Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:58, контрольная работа
Актуальность темы: в зависимости от целей, которые возникают в процессе управленческой деятельности, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т.д.) форма социологических исследований весьма разнообразна. Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех исследования и качество итоговых материалов. Наиболее значительным и эффективным способом проверки научных гипотез является эксперимент.
Анализ экспериментального
метода свидетельствует, что он включает
в себя, по меньшей мере, три последовательных
этапа. Первый (подготовительный) этап
социологического эксперимента в самом
общем виде включает в себя детальную
разработку методологического и
методического разделов программы
эксперимента, основанных на использовании
передового исследовательского опыта,
а также рабочий план его организации
проведения. Второй (реализационный) этап
эксперимента по своей сути фактически
является основным этапом, в ходе которого
осуществляется предметно-практическая
экспериментальная деятельность социолога-экспериментатора
и испытуемых, т.е. проводится собственно
сам эксперимент, включающий испытание,
наблюдение, контроль, измерение переменных,
управление экспериментом и т.д.
Третий (заключительный) этап социологического
эксперимента включает процедуры анализа,
обработки и обобщения
Подготовка социологического
эксперимента состоит из двух блоков
операций: обоснования эксперимента
и построения программы его проведения.
Обоснование эксперимента начинается,
как правило, с анализа его
необходимости, т.е. изучения объективной
общественной потребности в
После обоснования необходимости, возможности и целесообразности проведения эксперимента социолог-исследователь переходит к построению его программы, включающей в себя методологический и методический разделы. Методологический раздел программы эксперимента состоит из анализа практической проблемной ситуации и формулировки познавательной проблемы, определения целей, задач, объекта и предмета экспериментального исследования, выдвижения экспериментальных гипотез, эмпирической интерпретации и основных понятий, а также построения обобщенной модели намечаемого эксперимента. Разработка методического раздела программы эксперимента предполагает построение методики эксперимента, четкое планирование его процедур, а также разработку методики внедрения инновации. Построение методики эксперимента состоит из пяти важных операций: выбора или разработки методической схемы эксперимента; разработки средств преобразования экспериментального объекта; определения продолжительности эксперимента; разработки средств и методики измерения и контроля; выбора анализа результатов эксперимента.
Социологический эксперимент предполагает внесение изменений в сложившиеся социальные отношения и контроль за влиянием данных изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп, а также анализ и оценку результатов этого влияния [95, с. 420]. Кроме того, социологический эксперимент выполняет очень важные познавательные функции проверки научных гипотез и получения нового знания, а также практической проверки эффективности различных форм и методов социальной деятельности в целях дальнейшего совершенствования и развития.
Специфика эксперимента состоит в том, что объектом социологического исследования являются люди. А это, естественно, определяет его основные содержательные особенности по сравнению с естественнонаучным экспериментом. Во – первых, действие факторов социальной ситуации, как используемых в ходе эксперимента, так и препятствующих его нормальному проведению, невозможно жестко ограничить временными рамками (в отличие от естественнонаучного эксперимента), что обусловлено наличием у исследуемого социального объекта памяти и способности аккумулировать действие причинных факторов за значительные промежутки времени. Во-вторых, для социологического эксперимента характерно неизмеримо большее количество факторов, влияющих на социальную действительность (ситуацию), а также более высокий уровень причинной зависимости социальных явлений. В-третьих, социологический эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, ставит перед исследователями проблемы нравственно-этического характера, что требует от последних более высокого чувства ответственности.
Социологический эксперимент
может применяться как
Проведение социологического
эксперимента зачастую усложнено трудностями
в создании экспериментальных условий,
при которых устраняется
Из приведенного мифологического
сюжета явствует, что тогда состоялся
своеобразный "социально-гастрономический
эксперимент", результатом которого
стала кара богов, известная под
названием "танталовы муки". Если
задуматься над этим мифом в контексте
современной научной
Как видим, опыт, испытание
является эффективным, но "опасным"
средством получения нового знания,
которое долго "шлифовалось" и
совершенствовалось на различных этапах
развития человеческой цивилизации. Следует
также отметить, что и в настоящее
время не все проводимые опыты
соответствуют требованиям
В социологической литературе
описано множество видов метода
социологического эксперимента. Если
все основные виды социологического
эксперимента сгруппировать по тем
или иным классификационным признакам
или основаниям, то их можно представить
в виде типологической матрицы. Характеристика
большинства видов
По специфике решаемых
задач социологические
По сфере положения
экспериментальных объектов эксперименты
подразделяются на экономические, управленческие,
педагогические и др. Например, экономический
эксперимент используется для проверки
эффективности теоретических
Что касается педагогического
эксперимента, то он имеет довольно
богатую историю, восходящую к отборам,
проверкам и испытаниям учителями
своих учеников. При этом особой
жесткостью таких педагогических испытаний
прославился знаменитый древнегреческий
философ и математик Пифагор,
который при отборе кандидатов в
ученики своей школы строго придерживался
принципа: "Не из каждого дерева можно
выточить Меркурия". Поэтому кандидат
в ученики его школы
Принципиально важным является
различие социологических экспериментов
по степени представленности в них
социальной натуры. Например, объектами
натуральных экспериментов
В проективных экспериментах (как активных, так и пассивных) представленные процессы развертываются от настоящего к будущему, поэтому они служат в основном для испытания различных нововведений, а также для проверки гипотез о тенденциях развития тех или иных социальных явлений. В экспериментах "экс-пост-факто" исследовательская деятельность имеет направление, противоположное оси времени. Это - исследование уже после свершившегося социального факта, представляющее собой восхождение мысли к причинам, имевших место в прошлом. Например, если нам необходимо выяснить тенденции жизненного пути учащихся, то мы исследуем молодых людей, окончивших школу два года назад. Затем получаем информацию о том, где они работают в настоящее время, а далее выясняем причины их профессионального выбора во время учебы в школе.
Глава 3. Эффективность эксперимента как метода социологического исследования
3.1 Общие требования к проведению эксперимента
Объект социального
Каждый метод эмпирического
познания выполняет особые, специфические
функции. К основным функциям экспериментальных
методов относится, во-первых, экспериментально-
Во-вторых, экспериментальные методы выполняют и проверочную функцию. Научный эксперимент как важнейший элемент практики всегда выступает в качестве объективного критерия истинности эмпирических и теоретических знаний. Если в процессе эксперимента удается воспроизвести описанные теми или иными знаниями объективные свойства и связи, то, следовательно, эти знания являются истинными, поскольку они правильно отражают объективные стороны изучаемого объекта.
В-третьих, экспериментальным
методам присуща также
В-четвертых, экспериментальные
методы выполняют также
Экспериментальные методы неразрывно связаны с наблюдением, измерением и сравнением, как неотъемлемыми сторонами любого эксперимента. Поэтому многие функции, выполняемые наблюдением, сравнением и измерением, присущи и экспериментальным методам. Разделение экспериментов на последовательные и параллельные исходя из структуры доказательства гипотез заключается в том, что в первом из этих двух видов эксперимента исследователю приходится иметь дело только с одним социальным объектом или одной группой испытуемых.
Информация о работе Эксперимент как метод социологического исследования