Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии. Объект социологии - это общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними, также это определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Объектами социологии являются: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.
Предмет социологии - существует несколько основных подходов к определению предмета социологии: 1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер); 2) Социология изучает социальное взаимодействие между людьми, социальными группами; стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни; 3) Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы).
Функции социологии:
1. Познавательная
- познание законов и
2. Управленческая
– использование
3. Организационно–
4. Идеологическая (ценностно – ориентированная) – влияние социологического знания на восприятие событий людьми, их поведения.
5. Концептуально-описательная
функция - предоставляет исследователю
и изучающему социологию
6.Оценочная функция - осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям.
7. Объясняющая функция - дает научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей.
8. Прогностическая функция - выявление прогнозов на основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем.
2. Структура социологического знания. Процессы институционализации науки могут быть как внешними, так и внутренними, которые означают совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри науки, формирование норм профессиональной этики.
По задачам: 1) Фундаментальные исследования, задачи которых – в приращении научного знания путем построения теорий, методов исследования. 2) Прикладные исследования, задачи которых – изучение актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний. 3) Социальная инженерия, задача которой – практическое внедрение научных знаний в создании технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
По масштабу: 1) Макросоциология – которая исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. 2) Микросоциология – изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии.
По уровням: 1) Общая социологическая теория – изучаются соц структуры, соц общности, соц институты, соц процессы, развитие личности, а также модели, методики и техники соц исследований. 2) Теории «среднего» уровня – или специальные социологические теории.
3) Эмпирические исследования – уровень конкретно социологических исследований.
Ступени социологические познания: 1) Общество как целое (знания об обществе, как о системе взаимосвязанных элементов). 2) Сферы общества (изучение общества в горизонтальном разрезе, как взаимодействие эк-ой, пол-ой и соц сфер). 3) Соц общности (изучение общества в вертикальном разрезе). 4) Соц институты и организации. 5) Личность.
3. Место социологии в системе современного обществознания. Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе общественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Социология «изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм с присущими ему свойствами, отношениями и закономерностями функционирования, которые проявляют себя в любой сфере жизнедеятельности, будь то экономической, правовой или политической. Можно сказать, что социология - это генерализирующая , по словам П.А. Сорокина, наука по отношению к другим наукам, изучающим общество и человека. Также социология зависит от открытий в других науках, таких, например, как история, экономика, политология. Наиболее близкими по предмету исследования к социологии наукам считают обычно социальную антропологию и социальную психологию. Однако социальная антропология занимается изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ. Социология же изучает современные сложные общества. Социальная психология исследует психологические причины, механизмы и закономерности поведения людей в группах и обществах.Исторически тесная связь существует между философией и социологией. Философия и социология имеют общие аспекты в изучении социальной реальности,т.к. они обе рассматривают общество в целом, в его системности. При этом социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Социология, давая конкретный анализ различных проявлений общественной жизни, поставляет материал для философских обобщений. Основное различие социологического и философского подходов состоит в том, что социология уделяет главное внимание осмыслению полученного эмпирического материала, а философия - сосредотачивается на философском осмыслении теоретических источников. Немало общего есть между социологией и историей. Обе науки изучают общество как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Социология отличается от истории и по предмету исследования: если история изучает все стороны, формы проявления общественной жизни, то социология - только “социальное” в обществе. Тесная связь существует между социологией и политологией. Особенно четко проявляется связь социологии и политологии в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики. Социология и политология - разные науки: социология исследует социальную жизнь, политология - политическую реальность, политическую жизнь. Взаимная связь существует также между социологией и экономическими науками, социологией и правовыми науками, социологией и этикой, социологией и педагогикой. Поэтому можно сказать, что в широком смысле все общественные науки взаимосвязаны и составляют одну совокупную науку об обществе, взаимообуславливают существование друг друга, хотя выделяют различные аспекты исследования.
4.
Становление социологии как
Во многом становление социологии связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце 18 — начале 19 веков, когда соц изменения приобрели глобальный характер. Это было время перехода от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Происходил процесс становления совершенно нового общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, оно шло на смену общества нормативного порядка, феодально-абсолютистского устройства, для которого была характерна жесточайшая тоталитарная регламентация экономической, общественно-политической и духовной жизни людей. Существенное расширение границ прав и свобод человека, увеличение возможностей выбора пробудили интерес людей к знанию основ жизни соц группы, соц общности, соц процессов и явлений с целью наиболее рационального и эффективного использования обретенных прав и свобод.
О. Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин "социология". По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания, принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория "позитивного" становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому "позитивизм" и другие слова, производные от "позитивного", становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Он считал, что активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате "естественного отбора", эволюционно.
Э. Дюркгейм одним из первых выделил предмет социологии -социальную реальность. Он развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать соц основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход - укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.
М.Вебер (1864-1820) внёс существенный вклад в такие области соц знания, как общая социология, методология соц познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл "понимающей социологией". В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
5. Понятие термина «общество». Существует несколько основных подходов к определению общества: 1) Общество - одно из наиболее многозначных понятий социологии, применяемое к определению обособившейся от природы части материального мира, связанную с деятельностью и особыми отношениями между людьми. Каркас теории общества образуют категории: человек; деятельность; общественные отношения. Маркс определял общество как исторически развившиеся формы жизнедеятельности людей в определенных общественных отношениях. 2) Общество - в широком смысле - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; способ и форма организации эволюционно продвинутых социоантропосов как производителей материальных и духовных ценностей; в узком смысле - определенный этап человеческой истории. 3) Общество - группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством. 4) Общество - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество— сложная, исторически развивающаяся целостная система . Становление общества— длительный процесс , длившийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад. Решающим фактором возникновения общества стал труд. Общество - не просто совокупность людей. В одно целое их объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего материально-производственная. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах. Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль в социальных процессах.
6. Системный подход к изучению общества. Системный подход, направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика Системный подход определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Системным признаком общества является целостность, структурированность,
сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это
целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи,
взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность
отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его
целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних
изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой
показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное
количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые
группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из
элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на
поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента
системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм –
общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения
происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.
7. Типология общества. Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией Тофлер выделил 3 типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное).
Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям).