Шпаргалка по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 10:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Социологии»

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

 

Понятие, сущность, основные характеристики социального института.

 

Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.

 

Виды социальных институтов.

 

Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.

 

Характерные черты социальных институтов.

 

1. устойчивая организованная форма  деятельности людей.

 

2. Каждый социальный институт  связан многообразными отношениями  (прямые и косвенные, структурные  и функциональные) с другими социальными  институтами, без которых нормально существовать не может.

 

3. Социальные институты упорядочивают  поведение людей.

 

4. Однажды возникший социальный  институт стремится себя развивать  и работать на самого себя. С одной стороны это способствует  к стабилизации, а с другой к торможению

 

5. Ситуация, когда социальный институт  не справляется со своей функцией - называется дисфункцией

 

Политика и экономика  как социальные институты.

 

Сущность социологического подхода  к изучению социальной системы состоит  в рассмотрении общества как единого целого.

 

В изучении отдельных сфер общественной жизни через призму целого во всей сложности и многообразии социальных процессов и взаимосвязей.

 

Экономика решает 3 вопроса.

 

- что

 

- как

 

- и кому производить

 

Экономическая социология появилась в 50 гг. Один из создателей экономической социологии был Н. Смелзер. Экономическая социология возникла на пересечении экономики и труда, причем в последствии социология труда стала рассматриваться как составная часть экономической социологии.

 

В качестве объекта экономическая социология, в узком смысле,   рассматривает экономическую структуру, а в мире всю ту часть общества, которая связана с экономикой.

 

В качестве предмета экономической  социологии является и процессы, а  также отношения между различными группами людей с учетом влияния политических и национальных культурных факторов.

 

Политические институты, т.е.  институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. Для этих институтов характерна нацеленность на выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, армия, полиция, партия. К этим политическим институтам примыкают общественные движения, объединения, клубы. Здесь как нигде распространены строго определенные институализированные формы деятельности: митинги, демонстрации, выборы, предвыборные компании.

 

Семья и брак как социальные институты общества.

 

Семьей называется основанное на кровном  родстве, браке или усыновлении  объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.

 

Функции семьи.

 

Репродуктивность

 

Хозяйственно-потребительская

 

Воспитательная

 

Восстановительная

 

Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

 

Форма семьи.

 

Термин "родство" означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры:

 

Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.

 

Расширенная семья  включает нуклеарную семью  и многих родственников.

 

Форма брака.

 

Брак между 1 мужчиной и несколькими  женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.

 

Еще одной формой является групповой  брак - между несколькими мужчинами  и несколькими женщинами.

 

Типы властных структур.

 

Больш-во семейных систем, при которых  расширенные семьи считаются  нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи.  Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным.

 

При матриархальной семейной системе власть  по праву  принадлежит жене и матери. Такие  системы встречаются редко.

 

В последние  годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.

 

Предпочитаемый  партнер. 

 

Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами  экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп.

 

Правило выбора местожительства.

 

В США большинство  молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что  они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная  уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

 

Родословная и наследование имущества.

 

Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. В нашем общ-ве нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.

 

 Религия как социальный институт.

 

С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое  развитие самостоятельное направление под названием "социология религии". Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс.

 

Согласно  теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный  фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей  подобно любому другому общественному  институту. Маркс заложил, таким  образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

 

Во второй половине XIX века положение  меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении  концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

 

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".

 

Работы названных основоположников социологии религии определили все  ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX -  началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

 

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

 

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

 

Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

 

1. первобытные религии.

 

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

 

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

 

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

 

Анимизм - вера в души и духов.

 

2. политеистические религии - многобожие.

 

3. Монотеизм - единобожие: буддизм  (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая  молодая религия).

 

Структурные элементы религии:

 

1. религиозное сознание.

 

- религиозная идеология

 

- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной  деятельности) соборность - единение.

 

2. религиозная деятельность.

 

- культовая (освещение, крещение, венчание)

 

- внекультовая (воскресные школы, издательская деятельность, миссионерство).

 

3. религиозная организация

 

- церковь (церковно и священно  служители, миряне)

 

секты - отколовшаяся часть от церкви с лидером.

 

 

Социальная группа как  объект социологического изучения

 

 

В основе соц. групп лежат связи  типа взаимодействия, т.е. происходят обмен  сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.

 

Анализ внутренних связей в группе

 

1. У индивида, входящего в ту  или иную группу, возникает личная  связь со своими партнерами. Индивид  оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.

 

2. Внутренние связи в группе  могут оцениваться с точки  зрения         

 

    укрепления престижа  в целом, непосредственно на  личных целях     

 

    индивида это не сказывается.

 

3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами

 

     группы.

 

4. Отношение коллег по группе  с т. зрения достижений коллектива,

 

т.е. каждый член общности не должен подводить  весь коллектив.

 

5. Отношение с членами других  конкурирующих или 

 

сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов

 

индивида.

 

6. Отношение с членами других  групп, но уже с т. зрения  интересов 

 

всей группы, к которой принадлежит  индивид.

 

7. Отношения индивида с членами  своего коллектива перед 

 

представителями других конкурирующих групп.

 

(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи,  которые развиваются только в  общности, они существуют для  сохранения всех преимуществ,  получаемых индивидом не от  одного партнера, а от всей  общности).

 

Социология малых групп. Социометрическая процедура.

 

Социометрия (товарищ, измерять)

 

Метод - Д. Морено

 

Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.

 

Этапы процедуры.

 

1. Определение целей измерения

 

2. 2 типа процедуры

 

- непараметрическая

 

- параметрическая

 

3. составление анкеты, используя 2 вида социологических критериев

 

- коммуникативный

 

- гноистический

 

4. заполнение анкеты

 

5. заполнение социометрической  матрицы

 

Социальная сущность личности.

 

Любое общество состоит из людей. Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности.

 

Индивид - один из группы.

 

Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого.

 

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.

 

Структура личности.

 

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.

 

1. направленность личности.

 

- потребности: биогенные (еда,  жилище, секс), безопасность, потребность  в самоутверждении, потребность  в саморазвитии (самореализации);

 

- мотивы поведения; 

 

- цели человека;

 

- ценностные ориентации;

 

- иные установки человека;

 

- интересы личности;

 

- убеждения;

 

- идеалы.

 

Все это формируется воспитанием  и социальным общением.

 

2. жизненный опыт личности.

 

- умения;

 

- навыки;

 

- привычки;

 

Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение.

 

3. особенности психический процессов.

 

- чувства;

 

- восприятие;

Информация о работе Шпаргалка по «Социологии»