Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
Наркомания - одна из наиболее опасных форм проявления девиатного поведения в молодежной среде. В Казахстане, как и в других странах СНГ, идет процесс вовлечения в наркоманию молодежи, в первую очередь подростков.
Наркотизация -
процесс распространения
27.
Методы социального контроля. Формальные
и неформальные методы
Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.
Методы социального контроля:
Изоляция-Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его
Обособление-Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы
Реабилитация-Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе
Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации
Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д)
28.
Система образования как
29.
Массовое и элитарное
Чем же отличаются элитарные учебные заведения от обычных? Таких отличий можно насчитать, пожалуй, десять:
1. Системой отбора. Но не какого-то искусственного, а именно естественного отбора.
2. Режим учебы – особый, жесткий и напряженный.
Причем, в элитарных учебных заведениях жесткий, чаще всего «интернатный» режим не только в смысле бытовых «лишений», но и в смысле огромной, тяжелейшей учебной нагрузки.
3. Преподавание всех предметов на высоком уровне трудности. От студентов требуется не только знать все правила – этому учат и в «обычных» учебных заведениях, но знать все без исключения исключения из правил. Такая постановка обучения вырабатывает способность не бояться никакой новой научной области, никакого нового вида деятельности, отсутствие страха прослыть «непрофессионалом». Причем, важно отметить, что в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различения по «степени важности» между естественнонаучными, техническими и гуманитарными предметами. И это важнейшая отличительная черта элитарных учебных заведений.
4. Высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности.
5.Четкая профессиональная
ориентация, формирование
6. Методологическая подготовка. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни.
7. Разностороннее развитие. В элитарных учебных заведениях учащимся, студентам предоставляются широчайшие возможности участия в факультативных курсах, курсах по выбору, кружках, секциях, обществах и т.д.
8. Общение с выдающимися людьми. Это также особенность элитарных учебных заведений.
9. Развитие лидерских
качеств, умения работать в
команде. Эта особенность
10. Традиции. Элитарные
учебные заведения сильны
Массовое Высшее Образование - национальная система высшего образования, перешедшая от " предоставления условий лишь узкому меньшинству подходящей возрастной группы к учету беспрестанно возрастающего населения и в конечном счете включающая большинство жителей.
30.
Централизованное и
В Советском Союзе образование было строго централизовано. Обучение на всех уровнях находилось под контролем двух центральных министерств: Министерства просвещения и Министерства высшего и среднего специального образования. В свою очередь, министерства подчинялись Коммунистической партии и Совету Министров Эти организации контролировали выпуск учебников, подготовку учителей и ассигнования на обучение (Волков, 1979). Их основная цель заключалась не в приобщении к знаниям максимального числа людей, а в удовлетворении потребностей государства - имеются в виду создание продуктивной экономики и строительство коммунистического общества.
В отличие от этих стран американская система образования всегда была в какой-то мере децентрализованной. Федеральное правительство никогда не осуществляло прямого контроля за деятельностью системы образования на каком-либо уровне. Лишь в последние десятилетия его влияние на образование стало более заметным. Это обусловлено выделением правительственных фондов на программы научных исследований, оказанием финансовой помощи студентам, а также политическими мероприятиями, например поддержкой некоторых начинаний. Тем не менее принимаются решительные меры, направленные против вмешательства правительства в повседневный процесс обучения. Контроль за образованием в Америке сохраняется главным образом на государственном и местном уровнях.
31.
Политические партии как
Выделяются также четыре уровня исследований социологии политики:на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс);на уровне государства (характер и роль государства в обществе);на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий);на личностном уровне (участие индивидов в политике).[1]
Возникновение социологии политики обычно связывают с деятельностью Макса Вебера, который одним из первых осуществил социальный анализ власти, властных отношений и ввел классификацию типов господства в обществе, а также с именем М. Я. Острогорского — основоположника социологии политических партий.
Одним из самых известных политических социологов двадцатого века был Сеймур Липсет.
32. Политическая социализация.
Политическая
социализация — это «процесс развития, в ходе
которого дети и подростки воспринимают
идеи, политическую позицию и поведение,
типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая
социализация сводится к усвоению политических
ценностей и норм, необходимых для адаптации
в сложившейся политической
системе и выполнения различных видов
политической деятельности. Политическая
социализация является одним из направлений
общего процесса социализации индивидо
33. Понятие «политика», «власть» «политическая культура»
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
К функциям политической культуры относят: интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; сохранение и развитие основ политической деятельности; проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределённости норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; проявления, предупреждения и разрешения латентных конфликтов; профетическая, прогностическая в отношении развития; апробации и верификации политических кадров; синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др.
Политика — форма общественного
сознания, выражающая корпоративные интересы
сообщества, и проявляющаяся в гражданском
обществе (государстве) в виде течений,
движений, профсоюзов и других общественных
организаций и объединений по специфическим
интересам. Наиболее совершенные и организованные
из них партии и церковь.Вла́сть — возможность и способность
осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность
и поведение других людей даже вопреки
сопротивлению. Суть власти не зависит
от её основы. Способность и возможность
достигать своих целей может базироваться
на различныхметодах: демократичес
34.
Специфика и статус
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ _ самостоятельная научная отрасль социологического знания, предметом исследования которой являются законы становления, функционирования и развития системы отношений между людьми, социальными группами, социальными общностями, социальными институтами во взаимосвязи с системой экономических отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления).