Демографическая ситуация в Алтайском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является, раскрыть демографические проблемы, возникшие в нашем регионе, их возможные последствия и пути преодоления

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Территориальная структура и этнический состав населения Алтайского края……..4
2. Основные демографические проблемы региона………………………………………6
3. Программные мероприятия, их направления и информационное обеспечение …....9
4. Демографический прогноз для Алтайского края до 2020 года……………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Приложение……………………………………………………………………………………..17
Список использованных источников………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Демографическая ситуация в Алтайском крае.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

           корректируются в соответствии с объемами, утвержденными на эти цели

           законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год

           и на плановый период, как и средства адресной инвестиционной программы;

  1. местных бюджетов - финансирование мероприятий из местных бюджетов

           осуществляется после принятия органами местного самоуправления

           соответствующих решений.

Общий объем финансирования программы составляет 13837786,8 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета – 182270,1 тыс. руб., краевого и местных бюджетов – 13655516, 7 тыс. руб.

Наибольший объем финансирования (10263492,2 тыс. рублей) будет направлен на реализацию мероприятий программы по направлению «Поддержка семей с детьми». Его доля в общих расходах составляет 74 процента, в том числе 8553500,0 тыс. руб. будут направлены на развитие системы дошкольного образования (в том числе более 96 процентов – на капитальное строительство).

При этом объемы бюджетных ассигнований, направляемых из краевого бюджета на реализацию мероприятий программы в части развития системы дошкольного образования, ежегодно корректируются в соответствии с объемами, утвержденными на эти цели законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также определяются в местных бюджетах решением органов местного самоуправления. Кроме того, решению проблем в области семьи и демографии способствуют уже реализуемые краевые целевые и ведомственные программы.

 

 

Программные мероприятия представлены по шести направлениям:

Направление I «Поддержка семей с детьми» содержит программные мероприятия, способствующие укреплению института семьи с детьми, повышению качества их жизни. Мероприятия указанного направления обеспечивают повышение статуса семьи, адресную поддержку семей с детьми, особенно многодетных семей. В частности, предполагается введение единовременного пособия при рождении одновременно четырех и более детей, предусмотренного на воспитание детей, в размере 200 тыс. руб., ежегодной денежной выплаты в размере 500 рублей на детей из многодетных семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки ребенка к школе, единовременного пособия в размере 1 тыс. рублей на ребенка из многодетной семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки первоклассника к школе, компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за посещение ребенком государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Основными мероприятиями по данному направлению являются обеспечение детей местами в детских садах путем строительства новых зданий, реконструкции старых, открытия дополнительных групп, повышения качества предоставляемых услуг дошкольного образования.

Направление II «Укрепление здоровья семьи, развитие системы родовспоможения и улучшение оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов» содержит программные мероприятия, направленные на сокращение младенческой и материнской смертности; укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков. Основными мероприятиями данного направления являются создание центра по невынашиванию беременности, современной сети перинатальных центров, краевого андрологического центра, центров по поддержке бесплодных пар, внедрению технологий экстракорпорального оплодотворения.

Направление III «Содействие устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Мероприятия программы по данному направлению обеспечивают снижение численности детей в учреждениях общественного воспитания и стабилизацию роста числа социальных сирот в крае; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, формирование института приемных семей, внедрение технологий постинтернатного сопровождения замещающих семей; совершенствование государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, воспитывающих детей данной категории, укрепление здоровья детей-сирот, находящихся в интернатных учреждениях, организация их санаторного лечения и реабилитации. Предусматриваются выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия гражданам, усыновившим детей; присуждение гранта Губернатора Алтайского края в сфере поощрения опекунов (попечителей), приёмных родителей, дети которых проявили особые успехи в учебе, творчестве, спорте, общественной жизни.

Направление IV «Снижение смертности от предотвратимых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения». Мероприятия данного направления способствуют сокращению уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте. К основным из них относятся совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях; современное оснащение КГУЗ «Краевой центр медицины катастроф», а также мероприятия по сокращению потерь здоровья населения от отравлений алкоголем и наркотиками, от туберкулеза и других социально значимых и представляющих опасность для окружающих заболеваний.

Направление V «Повышение уровня занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка». Основные программные мероприятия по данному направлению служат повышению занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве, а также обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку, обучение данной категории женщин, улучшение условий труда и охрану труда работающих женщин.

Направление VI «Регулируемая замещающая миграция». Основными программными мероприятиями по данному направлению являются прием, размещение прибывающих в Алтайский край семей, обеспечение их работой, жильем, медицинским обслуживанием, организация учебы и отдыха их детей.

Выплата новых пособий и предоставление льгот будет обеспечиваться путем разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Данная программа сможет изменить демографические тенденции в положительную сторону только в том случае, если работа по ее реализации будет осуществляться органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления, бизнес-сообществами и общественными организациями. Для этого в городах и районах края необходимо разработать и принять программы (планы) по улучшению демографической ситуации, как неотъемлемой части комплексных программ социально-экономического развития территории, и согласованных с мероприятиями, реализуемыми в рамках приоритетных национальных проектов.

Информационное обеспечение реализации программы будет осуществляться за счет данных государственной и региональной статистики, итогов переписи населения, результатов мониторинга ключевых демографических процессов (смертность, рождаемость, продолжительность жизни и др.) и данных социологических исследований.

Предусмотрено проведение постоянной подготовки и размещение в средствах массовой информации тематических материалов об основных направлениях семейной и демографической политики, реализуемой в регионе, регулярный выпуск тематических страниц по вопросам семейной и демографической политики.

Будут подготовлены и изданы буклеты, такие как «От зачатия до рождения», «Здоровый образ жизни и здоровье будущих мам», «Ответственное родительство» и др. Планируется внедрение новых методов пропаганды ценностей семьи, здорового образа жизни, издание буклетов для информирования конкретных категорий населения по вопросам укрепления семьи, формирования ответственного родительства. Во всех средствах массовой информации будет обеспечиваться информационное сопровождение мероприятий, проводимых в рамках Года ребенка (2010 год), Дня защиты детей, Дня матери, а также хода проведения эстафеты родительского подвига в Алтайском крае.

Реализации программы будет способствовать создание и размещение рекламы социальной направленности в районах и городах Алтайского края, как по месту работы, так и по месту жительства.

Планируется ежегодное проведение мониторинга социальных демографических процессов, отдельных мониторингов по вопросам занятости женщин, имеющих малолетних детей; обеспечения детей местами в детских садах; профилактики врожденных пороков развития детей (плода); обеспечения жильем молодых семей и др.

Усилиями основных исполнителей данной программы в Алтайском крае будет развернута информационно-просветительская кампания, направленная на формирование у населения понимания ценностей семьи, ответственного родительства, сохранения духовно-нравственных ценностей.[6]

 

 

 

4. Демографический прогноз для Алтайского края до 2020 года.

 

Согласно прогнозным расчетам в 2020 г. численность населения в Алтайском крае по инерционному варианту составит 2345 тыс. человек, из них 55% будет проживать в городах и 45% - в сельских поселениях. По сравнению с 2005г. она уменьшится на 221,5 тыс. человек, при этом темпы сокращения сельского населения будут значительно выше, чем городского.

Убыль населения будет наблюдаться на протяжении всего прогнозного периода, причем до 2010 г. она будет происходить более интенсивно (рис.1 Приложения). В распределении населения по полу доля мужчин уменьшится на 1 п.п., а женщин, соответственно, увеличится. В 2020 г. на 1000 мужчин будет приходиться 1190 женщин, наибольшее преобладание женщин ожидается в старших возрастных группах.

В целом соотношение полов к концу прогнозного периода несколько ухудшится, при этом в возрастной группе до 25 лет оно улучшится, среди 25-39-летних – почти не изменится, а во всех других возрастах – ухудшится (рис.2 Приложения).

