Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

ФРАНЦУЗская революция.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Роль и значение общественного мнения в современном обществе

Под мнением  сегодня понимается широкий спектр понятий:

1) установки разума, принимающего  некоторое утверждение за 

истинное; утверждение, которое  принимает или отвергает 

разум;

2) точка зрения, интеллектуальная позиция, идея или совокуп-ность идей по отношению к определенной области реально-сти;

3) ценностное суждение  или их совокупность, выносимая  о каком-либо объекте (человеке, действии, качестве).

Анализ отечественной  и зарубежной лите-ратуры позволяет выявить несколько десятков определений этого понятия. Отечественная традиция изучения общественно-го мнения в целом понимает последнее как специфический способ проявления некоторого фиксируемого состояния созна-ния некоей социальной общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства членов общ-ности к фактам, событиям, явлениям объективной или субъек-тивной действительности, вызвавшим интерес, и которое во-площается:

1) в оценочных суждениях;

2) практических действиях  членов данной общности.

Общественное мнение всегда отражает коллективную позицию и возникает по проблемам, представляющим обществен-ный интерес.

Его изучают и  анализируют специалисты практически  всех областей обществознания; оно используется представителями журналистики и политтехнологами, руководителями различного уровня и активистами социальных движений. Общественное мнение не только активно изучается, но и искусственно форми-руется, оно воспринимается большинством населения как про-гнозируемое явление, а профессионалами — как социальная технология, широко применяемая в современном управлении

социальными процессами.

 

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. 
  Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об Общественное мнение всей страны, но и об Общественное мнение, например, рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т.п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) Общественное мнение может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре Общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. 
  В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики Общественное мнение (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процессы формирования и функционирования Общественное мнение могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров. 
  Складывающееся на различных по глубине уровнях общественного сознания - на уровне теоретического знания (науки) и на уровне обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных групп, Общественное мнение может быть в большей или меньшей степени истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. 
  В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения Общественное мнение являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. 
  Активность функционирования и фактическое значение Общественное мнение в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими, связанными с характером производственных отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производительных сил, культуры и т.п., и специфическими, связанными с развитостью демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности Общественное мнение 
  В современном капиталистическом обществе Общественное мнение формируется в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей. 
  При социализме, в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политического и идейного единства общества, Общественное мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам общественного развития и выражается Коммунистической партией, др. общественными организациями трудящихся. Общественное мнение - активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль Общественное мнение усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономических, социальных, политических, технических и др. условий функционирования Общественное мнение и находит своё выражение в усложнении функций Общественное мнение, расширении границ проблем, о которых судит общественность, возрастании степени глубины и компетентности высказываний Общественное мнение и т.д.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и значение общественного мнения в научном знании

Общественное  мнение может проявляться во всех сферах общественной жизни: экономика, политика, нравственность, культура, наука, образование, религия, право. Все они коррелируют между собой. Например, с политическими оценками связаны и правовые оценки действий людей. Моральные оценки соизмеряют поведение людей с общепринятыми нормами.

Как отмечают известные отечественные  социологи Е. Петренко и В. Мансуров, выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследований в истории

мировой социологии связано по крайней мере с тремя обстоятельствами:

1) с развитием капиталистического  производства, что выдвинуло 

проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы  в конкурентной борьбе за потребителя;

2) с развитием демократических  структур, политических партий и  политической борьбы, что привело к возникновению исследований политических преференций, электорального поведения населения и эффективности политического влияния с помощью пропаганды;

3) с возникновением средств  массовой информации, особенно телевидения,  что вызвало потребность в изучении интересов аудитории, ее предпочтений и мотивов обращения к тому или иному источнику информации.

К этому следует  добавить рост уровня образования и  культуры населения, расширение спектра  его интересов, в частности по-литических, и т. п.

Следует согласиться  с точкой зрения этих авторов, что  в России такие условия возникали  в определенной последовательности, их взаимодействие имело свою специфику, и поэтому история пред-мета довольно коротка и прямо связана с  идеологическими ин-тересами правящих структур, а не только с вышеперечисленными объективными условиями. Это существенно усложняет задачу как социологического понимания феномена общественного мнения,

так и его  изучения.

Его изучают  и анализируют специалисты практически  всех областей обществознания; оно используется представителями журналистики и политтехнологами, руководителями различного

уровня и активистами  социальных движений. Общественное мнение не только активно изучается, но и  искусственно форми-руется, оно воспринимается большинством населения как про-гнозируемое явление, а профессионалами — как социальная

технология, широко применяемая в современном управлении социальными процессами.

 

Социология общественного  мнения тесно связана с тремя  науками: социология, психология, политология. Общественное мнение-это феномен общества, отражающий социально-политическое состояние общества. В политологии Общественное мнение –это объект управления (манипулирования, контроля). В психологии общественное мнение связано с конкретной личностью (с его помощью изучают  механизмы распределения слухов, фобий).

