Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 11:47, курсовая работа
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3-4стр.
Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе………………………5-10стр.
§1.Основные теоретические подходы к изучению социального феномена семьи……………………………………………………………………………………………………..11-18стр.
§2.Институт семьи в истории России……………………………………………………19-23стр.
Глава 2. Особенности эволюции института семьи в современной России…………………………………………………………………………………………………….24-27стр.
§1. Динамика изменений института семьи в современной России…………………………………………………………………………………………………….28-30стр.
§2. Перспективы развития института семьи в России…………………………………………………………………………………………………….31-39стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………40-42стр.
Список литературы……………………………………………………………………………….
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи, по сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки).
Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Ленин говорил о революции в области половых отношений, но в тоже время дискредитировал каждого, кто пытался по этому поводу теоретизировать. Он рекомендовал советской молодежи заниматься не любовью, а спортом, гимнастикой, плаваньем, экскурсиями, физическими упражнениями.
Причин для послереволюционного послабления нравов было много: нестабильность жизни, гражданская война, экономические лишения, раннее вынужденное взросление подростков, новый и не всегда понятный взгляд на положение женщины.
В заключении параграфа можно сказать что СЕМЬЯ многолика, но не смотря на различные ее виды, все семьи выполняют одинаковые функции, которые постоянно находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, часто помогая одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу.
§2.Институт семьи в исторической России.
Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего способа производства, образа жизни и общественных отношений.
Отличительной чертой традиционной русской семьи являлось проживание неразделёнными многопоколенными семьями. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. В дореволюционной России преобладало сельское население, быт и семья были подчинены патриархальным отношениям.
Человек для семьи – таков принцип, на
котором держались испокон веку патриархальные
семейные отношения.
Патриархальная
семья характеризуется главенствующим
положением мужчины в семейных отношениях.
На Руси она имела форму возглавляемой
мужчиной большой семьи, состоящей из
нескольких поколений ближайших родственников,
которые жили под одной крышей и вели совместное
хозяйство. Патриархальность семьи основывалась
на том, что основные функции жизнедеятельности
семьи перекладывались на мужа (отца),
который выступал как добытчик, как кормилец
своего рода. Его должны были слушаться
и подчиняться. Женщина воспринималась
как хранительница домашнего очага. На
ее плечи было возложено воспитание детей,
а их, как правило, было не меньше трех-пяти.
Данный тип семейного взаимодействия
предполагает наличие четко выстроенных
функций и разграничения полномочий и
семейных ролей.
Коллективное владение всем движимым
и недвижимым имуществом было обязательным
условием существования патриархальной
семьи. Главой семьи был старший по возрасту
мужчина: дед, отец или старший сын. Круг
его обязанностей был весьма разнообразен.
Он представлял семью перед внешним миром,
выплачивал налоги и долги, отвечал перед
обществом за нравственные поступки всех
членов семьи. Он контролировал и направлял
хозяйственные дела, сосредотачивал в
своих руках семейную кассу, возглавлял
проведение религиозных, семейных и государственных
праздников, участвовал в свадьбах, крестинах,
похоронах. Глава семьи пользовался большим
авторитетом, как среди односельчан, так
и среди членов других семей.
В патриархальной
семейной общности царила строгая иерархия.
Авторитет других членов семьи находился
в прямой зависимости от их пола и возраста.
Наиболее уважаемыми были пожилые люди.
Трудовая деятельность также регламентировалась
возрастом и полом. Мелкая работа поручалась
детям. Старики и больные выполняли наиболее
легкие работы. Мужчины выполняли наиболее
тяжелые обязанности. Женские работы сосредотачивались,
главным образом, вокруг обслуживания
членов семьи – это забота о пище и одежде,
уборка дома и двора. Главенство мужа,
в частности, проявлялось в том, что в его
руках были сосредоточены экономические
ресурсы семьи и принятие основных решений.
Постепенно
на смену традиционной многопоколенной
патриархальной пришла нуклеарная патриархальная
семья (от латинского «нуклеус» – ядро).
Впервые название «нуклеарная»
применительно к семье ввел в научный
обиход американский социолог Д.П. Мердок
в 1949 году. Нуклеарная семья состоит только
из самых необходимых для ее образования
членов – мужа и жены; она может быть как
бездетной, так и включать сколько угодно
детей. Важная особенность традиционной
семьи (как многопоколенной, так и нуклеарной)
– патрилинейность, т.е. исчисление рода
по мужской линии.
Другая центральная
ось семьи: отношения родители – дети.
