Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.
Задачи при написании работы ставились следующие:
- рассмотреть понятие инфраструктуры рыночной экономики;
- изучить основные элементы рыночной инфраструктуры;
- рассмотреть использование метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры.
Введение………………………………………………………………………..
2
1. Теоретическая часть………………………………………………………...
3
1.1. Понятие инфраструктуры рыночной экономики……………………….
3
1.2. Система статистических показателей, характеризующих изучаемое явление………………………………………………………………………..
6
1.3. Применение метода статистических группировок в анализе рыночной инфраструктуры…………………………………………………………..
11
2. Расчетная часть……………………………………………………………..
14
Заключение……………………………………………………………………..
38
Список использованной литературы…………………………………
При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х (торговая площадь предприятия) и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y (розничный товарооборот на 1 квадратный метр). Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Макет аналитической таблицы представлен в таблице 8.
Таблица 8
Макет зависимости товарооборота на 1 кв. метр от размера
торговой площади
Номер группы |
Группы предприятий по размеру торговой площади, м2 |
Товарооборот предприятий |
Торговая площадь предприятий всего, м2 |
Товарооборот на 1 кв. метр предприятий, тыс. руб. |
1 |
||||
2 |
||||
… |
||||
Итого |
Группы предприятий по размеру торговой площади были определены в Задании 1.
Среднее значение результативного признака по каждой группе (товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади) определяем по логической формуле:
Для расчета показателей строим вспомогательную таблицу 9:
Таблица 9
Вспомогательная таблица для построения аналитической группировки
Группы предприятий по размеру торговой площади, м2 |
Номер п/п |
Торговая площадь предприятия, м2 |
Розничный товарооборот, тыс. руб. |
Розничный товарооборот, тыс. руб./м2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
140-180 |
7 |
140 |
3,3 |
23,57 |
9 |
179 |
4,2 |
23,46 | |
Всего |
2 |
319 |
7,5 |
23,51 |
180-220 |
1 |
180 |
4,5 |
25,00 |
19 |
180 |
4 |
22,22 | |
8 |
190 |
4,5 |
23,68 | |
20 |
200 |
4 |
20,00 | |
18 |
208 |
5,75 |
27,64 | |
30 |
210 |
5,25 |
25,00 | |
10 |
215 |
5,25 |
24,42 | |
21 |
218 |
5,75 |
26,38 | |
Всего |
8 |
1601 |
39 |
24,36 |
220-260 |
29 |
221 |
4,8 |
21,72 |
3 |
225 |
5,2 |
23,11 | |
22 |
230 |
5,6 |
24,35 | |
2 |
235 |
5,4 |
22,98 | |
23 |
240 |
5,8 |
24,17 | |
28 |
240 |
6,2 |
25,83 | |
6 |
245 |
5,6 |
22,86 | |
11 |
250 |
6,4 |
25,60 | |
24 |
255 |
6,8 |
26,67 | |
25 |
259 |
7,2 |
27,80 | |
Всего |
10 |
2400 |
59 |
24,58 |
260-300 |
12 |
261 |
6 |
22,99 |
26 |
270 |
7 |
25,93 | |
13 |
275 |
7,5 |
27,27 | |
5 |
279 |
8,5 |
30,47 | |
17 |
281 |
6,5 |
23,13 | |
14 |
285 |
7,5 |
26,32 | |
27 |
290 |
8 |
27,59 | |
15 |
299 |
9 |
30,10 | |
Всего |
8 |
2240 |
60 |
26,79 |
300-340 |
16 |
300 |
8,6 |
28,67 |
4 |
340 |
10 |
29,41 | |
Всего |
2 |
640 |
18,6 |
29,06 |
Итого |
30 |
7200 |
184,1 |
25,57 |
Построенную аналитическую группировку представляет табл. 10.
Таблица 10
Зависимость товарооборота на 1 кв. метр от размера
торговой площади
Номер группы |
Группы предприятий по размеру торговой площади, м2 |
Товарооборот предприятий |
Торговая площадь предприятий всего, м2 |
Средний товарооборот на 1 кв. метр предприятий, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=3/4*1000 |
1 |
140-180 |
7,5 |
319 |
23,51 |
2 |
180-220 |
39 |
1601 |
24,36 |
3 |
220-260 |
59 |
2400 |
24,58 |
4 |
260-300 |
60 |
2240 |
26,79 |
5 |
300-340 |
18,6 |
640 |
29,06 |
ИТОГО |
- |
184,1 |
7200 |
Вывод. Анализ графы 2 и 5 табл. 10 показывает, что с увеличением торговой площади предприятий от группы к группе возрастает и розничный товарооборот на 1 кв. метр площади по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
2. Измерение тесноты
Показателями тесноты связи являются эмпирическое корреляционное отношение и эмпирический коэффициент детерминации .