Социология и  философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия  рассматривает общество как часть  мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совпадают.

Социология и  политология. Взаимосвязь наук в  том, что социальная организация  и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и  часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления. Ведь мера включения оценок и суждений общественности в практические решения органов власти и управления есть показатель открытости общества, уровня развития в нем важнейших прав и свобод, наконец, одним из критериев демократичности политического устройства государства. Довольно часто от ответов на эти вопросы зависит решение важных для страны внешнеполитических и внешнеэкономических проблем - присоединение или неприсоединение к международным пактам и организациям, получение или неполучение займов, кредитов, режимов благоприятствования в торговле и т.д. и т.п.

 

Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах. Экономика исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.

Как мы видим, науки  очень тесно связаны с социологией. Существовало немало споров о месте социологии в ряду наук. Немецкий историк Э. Мейер вообще отрицал социологию как науку, а американский социолог Э. Гидденс ставил ее на центральное место среди других наук. Но наиболее правильной позицией было бы поставить социологию в ряд других наук как равную среди равных. Взаимодействуя между собой, науки обогащаются фактическим материалом.

Тесная связь  между науками должна быть использована в полной мере. М. М. Ковалевский говорил, что социология должна быть самостоятельной наукой, но не должна отгораживаться от других наук, хотя при взаимодействии разных наук грани между ними становятся размытыми. В результате появляются новые науки, которые указывают на те проблемы, которые существуют на данный момент и требуют объединения усилий ученых разного профиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные методы изучения общественного мнения

Методы исследования общественного мнения традиционно  делятся на две группы: качественные и количественные методы. Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, если или нет некое явление. Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик. К качественным методам относятся наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы. Основной метод количественного исследования общественного мнения — анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).

 

Методы сбора информации: 
Существует три основных класса методов сбора информации:  
-Прямое наблюдение  
-Анализ документов  
-Опросы, которые делятся на два подкласса: а) интервью б) анкетный опрос  
 
^ ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 
Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.  
Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:  
Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.  
Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.  
Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.  
Наблюдение классифицируется:  
1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое и контролируемое. В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.  
2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее и простое наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.  
3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).  
 
^ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ 
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.  
По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы,  
документы подразделяются на личные и безличные.  
Личные - документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи.  
Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.  
документы делятся на официальные и неофициальные.  
Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность.  
Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).  
^ Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино.  
По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников.  
Еще можно классифицировать документы по содержанию: например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.  
ОПРОСЫ 
 
^ Разновидности опросов.  
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.  
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).  
 
Имеется множество разновидностей интервью.  
 
1) По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений;  
2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные ( а также полустандартизованные) интервью.  
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Стандартизованные интервью предполагают, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.  
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого 
4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.  
5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.  
 
Анкетирование 
Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).  
Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.  
Опрос по почте  
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет,во2он обращается индивидуально к каждому респонденту.

 

  1. Основные подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения

 

Использование количественных методик предполагает предварительное построение выборки.

Выборка – представительная часть генеральной совокупности (т.е. всех объектов исследования), в которой интересующий нас признак распределяется по тому же закону, что и в самой генеральной совокупности. Можно также сказать, что выборка – это тот способ, с помощью которого формируется группа непосредственных объектов исследования.

В то же время, выборка должна репрезентировать (представлять) не все на свете, а только объект исследования. Процесс (вид выборки) должен позволять лучшим образом репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность). Существует несколько основных видов выборки:

  • Случайная выборка - способ отбора, при котором каждый элемент генеральной совокупности имеет одинаковую вероятность быть выбранным. Реализовать случайную выборку можно, используя такие приемы, как лотерейный метод и/или таблицу случайных чисел. С помощью этого типа выборки проводится большинство телефонных опросов и опросов по каким-либо спискам (например, избирательным). Для построения случайной выборки необходим список всех элементов генеральной совокупности.
  • Систематическая выборка - процедура отбора каждого n-го элемента из списка элементов генеральной совокупности. По этому принципу формируются разного рода адресные выборки, например – квартирные, когда квартиры для проведения анкетирования/интервьюирования отбираются по определенной схеме (первая от лифта, первая слева, и т.д.)
  • Квотная выборка формируется на основе определенных параметров (квот) – например, социально-демографических характеристиках индивидов. Этот тип выборки применяется, как правило, в случае небольшой генеральной совокупности. Важной особенностью является то, что для квотной выборки не вычисляется ошибка.
  • Спонтанная выборка – этот тип выборки, респонденты для которой отбираются случайным образом или с определенным шагом, например – в местах массовых скоплений. Как правило, используется при уличных опросах в местах массового скопления людей (у метро, культурных памятников, развлекательных центров, и т.д.).

Важным понятием, связанным с применением количественных методик, является ошибка выборки. Ошибка может быть систематической – тогда, когда она заложена в саму процедуру отбора респондентов, и случайной, которая неизбежно возникает в силу того обстоятельства, что опрошена не вся генеральная совокупность, однако всегда может быть рассчитана и представлена.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"