Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 11:47, курсовая работа
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью.
Введение…………………………………………………………………………………………………..3-4стр.
Глава 1. Основные теоретико-методологические подходы к изучению социального института семьи в современном обществе………………………5-10стр.
§1.Основные теоретические подходы к изучению социального феномена семьи……………………………………………………………………………………………………..11-18стр.
§2.Институт семьи в истории России……………………………………………………19-23стр.
Глава 2. Особенности эволюции института семьи в современной России…………………………………………………………………………………………………….24-27стр.
§1. Динамика изменений института семьи в современной России…………………………………………………………………………………………………….28-30стр.
§2. Перспективы развития института семьи в России…………………………………………………………………………………………………….31-39стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………40-42стр.
Список литературы……………………………………………………………………………….
*Антонов А. И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления/А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: ЦСПГИ, 1992. - С. 10.
**Захарова О. Ю. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости/Социология в России//Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - С. 150.
*** Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. Седельникова В и Федоровой Н. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 32.
«Алгоритм «качество информационного производства - качество информационного работника - качество жизни» неизбежно ставит семью в условия ограничения числа детей в семье».
Таким образом, «репродуктивная функция семьи будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества» *. Акцент будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Семейные конфликты в информационном обществе будут происходить в основном из-за неумения и нежелания считаться с индивидуальными личностными особенностями членов семьи. Неуважение к личному достоинству каждого отдельного члена семьи - серьезная причина для конфронтации и отчуждения.
«Современная семья активно реагирует на возрастание автономности своих членов. Прослеживается образование новых форм семейных структур»**.
Отмечают возникновение разнообразных форм как «моногамной (парной) семьи, так и полигамной (групповой) семьи. Среди парных семей распространены внебрачные семьи (семьи без отца): материнская семья, неполная семья и конкубинат (разновидность материнской семьи, когда отец принимает некоторое участие в воспитании ребенка, оказывает и помощь матери)».
*Захарова О. Ю. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости/Социология в России//Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. - С. 128.
**Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования//Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. - 1986. - №5. - С 14.
Появились новые формы полигамного брака: брак-коммуна, групповой брак (двоеженство или двоемужество, обмен партнерами).
Некоторые ученые (например, С. И. Голод) постсовременный тип семьи именуют супружеским. В супружеской семье стратегическое отношение определяется не родством (как в патриархальной) и не родительством (как в детоцентристской), а свойством. Понять это можно так. «Норма семейной жизни меняется: родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети»*.
Характерным признаком постсовременной семьи является автономия супругов. «Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значимого общения для каждого из них выходит за рамки супружества . Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.
«Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обязанности (и ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной помощи в домашнем хозяйстве или в успешной учебе, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему для развития и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нравственную ценность»**.
*Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. Седельникова В и Федоровой Н. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 99.
**Кон И.С. Ребёнок и общество/И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - С. 140.
«В современном типе семьи опека подростка, как правило, продолжается долго - вплоть до брака. Для постсовременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности» Супружеская семья -исторически наименее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех.
В то же время возрастут требования к качеству межличностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена семьи.
«Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание семейной культуры подрастающего поколения. Знание молодежи о семье ограничивается главным образом опытом семейной жизни родителей или дополняется далеко не лучшими образцами массового искусства, заполонившего экраны телевидения и кино, прессу и печать. Если преемственность в передаче семейных традиций и представляет определенную ценность, то «идеалы» секса, насилия и страха, насаждаемые западной поп-культурой, причиняют непоправимый вред молодому поколению»*.
Опасность такого воздействия усугубляется тем, что сегодня закладываются основы семьи будущего, формируются исходные принципы и нормы взаимоотношений новой персоналитарной семьи. Необходимо переломить отрицательную тенденцию и создать систему подготовки молодого поколения к новому типу семейной жизни, используя образование, искусство, средства массовой информации, общественное мнение, общественные организации.
*Лисовский В.Т. Нелегитимные молодежные сексуальные стандарты//Человек. - 2002. - №5. С. - 147.
«Система семейного воспитания должна включать в себя: воспитание нравственной ценности семьи как оптимальной среды социализации и самовыражения личности; формирование личной психологической готовности к браку; воспитание культуры межличностных отношений; формирование культуры половых отношений; правильное понимание и выполнение супружеских обязанностей, установку на компромиссы, терпеливое и уважительное отношение друг к другу; ответственность и готовность строить брачно-семейные отношения новой персоналитарной семьи»*.
Наиболее эффективным же воспитание нравственных ценностей семьи происходит под вилянием религиозных ценностей, например, что особо характерно для нашей страны, в мировоззренческой оболочке православия.
Таким образом, подробно освятив выше проблемы и перспективы семейных отношений в современной России, можно сделать следующий вывод. Семья - малая, первичная, и, наверное, самая главная ячейка общества, которая в условиях современных российских реалий переживает глубочайший кризис, вызванный во многом изменением государственно-политического строя, переходом к капиталистическому типу отношений, активным развитием промышленного производства, и, как следствие этого, изменением социально-культурных ценностей в обществе. Кризис семейных отношений проявляется в падении рождаемости, нестабильности семьи, росте числа разводов. Современную семью можно назвать супружеской, с ослаблением уз родства и родительства.
*Антонов А. И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления/А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: ЦСПГИ, 1992. - С. 51.