В динамике и структуре основных возрастных групп сохранится тенденция роста численности и доли населения старше трудоспособного возраста, а вот абсолютные и относительные показатели населения в трудоспособном возрасте, увеличивавшиеся на протяжении последних пятнадцати лет, с 2006 г. начнут сокращаться.

Численность населения моложе трудоспособного возраста до 2008 г. включительно будет уменьшаться, затем до конца прогнозного периода расти.

Число пенсионеров за весь прогнозируемый период увеличится примерно на 90 тыс. человек, детей и подростков – на 40 тыс. человек, а лиц в трудоспособном возрасте уменьшится на 350 тыс. человек. Совокупная демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста увеличится по сравнению с 2004 г. более чем на 40%, и составит 828 человек на 1000 трудоспособных.[7]

Однозначной оценки демографического старения населения, характерного для большинства развитых стран, среди специалистов нет. В литературе активно обсуждаются отрицательные последствия этого явления: рост экономической нагрузки трудоспособного населения, замедление обновления знаний и идей, ослабление напора поколений, геронтократия и другие.

Старение населения свидетельствует об увеличении продолжительности жизни и доли времени, проживаемого каждой когортой в средних и старших возрастах. И представляется не разумным, научившись продлевать жизнь человека, выражать беспокойство по поводу того, что для жизни стариков требуются определенные ресурсы.

Следует отметить, что в новейшей истории России подобные ситуации уже встречались. Наибольшая демографическая нагрузка на трудоспособное население была зафиксирована в 1965 г., и тогда ничего страшного не произошло. По прогнозным оценкам схожая по остроте демографическая ситуация может возникнуть в РФ не ранее 2035 года. В 2020 г. демографическая нагрузка трудоспособного населения Алтайского края ожидается на уровне 1990 г.

В условиях значительной социально-экономической и политической неопределенности наряду с инерционным сценарием демографического развития следует рассмотреть и другие. Остановимся на крайних вариантах, так называемых, пессимистическом и оптимистическом, или наименее и наиболее желаемых сценариях.

Пессимистический вариант отражает перспективы демографического развития в условиях ухудшения социально-экономической ситуации и отсутствия активной демографической и миграционной политики в стране и регионе. Он основан на экстраполяции демографических показателей, сложившихся под воздействием социально-экономического кризиса 1990-х годов. Этот сценарий предусматривает повсеместное снижение уровня рождаемости в сочетании с высокой смертностью (особенно среди мужчин) и низким уровнем ожидаемой продолжительности жизни. Что касается миграции, то предполагается сохранение миграционной убыли населения на уровне 2003-2004гг. (около семи тысяч в год) в течение всего прогнозного периода.

При таком сценарии развития численность населения в Алтайском крае к 2020 г. сократится по сравнению с 2005 г. на 375,2 тыс. человек и составит 2190,4 тыс. человек, что меньше населения Алтая начала ХХ столетия. При этом темпы сокращения и городского, и сельского населения будут существенно выше по сравнению с инерционным вариантом (рис.1 Приложения). Более ощутимо снизится и численность мужчин, что приведет к усилению диспропорций в соотношении полов; значительно интенсивнее будет происходить и процесс старения населения.

Без принятия упреждающих мер пессимистический вариант демографического развития вполне реален. Он показывает, к чему может привести сохранение негативных тенденций 1990-х годов в воспроизводстве населения в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Одним из негативных последствий депопуляции может стать ухудшение геополитического положения России в мире, что в первую очередь отразится на ее приграничных регионах, в том числе и на Алтайском крае. Сокращение численности населения края с его относительно слабозаселенной территорией на фоне роста населения большинства соседних азиатских стран может вызвать сильнейшее миграционное давление на регион, а возможно, и попытки территориальной экспансии. Это необходимо учитывать при разработке стратегии развития России в целом и Алтайского края в частности.

Информация о работе Демографическая ситуация в Алтайском крае