В традиционной семье на протяжении многих
лет господствовала абсолютная родительская
власть и авторитарная система воспитания.
Семья была
домашней школой. В ней передавалась по
наследству профессия родителей: от отца
– к сыну, от матери – к дочери. Передавалось
и мировоззрение родителей: конкуренции
иных авторитетов не существовало.
Патриархально-традиционный образ жизни,
как мы уже отмечали, характеризовался
подчиненным положением женщины и ребенка
и ярко выраженным главенством мужа, почти
нерегулируемым уровнем рождаемости и
наличием нескольких поколений в семье.
Традиционная
патриархальная семья способствовала
сохранению и передаче нравственных, культурных,
социальных традиций наиболее оптимальным
для человека и общества способом. Традиции
как эстафета передавались из поколения
в поколение и соединяли настоящее с прошлым.
Патриархальная система семейных отношений,
сложившаяся ещё в Киевской Руси, сохранилась
практически без изменений до начала 18
в.Основными чертами патриархальной семейной
системы в России, как впрочем, и в других
странах Европы были: абсолютное превосходство
мужчин во всех сферах жизни над женщинами,
и нерушимая иерархия в семейной жизни.
В такой семье вся власть и полный контроль
над всеми домочадцами находились в руках
старшего мужчины. У русских крестьян
до 18 в. Понятие семьи было практически
полностью слито с понятием дома, домохозяйства,
и, как следствие, семьёй считалась группа
родственников, живущая в одном доме.
Нуклеарная
или малая, семья в России начала формироваться
с 18 в., однако это касалось, прежде всего,
дворянского сословия и горожан, а у крестьян
традиционная форма семьи сохранялась
до второй половины 19 в. и стала меняться
только после отмены крепостного права
и других реформ.
Значительную
роль в столь медленном развитии семейной
системы играло то, что до середины 20 в.
Россия оставалась преимущественно крестьянской
страной, где были очень сильны древние
традиции. Лишь начиная с 20 -х годов 20 в.,
в связи с революцией, началось активное
переустройство семьи как системы. На
государственном уровне было провозглашено
уравнение женщин в правах с мужчинами,
резко осуждалась буржуазно -патриархальная
семья, особое внимание стало уделяться
материальной поддержке женщины -матери,
несмотря на то, что общей целенаправленной
государственной программы демократизации
семьи не было.
Период с
1917 до начала 1930 -х годов считается временем
наиболее радикальных изменений в структуре
российской семьи.
Советская семья
— ровесница революции: 18 и 19 декабря 1917
года были изданы декреты ВЦИК и Совнаркома
РСФСР «О гражданском браке, о детях и
о ведении книг актов гражданского состояния»
и «О расторжении брака». Оба подписаны
В. И. Лениным.
Полное отстранение церкви от решения
вопросов брака и семьи. Свобода заключения
брака и развода. Полное равенство личных
и имущественных прав мужа и жены. Уравнение
в правах внебрачных детей с детьми, рожденными
в браке. Революция в семейных отношениях!
Положения декретов развил первый советский
семейный Кодекс, принятый в 1918 году. А
в 1920 году семья получила право свободно
решать вопрос о числе детей: официально
было разрешено прерывание беременности
в больничных условиях — в противовес
всякого рода «способам», которые практиковались
еще с дореволюционных времен, уродуя
и калеча женщин.
Превращение семьи в первичную ячейку
свободного общества — это было одно из
самых первых и самых важных завоеваний
революции. Молодое Советское государство
на целые десятилетия опередило все самые
передовые «демократии» Запада.
«Возьмите положение женщины,— писал
В. И. Ленин в статье «Великий почин».—
Ни одна демократическая партия в мире
ни в одной из наиболее передовых буржуазных
республик за десятки лет не сделала, в
этом отношении, и сотой доли того, что
мы сделали за первый же год нашей власти.
Мы не оставили в подлинном смысле слова
камня на камне из тех подлых законов о
неравноправии женщин, о стеснениях развода.
о гнусных формальностях, его обставляющих,
о непризнании внебрачных детей, о розыске
их отцов и т.п.,— законов, остатки которых
многочисленны во всех цивилизованных
странах к позору буржуазии и капитализма».
До революции свыше 10 процентов городского
населения — мужчин и женщин — никогда
не вступали в брак: тяжелые условия жизни
не позволяли им создать семью. В первое
же послереволюционное десятилетие это
вынужденное безбрачие практически сошло
на нет.
