Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
4 вопрос
6.
Развитие социальной мысли до
появления социологии: представления
об обществе в эпоху
С древнейших времен человека интересовали
не только загадки и явления окружающей
его природы, но и проблемы, связанные
с его собственным
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.
Эпоху Возрождения можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.
В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.
В результате их усилий социология превратилась
в науку, имеющую свой предмет, свою
теорию и возможности для эмпирических
подтверждений различных
5 вопрос
18. Основные школы и
направления современной
1.Эмпирическая социология
В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую.
Прикладная ветвь решает практические задачи. Объект академической ветви - системное знание отдельных областей общественной жизни.
2. Структурный функционализм
Представители этого направления Т. Парсонс, Р. К. Мертон, К. Девис, и другие возродили некоторые идеи позитивистского органицизма. Структурный функционализм сближает с позитивизмом ориентация на такие каноны научного метода, как «объективность» и «свобода от ценностей». Самой влиятельной концепцией структурного функционализма является концепция Т. Парсонса.
Внешняя ориентация связана с адаптацией и интеграцией. При наложении осей ориентации (по схеме Т. Парсонса) возникает инвариантный набор функциональных проблем. К ним относятся: 1) адаптация, 2) целедостижение, 3) интеграция, 4) воспроизводство структуры, 5) снятие напряжение. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая система, функцию интеграции -верования, мораль, институты социализации (семья, образование) и т.д. С помощью этого набора можно описать систему на любом уровне.
Особым видом социальной системы является общество. Общество -это целостность, самодостаточность, которая обеспечивается его главными структурами, среди которых выделяются:
1) социальные системы (общественные институты);
2) культурная система, являющаяся регулятивной силой;
3) поведенческие системы, задающие принципы, правила;
4)личностные системы (репертуар ролей и личностная мотивация).
3. Феноменологическая социология
Философской основой феноменологической социологии стали идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. Основателем этого направления в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна.
Согласно Э.Гуссерлю феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения, первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии. Цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей
Феноменологическая социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление раскола между жизненным миром и миром науки.
4. Символический интеракционизм
Основоположником
этой концепции является Ч. X. Кули. Он
сформулировал
Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:
1)
анализ процесса
2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.
Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.
5. Этнометодология
Основатель этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.
Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.
Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.
Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:
1) социальные; 2) внутриличностные; 3) зооконфликты.
До конца XIX в. конфликты рассматривались лишь в самом общем виде через призму философских категорий: противоречие, борьба, добро, зло и т.д.
Первые
попытки создать
6 вопрос
Натурализм в социологии
Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом.
Социальный органицизм - методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Г. Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.
Идея эволюционизма проникает
в социологию после выхода в свет
работ Чарльза Дарвина.
Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч.Дарвина "Происхождение видов...", а также трудов Адама Смита и Роберта Мальтуса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.
Спенсер впервые дал систематическое изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.
Классический эволюционизм
оказал значительное влияние на духовную
и научную жизнь эпохи, способствовал
появлению новых научных школ
и направлений. Одним из них было
социал-дарвинистское
Людвиг Гумплович (1838 - 1909), с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых концептуальных горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни - непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были ориентированы на обоснование неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента, а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон - борьбы за существование.
Социальный механицизм - направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Г.Ч.Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы
В XX в механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых ('энергетических", "термодинамических" и др) формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В Ф Освальд и В М Бехтерев Концепции механицизма в значительной мере разделял и В Парето При всей несостоятельности своей методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений Их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики и общей теории систем
7 вопрос
Ф. Теннис является родоначальником
формально-аналитической школы
Основу теоретической
В основу дихотомии двух типологических общественных устройств он положил характер господствующих в них общественных (межличностных отношений).
Отношениям типа «община» присущи такие черты как интимность и доверительность между людьми, привязанность, взаимная симпатия и т.д.
Межличностные отношения типа «общество»
характеризуется
Источником двух противоположных типов социальных связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная.
8 вопрос
Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 - начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции.