Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.
Задачи при написании работы ставились следующие:
- рассмотреть понятие инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить основные элементы рыночной инфраструктуры;
- рассмотреть использование метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.
Введение………………………………………………………………………..
2
1. Теоретическая часть………………………………………………………...
3
1.1. Понятие инфраструктуры рыночной экономики……………………….
3
1.2. Система статистических показателей, характеризующих изучаемое явление………………………………………………………………………..
6
1.3. Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………..
11
2. Расчетная часть……………………………………………………………..
14
Заключение……………………………………………………………………..
38
Список использованной литературы…………………………………
Также необходимо отметить, что предприятия торговли являются механизмом обслуживающим определенную структуру - это еще один признак элемента производственной инфраструктуры.
Роль
торговых предприятий заключается
в экономической функции, реально
выполняемой торговлей и
Некоторые функции присутствуют в любом типе экономики, характеризующейся разделением труда. Торговые предприятия оказывают услуги производителям. Они освобождают их от необходимости вступать в сношения с огромной массой потребителей, путем создания запасов товаров они обеспечивают синхронизацию ритма производства и ритма потребления, подверженных разновременным сезонным колебаниям, благодаря им денежные доходы производителей становятся более регулярными и независимыми от задержек в сбыте продукции потребителям.
С другой стороны, торговые предприятия расширяют возможность производства по удовлетворению запросов потребителей: они создают условия для того, чтобы материальные блага, произведенные в массовом порядке множеством предприятий, разбросанных на обширной территории, стали доступными потребителям в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которые удобны для населения.
В рыночной экономике, в которой (в противоположность плановой) предприятия свободно организуют свое производство, торговые предприятия воздействуют на некоторые принципиальные моменты принятия решений: они помогают информировать производителей относительно запросов потребителей и участвуют в различного рода рекламной деятельности, которая влияет на выбор потребителями того или иного товара; способствует поддержанию конкуренции, осуществление сравнения и выбор поставщиков, принимают участие в формировании издержек производства и розничных цен, от энергичности их действий в сфере стимулирования и сбыта в значительной степени зависит рост производства соответствующих видов продукции.
Таким образом, роль предприятий торговли не ограничивается лишь распространением продукции. Предприятия оптовой и розничной торговли - это совокупность организаций, стимулирующих производство и задает ему определенное направление. Она являться неотъемлемым элементом инфраструктуры рыночной экономики.
1.3. Применение метода статистических группировок в анализе
рыночной инфраструктуры
На условном примере рассмотрим применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.
Имеются следующие данные по торговой площади организаций, занимающихся розничной торговлей продуктами питания за месяц (табл. 1).
Таблица 1
Статистическая информация о торговой площади организаций
№ организации |
Торговая площадь организаций, м2 |
1 |
92,4 |
2 |
118,0 |
3 |
69,8 |
4 |
77,7 |
5 |
101,4 |
6 |
85,7 |
7 |
97,1 |
8 |
120,6 |
9 |
80,8 |
10 |
114,0 |
При группировке по признакам, имеющим количественное выражение, важно выяснить вопрос о числе групп и величине интервала.
Число групп выбирается произвольно в зависимости от количества единиц совокупности.
В условном примере представлены данные по 10 организациям.
Пусть число групп будет 3, интервалы будут равными.
Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:
где –наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k - число групп интервального ряда.
При заданных k = 3, xmax = 120,6м2 и xmin = 69,8 м2.
h =
При h = 16,93 м2 границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):
Таблица 2
Номер группы |
Нижняя граница, м2 |
Верхняя граница, м2 |
1 |
69,8 |
86,73 |
2 |
86,73 |
103,66 |
3 |
103,66 |
120,6 |
Для определения числа предприятий в каждой группе строим разработочную таблицу 3.
Таблица 3
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения
Группы организаций по торговой площади, м2 |
Номер организации |
Торговая площадь, м2 |
69,8-86,73 |
3 |
69,8 |
4 |
77,7 | |
6 |
85,7 | |
9 |
80,8 | |
Всего |
4 |
314,0 |
86,73-103,66 |
1 |
92,4 |
5 |
101,4 | |
7 |
97,1 | |
Всего |
3 |
290,9 |
103,66-120,6 |
2 |
118,0 |
8 |
120,6 | |
10 |
114,0 | |
Всего |
3 |
352,6 |
ИТОГО |
10 |
957,5 |
На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируем итоговую таблицу 4, представляющую интервальный ряд распределения торговых организаций по торговой площади.
Таблица 4
Распределение организаций по торговой площади
Номер группы |
Группы организаций по торговой площади, м2 x |
Число организаций, fj |
1 |
69,8-86,73 |
4 |
2 |
86,73-103,66 |
3 |
3 |
103,66-120,6 |
3 |
ИТОГО |
10 |
Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности торговых организаций показывает, что распределение предприятий по торговой площади не является равномерным: преобладают организации с торговой площадью от 69,8 м2 до 86,73 м2 (это 4 предприятия)
2. Расчетная часть
Имеются следующие выборочные данные за период по предприятиям розничной торговли одной из областей региона (выборка 2%-ная механическая):
Таблица 1 – Исходные данные
№ предприятия п./п. |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
№ предприятия п./п. |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
1 |
180 |
4500 |
16 |
300 |
9200 |
2 |
235 |
5400 |
17 |
281 |
6500 |
3 |
225 |
5200 |
18 |
208 |
5750 |
4 |
340 |
10000 |
19 |
180 |
4000 |
5 |
279 |
8500 |
20 |
200 |
4000 |
6 |
245 |
5600 |
21 |
218 |
5750 |
7 |
140 |
3500 |
22 |
230 |
5600 |
8 |
190 |
4500 |
23 |
240 |
5800 |
9 |
179 |
4200 |
24 |
255 |
6800 |
10 |
215 |
5205 |
25 |
259 |
7200 |
11 |
250 |
6400 |
26 |
270 |
7000 |
12 |
261 |
6000 |
27 |
290 |
8000 |
13 |
275 |
7500 |
28 |
240 |
6200 |
14 |
285 |
7500 |
29 |
221 |
4800 |
15 |
299 |
9000 |
30 |
210 |
5250 |
Задание № 1
По исходным данным:
1.Постройте статистический
Число групп – пять.
2.Найдите моду и медиану
3.Рассчитайте характеристики
Сделайте выводы по результатам выполнения пунктов 1, 2, 3 задания.
4. Найдите среднюю
Решение:
1. Построение интервального ряда распределения предприятий по признаку торговая площадь
При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле
Определение величины интервала при заданных k = 5,
xmax = 340 м2, xmin = 140 м2.
При h = 40 м2 границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):
Таблица 2
Номер группы |
Нижняя граница, м2 |
Верхняя граница, м2 |
1 |
140 |
180 |
2 |
180 |
220 |
3 |
220 |
260 |
4 |
260 |
300 |
5 |
300 |
340 |
Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число предприятий, входящих в каждую группу (частоты групп).
Процесс группировки единиц совокупности по признаку торговая площадь представлен во вспомогательной (разработочной) таблице.
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения
Группы предприятий по размеру торговой площади, м2 |
Номер п/п |
Торговая площадь предприятия, м2 |
1 |
2 |
3 |
140-180 |
7 |
140 |
9 |
179 | |
Всего |
2 |
319 |
180-220 |
1 |
180 |
19 |
180 | |
8 |
190 | |
20 |
200 | |
18 |
208 | |
30 |
210 | |
10 |
215 | |
21 |
218 | |
Всего |
8 |
1601 |
220-260 |
29 |
221 |
3 |
225 | |
22 |
230 | |
2 |
235 | |
23 |
240 | |
28 |
240 | |
6 |
245 | |
11 |
250 | |
24 |
255 | |
25 |
259 | |
Всего |
10 |
2400 |
260-300 |
12 |
261 |
26 |
270 | |
13 |
275 | |
5 |
279 | |
17 |
281 | |
14 |
285 | |
27 |
290 | |
15 |
299 | |
Всего |
8 |
2240 |
300-340 |
16 |
300 |
4 |
340 | |
Всего |
2 |
640 |
Итого |
30 |
7200 |