Семья и общество, семья и государство всегда неразрывно связаны, это всеобщий закон. Но традиции широкой государственной помощи семье, активного влияния на ее развитие впервые в истории заложил Октябрь. В строительстве новой семьи мы тоже шли непроторенным путем. Не всегда он был гладким и безошибочным. Бывало и так, что для достижения бесспорно верных и важных целей избирались слишком «лобовые» средства, не учитывающие всей сложности социальных последствий. Так случилось , например, в 1936 году, когда были практически запрещены аборты. Эта мера серьезно осложнила жизнь семьи, она стоила здоровья, если не большего, множеству женщин. А достигла ли она своей прямой цели— повысить рождаемость? По крайней мере, когда в 1955 году запрет был снят, число рождений не уменьшилось. Оно стало снижаться лишь несколько лет спустя, по другим причинам.
Рассмотрев
историю развития института семьи можно
сделать следующий вывод: традиционные
роли, когда женщина вела дом, хозяйство,
воспитывала детей, а муж был хозяином
и обеспечивал экономическую самостоятельность
семьи, изменились. Сейчас большинство
женщин участвуют в экономическом обеспечении
семьи и принимают равное участие в общесемейных
решениях. Это повлияло на образ жизни
семьи, способствовало освобождению и
развитию личности женщины-матери, равенству
супругов, но вместе с тем оказало воздействие
на демографическое поведение, что привело
к снижению уровня рождаемости и росту
числа разводов. Традиционные нормы и
ценности становятся менее значимыми
по сравнению с нормами и образцами поведения,
устанавливаемыми в процессе межличностного
общения в определенных семьях, различающихся
по уровню образования, культурного развития,
месту жительства (сельская местность,
небольшой город, средний город, мегагород).
Происходят изменения структуры лидерства
в семье и характера отношений между супругами
и между родителями и детьми, изменения,
ведущие к демократизации этих отношений.
Наконец, основой современного брака становятся
не экономические или статусные, а эмоциональные
и интеллектуальные стороны межличностных
отношений.
Глава 2.Особенности эволюции института семьи в современной России.
Современная семья характеризуется ϲӆедующими
особенностями.
Во-первых, она является
нуклеарной, т. е. ее образует только семейное
ядро: жена, муж, дети. Другие родственники,
например родители супругов, входившие
ранее в состав расширенной семьи, в нуклеарную
семью не входят. Такая семья – превалирующая
форма современной семейной жизни. 87 % населения
развитых стран живет сегодня в нуклеарных
семьях.
Расширенная семья
(семья с родственниками, состоящая из
нескольких поколений) может существовать
в ϲӆедующих формах:
патрилокальная (молодые
живут в семье мужа);
матрилокальная (молодые
живут в семье жены);
неолокальная (молодые
живут отдельно).
Во-вторых, современная
семья является эгалитарной. Основу такой
семьи составляет равноправный добровольный,
свободный от принуждения, материальных
расчетов, вмешательства или давления
третьих лиц союз женщины и мужчины. В
такой семье не ущемляются права и достоинство
мужчины и женщины, обеспечивающие каждому
из них равные возможности профессионального,
интеллектуального и духовного роста.
В-третьих, семья сегодня
является экзогамной (т. е. подчиняется
запрету на браки близких родственников).
Крᴏᴍе того, люди современного общества
продолжают более или менее придерживаться
и норм эндогамии, которые ограничивают
возможности их выбора. Такие факторы,
как вероисповедание, расовая принадлежность,
социальный класс и уровень образования
определяют группу, внутри которой индивид
предпочитает искать спутника жизни.
В-четвертых, современная
семья является «симметричной» (работают
муж и жена), характеризуется высокой степенью
гибкости семейных ролей, что, в свою очередь,
дает высокую адаптацию в условиях быстрых
изменений в обществе. Жесткое разделение
ролей по гендерному признаку уходит в
прошлое. Оба супруга теперь выполняют
и лидерские функции, и функции ведомых
в зависимости от ситуации и компетенции
в том или ином вопросе. Симметричное
строение более характерно для семей образованных
людей в обществе с высоким уровнем социально-экономического
развития. «Несимметричность»
отношений (например, карьера мужа имеет
более важное значение, чем карьера жены)
характерна для семей, состоящих из менее
образованных супругов и в менее развитых
обществах.
Семейно-брачные
отношения очень чутки к изменениям в
экономике, политике и в социальной сфере
общества. Отсюда те тренды, которым подвержена
современная семья, и проблемы, ими вызываемые.