Эмпирический коэффициент
– общая дисперсия признака Y;
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов. Этот показатель вычисляется по формуле:
yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
Общий средний товарооборот на 1 квадратный метр по всем предприятиям выборочной совокупности рассчитываем по логической формуле:
Для расчета общей дисперсии строится таблица 11.
Таблица 11
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
№ предприятия |
Розничный товарооборот, тыс. руб./м2 |
|
1 |
25,00 |
0,324 |
2 |
22,98 |
6,712 |
3 |
23,11 |
6,043 |
4 |
29,41 |
14,763 |
5 |
30,47 |
23,976 |
6 |
22,86 |
7,357 |
7 |
23,57 |
3,992 |
8 |
23,68 |
3,554 |
9 |
23,46 |
4,434 |
10 |
24,42 |
1,324 |
11 |
25,60 |
0,001 |
12 |
22,99 |
6,661 |
13 |
27,27 |
2,901 |
14 |
26,32 |
0,557 |
15 |
30,10 |
20,529 |
17 |
23,13 |
5,943 |
18 |
27,64 |
4,305 |
19 |
22,22 |
11,204 |
20 |
20,00 |
31,019 |
21 |
26,38 |
0,651 |
22 |
24,35 |
1,492 |
23 |
24,17 |
1,968 |
24 |
26,67 |
1,204 |
25 |
27,80 |
4,972 |
26 |
25,93 |
0,127 |
27 |
27,59 |
4,067 |
28 |
25,83 |
0,070 |
29 |
21,72 |
14,822 |
30 |
25,00 |
0,324 |
ИТОГО |
185,30 |
Расчет общей дисперсии:
Нашли дисперсию, которая характеризует вариацию розничного товарооборота на 1 к.метр площади под влиянием всех факторов.
Межгрупповая дисперсия характеризует возникшую под влиянием факторного признака Х колеблемость в величине исследуемого признака Y (системную вариацию). Показатель вычисляется по формуле:
– групповые средние;
- общая средняя;
– число единиц в j-ой группе;
k – число групп.
Для расчета межгрупповой дисперсии строим вспомогательную таблицу 12. При этом используются групповые средние значения из табл. 10.
Таблица 12
Вспомогательная
таблица для расчета
Номер группы |
Группы предприятий по размеру торговой площади, м2 |
Количество предприятий |
Средний товарооборот на 1 кв. метр предприятий, тыс. руб. |
|
1 |
140-180 |
2 |
23,51 |
8,475 |
2 |
180-220 |
8 |
24,36 |
11,706 |
3 |
220-260 |
10 |
24,58 |
9,724 |
4 |
260-300 |
8 |
26,79 |
11,834 |
5 |
300-340 |
2 |
29,06 |
24,403 |
ИТОГО |
- |
30 |
66,143 |
Нашли дисперсию, которая характеризует вариацию розничного товарооборота на 1 кв. метр предприятий под влиянием размера торговой площади.
Теперь, зная общую и межгрупповую дисперсию, рассчитываем эмпирического коэффициента детерминации :
Вывод. Вариация розничного товарооборота на 1 квадратный метр на 35,7% происходит под влиянием площади торговой точки. 64,3% вариации розничного товарооборота на 1 квадратный метр происходит под влиянием прочих факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:
Значение показателя изменяются в пределах . Чем ближе значение к 1, тем теснее связь между признаками.
Для качественной оценки тесноты связи на основе служит шкала Чэддока (табл. 13):
Таблица 13
Шкала Чэддока
0,1 – 0,3 |
0,3 – 0,5 |
0,5 – 0,7 |
0,7 – 0,9 |
0,9 – 0,99 | |
Характеристика силы связи |
Слабая |
Умеренная |
Заметная |
Тесная |
Весьма тесная |
Вывод. Согласно шкале Чэддока, связь между розничным товарооборотом на 1 кв. метр торговой площади от торговой площади предприятий является заметной.
3.
Проверка статистической
Необходимо проверить, насколько заключение о тесноте связи, сделанное по выборке предприятий, будет правомерными и для генеральной совокупности, из которой была произведена выборка.
Для проверки значимости коэффициента детерминации служит дисперсионный F-критерий Фишера, который рассчитывается по формуле:
n – число единиц выборочной совокупности,
m – количество групп,
– межгрупповая дисперсия,
– дисперсия j-ой группы (j=1,2,…,m),
средняя арифметическая групповых дисперсий.
Величина
Определили дисперсию, которая характеризует вариацию розничного товарооборота на 1 кв. метр торговой площади без учета влияния торговой площади предприятий.
Рассчитанное значение F-критерия Fрасч сравнивается с табличным Fтабл. Величина Fтабл для значений , k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера. Табличное значение F-критерия при α= 0,05, k1 = m - 1 = 5 – 1 = 4; k2 = n – m = 30 – 5 = 25 составляет 2,76.