны­ми законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона в качестве страховате­ля по обязательному социальному страхованию признаются организа­ции любой организационно-правовой формы, а также граждане, обя­занные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (страховые платежи). Страхователями также являются органы исполни­тельной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соот­ветствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщиками по обязательному социальному страхованию согласно п. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона признаются некоммерческие организа­ции, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкрет­ных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

12 Порядок признания лица инвалидом.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Специалисты МСЭК обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Условия признания гражданина инвалидом

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте выше условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случае выявления в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении во МСЭК соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

13 Структура учреждений МСЭК

Организационная структура учреждений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации

Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;

Экспертные составы Федерального бюро;

Главное бюро медико-социальной экспертизы Федерального медико-биологического агентства (осуществляет медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий);

Экспертные составы главного бюро;

Бюро медико-социальной экспертизы в 28 субъектах Российской Федерации и в г. Байконур;

Главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации;

Экспертные составы главного бюро;

Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах - филиалы соответствующего главного бюро. Создается, как правило, один филиал (бюро) на 70 - 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в Федеральном бюро и главных бюро создаются следующие бюро или экспертные составы:

общего профиля

специализированного профиля, в том числе:

для освидетельствования больных туберкулезом,

лиц с психическими расстройствами,

заболеваниями и дефектами органа зрения,

лиц в возрасте до 18 лет,

смешанного профиля.

14 Понятие трудового стажа. Периоды деятельности включаемые в трудовой стаж

Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

. На сегодняшний для получения трудовой пенсии достаточно 5 лет стажа.

В общий страховой/трудовой стаж включаются все периоды трудовой или иной деятельности, предусмотренные федеральным законом РФ, вне зависимости от перерывов в работе по трудовому договору, и втечение которых выплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

В трудовой стаж так же включаются периоды:

прохождения военной службы, службы в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно- исполнительной системы, и их семей;

получения социального пособия ввиду временной нетрудоспособности;

ухода одного из родителей за своим ребёнком, до достижения им возраста 1,5 лет (но не более трёх лет в общей сложности);

получения пособия по безработице;

переезда по направлению гос.службы занятости в другую местность для трудоустройства;

когда гражданин участвовал в общественных работах;

пребывания в местах лишения свободы или ссылке;

когда гражданин был необоснованно привлечён к уголовной ответственности;

когда гражданин был репрессирован, но впоследствии реабилитирован;

ухода трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребёнком- инвалидом, а также период гражданином, достигшим 80 лет.

15 Понятие страхового стажа

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов ра­боты и (или) иной деятельности, в течение которых уплачива­лись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. .

периоды работы в качестве рабочего, служащего в военизированной охране, органах спецсвязи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индив. трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; 2) периоды творческой деятельности лиц творческих профессий; 3) служба в Вооруженных Силах; 4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или проф. заболевания; 5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; 6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному обеспечению"