Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Социология".
Наблюд. считается достоверным, если при повторении его в тех же усл. и с тем же объектом дает те же рез-ты.
8. Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.
Человек - это биосоциальное существо.
Как социальное существо, человек
в значительной мере преодолел свою
зависимость от природы. Поэтому
культура выступает, как способ и
метод овладения человеком
В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".
Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем культуры.
Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.
Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.
Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами.
Функции культуры:
Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).
· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой
· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. - коммуникативная функция.
Информационная функция
Знаково-символическая (семиотическая) функция
· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.
· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.
9. Единство и многообразие культур. Взаимодействие культур.
Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности. Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии.
Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство.
Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания.
Человеческая деятельность осуществляется
в общественно-исторических формах
материального и духовного
Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.
10. Личность как субъект и продукт социальных взаимодействий
Личность - отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.
Важнейшая особенность личности - умение избегать отождествления себя как определённой целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение "быть" и "казаться". Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования - есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий.
Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития.
. Социальная необходимость
в труде должна была
Общая историческая направленность изменения
положения личности в социальной системе
заключается в переходе от неиндивидуализированного
существования человека в традиционном
обществе и его личной зависимости в семье,
касте, сословии и т.д., с преимущественно
аскриптивным характером социального статуса
и ограниченными возможностями социальной
мобильности, к личному индивидуализированному
существованию индивида, освобождённого
от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно
достижительским социальным статусом
и широкими возможностями социальной
мобильности. Перспективы социальной
трансформации постсовременного
общества связывают с "триумфом
индивидуальности". Это общество, которое
определяется как постэкономическое,
человекоцентристское, общество "массовой
индивидуальности", где ценности безопасного
и гармоничного существования индивида
становятся доминирующими.
11.Социализация личности
Одна из основополагающих проблем соц-гии личности — изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему чел-к становится деятел. обществен. субъектом. Многочислен. сравнит. исследов. показали, что не только соц. привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов явл-ся продуктом соц-ции. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и феменинности (женственности) не явл-ся, как это долго считалось, только «естественными», т.е. природнобиологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). История возникн. термина «социализация» связана с «недоразумением», с неточностью при переводе с нем. на англ. Понятие «социализация» шире традиц-х понятий «образование» и «воспитание». Образов. Предп-ет передачу определ. суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправлен., сознательно спланированных действий, цель которых — формирование у ребенка определенных личност. качеств и навыков поведения. Сущ-ют два осн. подхода в определении сущности и процесса соц-ции: 1) соц-ция — это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда актив. стороной явл-ся об-во, а сам чел-к — пассивный объект его разнообраз. воздействий; 2) с этим подходом согласны в наст. вр. подавляющее большинство социологов — он основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны об-ва (так называемых агентов социализации), но и акгив-ть, избират-ть отдел. индивида. При этом соц-ция рассмат-ся как процесс, который продолжается в теч. всей жизни чел-ка. Принято выделять первичную соц-ию, охватыв. п-д детства, и вторичную соц-цию, занимающую длител. временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклон. возраст.
12. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (девиантное) (от лат. deviatio - отклонение) - поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций.
Основные формы девиантного поведения
отнести преступность- отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. В настоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче — снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне
алкоголизм -
наркоманию- Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространенности потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит как злоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление.
Суицид- намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, от самой жизни.
13.Понятие социальные
нормы. Классификация
Социальные НОРМЫ - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.
Классификация социальных норм:
Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
- по способу их установления (создания);
- по средствам охраны
их требований от нарушений.
На основе этого выделяются
следующие виды социальных
1. Нормы права - правила
поведения, которые
2. Нормы морали (нравственности)
- правила поведения, которые
3. Нормы общественных
4. Нормы обычаев - это
правила поведения,
5. Нормы традиций выступают
в виде наиболее обобщенных
и стабильных правил поведения,
6. Нормы ритуалов представляют
собой такую разновидность
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию.
Все социальные нормы в
их совокупности и взаимосвязи называются
правилами человеческого
14. Основные подходы к объяснению девиации.
Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р.Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере
отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.
Первый тип поведения - конформность - предполагает соответствие и
культурным целям, и средствам.
Второй тип девиантного поведения - инновация - предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.