В перспективе кризис семейных отношений будет не ослабевать, а, напротив, усугубляться. Проявление общемировых тенденций индивидуализации отразится и на институте семьи. Внутрисемейные конфликты будут происходить из-за эгоистических желаний членов семьи. Преодоление данного кризиса видится в воспитании молодого поколения в контексте высоких нравственных ценностей, во многом культивируемых институтом религии. Ценности супружеской верности, терпимого и уважительного отношения друг к другу, детям, правильное понимание половых отношений, готовность к компромиссам, всё это есть залог крепкой семьи.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можем заключить следующее.
Семья - довольно сложный социокультурный феномен, в рамках которого, в сущности, проходит вся жизнь человека. Именно поэтому семью как объект изучения не могли обойти своим вниманием учёные всех времен и народов.
Особый интерес семья представляет для социологии. Наиболее распространенные традиции изучения семьи и брака в социологии следующие: структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Бейлз), конфликтологический подход, основные положения которого был представлены еще К. Марксом, Ф. Энгельсом, подход к семье как малой социальной группе (Ч. Кули, З. Фрейд), а также теория социального обмена, основные положения которой были разработаны П. Блау.
В социологии данный феномен принято рассматривать с двух основных позиций: семья как малая социальная группа (первичная ячейка общества, «Общество в миниатюре»), а также семья как социальный институт.
Семья, как социальный институт, существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим последующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности в социуме.
Но это далеко не единственная функция семьи как социального института. Первая, и, можно сказать, главная его функция - репродуктивная, т.е. простое воспроизводство населения. Следующей важной для общества в целом функцией, которую выполняет семья, является первичная социализация подрастающего поколения. Примечательны при изучении семьи также функции: хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, эмоциональная, психологическая поддержка своих членов. Успешное выполнение семьей своих основных функций в результате дает стабильное, устойчивое, прогрессивное общество.
На протяжении истории, как и все социальные институты, институт семьи и брака прошёл трансформацию. Семейные отношения изменялись от матриархата к патриархату, от полигамии, групповых браков к полигинии. Изменения института семьи продиктовано требованием времени, новыми веяниями в социальной жизни государства. Семь отражает государство в целом, как и любой другой социальный институт. Так групповой брак явился отражением существующего в сопутствующий ему исторический момент социального устройства общества. Ведь и государства, с присущей ему во всем строгой дифференциацией как такового еще не существовало. А характерной формой организации общественной жизни явилась община. Полигамия, характерная для восточных стран была ответом на постоянно происходящие войны на данной территории, в связи с чем погибало большое количество лиц мужского пола. Оставшихся после их смерти вдов мог взять в семью уцелевший брат погибшего мужа. Данная форма решения проблемы недостатка мужчин была в последующем закреплена в традициях данных стран в форме религиозных норм. В последующем многоженство в восточных странах переросло в традицию.
Также трансформация института семьи проявлялась в изменении функций семьи, а также изменении их превалирования в определённые исторические моменты. Так, например, досуговая функция семьи - явно продукт современно, постиндустриального общества. В то время как в средневековье основной функцией семьи помимо репродуктивной являлась хозяйственно-бытовая функция.
Что касается современной российской семьи. Долгое время, вплоть до революции 1917 года она ярко выражала патриархальный тип власти в семье, являлась расширенной и многодетной. Патриархальный тип власти делает семью очень стабильной.
После революции 1817 года семья провозглашалась основой построения коммунистического, свободного общества. Но на деле, произошло лишь разрушение традиционного для России института семьи, но ничего нового в замен так и не смогли построить. Одной из главных проблем стало резкое сокращение рождаемости. Институт семьи уже не мог выполнять свою основную функцию в полной мере.
С этими проблемами из советского периода семья плавно перешла в российский. Плюс прибавились проблемы, вызванные переходом страны к капиталистическим отношениям, сменой государственного строя, вызванными этими изменениями изменения в культурных ценностях и ориентациях граждан, общества в целом.
Упал уровень духовности населения, ярко выраженным стало преобладание в жизненных установках людей экономических ценностей. Всё это обусловило глубокий кризис, который переживает семья в современном российском обществе. Самыми вопиющими проблемами семьи в условиях современных российских реалий являются: падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, жестокое обращение мужа с женой и родителей с детьми.
Кризис семьи, достигшей своего расцвета, требует скорейшего разрешения. Основными мерами к его устранению являются, в первую очередь, воспитательные: воспитание молодого поколения в контексте высоких нравственных ценностей, во многом культивируемых институтом религии. Ценности супружеской верности, терпимого и уважительного отношения друг к другу, детям, правильное понимание половых отношений, готовность к компромиссам, всё это есть залог крепкой семьи.
Список литературы:
1. Абашина Т.Г. Типология семей: исторический опыт / Т. Г. Абашина - М.: ЦСПГИ. 2005. - 150 с.
2. Антонов А. И. Давайте разберемся // Социологические исследования. - 1986. - №1 - С. 2-45.
3. Антонов А. И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления/А.И. Антонов, В.А. Борисов. - М.: ЦСПГИ, 1992. - 218 с.
4. Антонов А.И., Медков В.М. Второй ребенок: социолого-демографическое исследование / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Наука, 1987. - 215 с.
5. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века/А.И Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Наука, 2000. - 380 с.
1. Антонов Г.В. Демография: учебно-метод. пособие / Г.В. Антонов, В.И. Мажников. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - 68 с.
6. Бачинин В.А. Архаический протосоциум патриархального типа/В.А. Бачинин. - М.: Мысль, 2009. - 123 с.
7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. Седельникова В и Федоровой Н. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 282 с.