Какие это проблемы?
Более позднее
формирование социальной готовности к
созданию семьи. Чем это вызвано? Одним
из факторов является то, что необходимо
больше времени для завершения образования
(в связи с увеличением объема необходимых
знаний). Другим фактором выступает желание
сначала сделать карьеру, чтобы экономически
обеспечить создаваемую семью.
Увеличение количества
разводов. О том, что эта проблема семьи
является достаточно острой, говорят ϲӆедующие
факты. За поϲӆедние тридцать лет количество
разводов в России возросло в шесть раз,
ежегодно распадается каждый третий брак.
Эта проблема характерна не только для
нашей страны, но и для всех развитых стран.
Социологические исϲӆедования показывают,
что в основе этой проблемы лежат экономические
причины. Дело в том, что достигнутый уровень
развития производительных сил, образования
позволяет женщине самостоятельно (в одиночку)
содержать семью, т. е. кормить и воспитывать
детей.
Современная
научно-технологическая революция превратила
брак из экономического института в морально-правовой.
В то же время в такой среднеразвитой стране,
как Россия, несимметричность семейных
отношений еще имеет место за счет того,
что мужские семейные обязанности (добывать
пищу, строить жилье, заготавливать дрова
и т. д.) ушли в небытие, а женские (приготовление
еды, содержание дома, мужа и детей) остались.
Ситуация, когда муж не принимает участия
в домашних делах, зачастую приводит к
разводу. Из десяти случаев разводов в
семи из них инициатором выступает женщина.
Каковы поϲӆедствия
увеличивающегося числа разводов? Более
всего от них страдают дети. Ежегодно в
нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются
в неполной семье. При этом они получают
и неполное воспитание, т. е. недополучают
родительского внимания, любви, тепла.
Это, в свою очередь, ведет к детским правонарушениям.
Так, 90 % рецидивистов начали свою преступную
деятельность с детских лет, а многие из
них выросли в неполных семьях.
Уменьшение количества
детей в семье. В настоящее время у нас
в стране около 90 % семей имеют 1–2 детей,
причем 58 % семей имеют одного ребенка.
А демографическая статистика утверждает,
что для хотя бы небольшого прироста населения
необходимо, чтобы в семье было 2–3 ребенка.
Существуют объективные
и субъективные факторы, которые связаны
с этой проблемой семьи.
Социальное обеспечение.
Ранее большое количество детей требовалось
для того, чтобы они смогли в поϲӆедствии
содержать своих родителей. Ныне пенсионное
обеспечение, медицинское обслуживание,
различные социальные льготы, прижизненные
накопления дают возможность пожилым
людям не прибегать к помощи детей.
Медицинское обеспечение.
Ранее слабое развитие медобслуживания
в России приводило к тому, что почти половина
родившихся детей умирала, не достигнув
возраста активных работников. Поэтому
рождаемость держалась на высоком уровне.
В настоящее время положение изменилось.
Современная медицина в состоянии поставить
на ноги почти любого ребенка.
Отягощенная
наϲӆедственность. Угроза здоровью ребенка
исходит, как показывает медицинская статистика,
в основном из двух источников: от так
называемого слабоумия (например, олигофрении)
и алкоголизма родителей. Согласно официальным
данным, доля новорожденных, у которых
фиксируются признаки поражения олигофренией,
достигает 12 %, в тяжелой форме болезнь
поражает 33,5 % детей. При этом, как показало
выборочное обϲӆедование в одном из регионов
России, пьянство родителей является причиной
более 80 % всех случаев этого недуга.
Изменение мотивации
брака. Иссӆедования мотивов вступления
в брак показали, что любовь, как правило,
является главным фактором выбора будущего
супруга. Однако значительная часть браков,
в которых главным мотивом является любовь,
оценивается опрошенными как неудачные.
Сӆедовательно, приходится констатировать
отсутствие жесткой взаимосвязи между
основным мотивом брака и прочностью брачного
союза.
Повышая ожидания, связанные с браком,
а вместе с ними и требования к избраннику,
любовь тем самым увеличивает опасность
разочарования и в том и другом, а ϲӆедовательно,
нередко создает психологические конфликты,
способные вызвать и негативное отношение
к данному конкретному браку по любви;
Сплочение семьи на
базе антисоциальных по своей сути интересов
(например, индивидуалистических, эгоистических
и т. п.). Налицо противоречивость некоторых
социальных требований и семейных норм
(продолжительность рабочего дня, размер
зарплаты и др.).