Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования - на основании теоретического анализа сущности молодежной субкультуры провести собственное эмпирическое исследование молодежной субкультуры России на современном этапе.
Задачи исследования:
Изучить сущностные особенности субкультуры и историю появления первых субкультур среди молодежи в России;
Охарактеризовать особенности форм и видов молодежной субкультуры в современной России;
Провести эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района.
Введение …………..……………..…………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретические аспекты возникновения и развития молодежных субкультур в России …………………….
6
1.1.
Сущностные особенности субкультуры и история появления первых субкультур среди молодежи в России……………………………………………………..
6
1.2.
Классификация и характерные особенности видов молодежной субкультуры в современной России………
12
Глава 2.
Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района …………………….
25
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………..
Паркур иногда называют тарзанкой без страховочного пояса. То, что делают трейсеры (еще один неологизм основателей паркура – les traceurs, который можно перевести как «прокладывающие путь», название участников движения), кажется, выходит за грани человеческих возможностей. Спрыгнуть с огромной высоты и не разбиться, взбежать на вертикальную стену, как будто земного притяжения не существует, скакать по крышам, расстояние между которыми не один метр, – все это похоже на боевик с элементами фантастики.
Но паркур – это не шоу, и не спорт, и не каскадерские трюки. Это идеология сродни восточной философии – преодоление собственного страха, освобождение внутренних возможностей, развитие фантазии и быстроты реакции. Если в нормальной жизни препятствие обычно парализует и угнетает человека, то в паркуре лишь побуждает к поиску выхода и движению вперед. В какой-то степени паркур, как и восточные единоборства, можно рассматривать и как самооборону: столкнувшись с нападением, даже вооруженным, трейсер сможет увернуться, убежать, забраться туда, где преступнику его не достать.
Безусловно, любой трейсер, прежде чем совершить головокружительный трюк, много и подолгу тренируется, отрабатывая простые движения и легкие прыжки, развивая гибкость, пластику и баланс. Техника доводится до совершенства, ведь все прыжки идут без страховки и защитных средств. Но может быть, даже важнее научиться абстрагироваться, видеть себя совершившим трюк. Настоящие трейсеры вообще стараются «не светиться», слава о них и так передается из уст в уста.
Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки».
Стрейт-эдж
(англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно
sXe) – философское ответвление
панк-движения, характерными чертами
которого являются полный отказ от
наркотиков (включая законные алкоголь
и табак), разборчивость в половых
связях, а также политические взгляды,
характерные всему панк-
Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».
Стандартной
панковской прической считается
«ирокез» – полоска длинных вертикально
стоящих волос на стриженой голове.
Панки предпочитают рваную, грязную
одежду. Панки – самые заядлые
тусовщики. Без них не обходится
ни один сейшн, даже если панк-группы там
не играют.
Еще это большие «специалисты» по выпивке,
наркотикам, дракам – видимо, от безделья.
О посвящении
в панки ходят легенды. В одних
компаниях «новобранец» должен откушать
на помойке со всей братией, в других
– посидеть какое-то время в мусорном
баке, закидываемый объедками…
В СССР панковская субкультура проникла
в 1979 году. Одними из первых панков были
известные питерские рок-музыканты Андрей
Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из
советских панков поддерживали тесные
контакты с хиппи, входили в «Систему»,
как именовала себя общность российских
хиппи. Подобная субкультурная диффузия
характерна для молодежных субкультур
российской провинции 80-х годах XX века.
В 90-е годы субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).
Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.
Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случаи, когда подростки убивали своего товарища, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.
Хакеры
– компьютерные пользователи, программисты,
придерживающиеся активной, наступательной
линии поведения в сетевом
пространстве. Объектами атаки хакеров
являются чужие сайты и серверы,
которые они взламывают, выводят
из строя. В 1988 году мир впервые испытал
на себе мощь одного из самых эффективных
хакерских орудий – компьютерного
вируса. Некоторые специалисты
Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов.
Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба. Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.
В настоящее
время российский «околофутбол»
можно назвать сформировавшимся
социальным явлением с ярко выраженными
чертами английского стиля
В середине
90-х годов появляется новое поколение
гопников, не контролируемое организованной
преступностью или
Таким образом, стремление молодежи проявлять себя в качестве творческой и социально активной группы является одним из ключевых факторов в развитии молодого поколения. Формы развития весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного периода, в котором молодежь живет и развивается. Молодежная субкультура в этом контексте является одним из значимых этапов социализации молодого поколения. Она приобретает черты, которые Маргарет Мид приписывала префигуративным культурам, ориентированным на будущее, в которых дети не только учатся у родителей, но и учат их, т.е. современная молодежная субкультура выступает не только как форма эпатажа и неформального поведения, но и как способ интеграции молодежи в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.
В последнее десятилетие молодежные субкультуры России является одной из важных ценностей современной музыкальной молодежи. С помощью разнообразных музыкальных направлений формируется мировоззрение и этнически ориентации молодого поколения. Это относиться, прежде всего, к разновидностям рок – музыки, которая соотносима со словосочетанием социомузыкальный феномен. Ведь именно формируются постулатами рок – музыки.
Современные условия жизни (особенно ярко это прослеживается в крупных городах) благоприятно влияют на образования молодежных групп. Здесь формируется коллективное мировоззрение и сознание, появляются общие понятия о ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры России.
1 Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2012.
2
Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России:
взгляд историка. - http://www.pravoslavie.ru/
3
Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России:
взгляд историка. - http://www.pravoslavie.ru/
4
Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России:
взгляд историка. - http://www.pravoslavie.ru/
5http://www.lazy404.narod.ru/