Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:16, реферат
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Сертификация – это процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствуют заданным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ..............................6
1.1. Стихийный этап развития стандартизации (примерно, до 1850 г.).............6
1.2. Этап внутризаводской стандартизации .........................................................7
1.3. Этап организованной национальной стандартизации..................................7
1.4. Этап международной стандартизации...........................................................8
1.5. Развитие стандартизации на Руси ..................................................................9
1.6. Развитие стандартизации в бывшем Советском Союзе..............................10
1.7. Роль стандартизации в годы Великой Отечественной войны....................11
1.8. Развитие стандартизации в 1945–1991 гг.....................................................12
1.9. Стандартизация в Российской Федерации...................................................13
1.10. Первоначальные сведения о системах сертификации..............................13
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ.....................................................17
2.1. Этап стихийной сертификации.....................................................................17
2.2. Этап организованной национальной сертификации...................................17
2.3. Государственные испытания в бывшем СССР – прообраз сертификации.........................................................................................................18
2.4. Этап международной сертификации и управления качеством (после 1987г.).....................................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................22
Особое внимание уделял Петр I стандартизации оружия. Так в указе № 2436 от 15 февраля 1712 г. говорилось: "А ружье драгунское, как и солдатское, также и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибром". Указ определял требования к качеству (оружия).
В 1761 г., почти за 25 лет до изготовления Лебланом взаимозаменяемых замков ружей, в инструкции, данной графом Шуваловым Тульскому оружейному заводу, было записано, что "на каждую оружейную вещь порознь мастерам иметь меры или лекала с заводским клеймом или печатью оружейной канцелярии, по которым каждый с пропорцией каждую вещь проверить мог".
В собрании законов Российской империи времен Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что уже в XVII–ХVIII вв. предписывалось многие изделия военной техники делать по точным образцам, явившимся своего рода прототипами современных стандартов.
В начале ХIХ в. методы стандартизации были широко применены при организации массового производства стрелкового оружия на Тульских оружейных заводах.
Развитие судостроения, железнодорожного транспорта, различных отраслей машиностроения привело к появлению первых русских стандартов; это были стандарты предприятий, фирм. В 1904 г. Были установлены стандарты на вагоны и другие изделия, применяемые на железнодорожном транспорте.
В царской России не было
государственной
1.6. Развитие стандартизации в бывшем Советском Союзе
После революции 1917 г. началось
развитие государственной
В 1923 г. был создан Комитет эталонов и стандартов (КЭС) при Главной палате мер и весов. Комитет разработал ряд стандартов на меры длины, резьбы, калибры; были разработаны проекты стандартов на систему допусков и посадок.
В одном из решений, принятых в 1924 г., указывалось на необходимость рационализации производства. Под рационализацией понимались тогда специализация производства, механизация и стандартизация. В тот период к однотипным изделиям предъявлялись разные требования, аналогичные изделия изготавливались по различным техническим условиям; часто не обеспечивалось достаточно высокое качество продукции. В этих условиях развитие работ по стандартизации стало настоятельной необходимостью.
Началом планомерной работы по стандартизации в Советском Союзе следует считать организацию в 1924 г. Бюро промышленной стандартизации. Этому Бюро было поручено руководство деятельностью рабочих комиссий по разработке общепромышленных стандартов. В различных ведомствах было организовано 120 таких комиссий по разработке проектов стандартов.
К 1928 г. было утверждено свыше
300 общесоюзных стандартов, а за период
с 1926 по 1932 гг. Комитет утвердил 4114 общесоюзных
стандартов.В это время
В те годы была широко поставлена пропаганда идей стандартизации. К активной работе по стандартизации привлекались специалисты промышленности и сельского хозяйства, рабочие, колхозники.
В 1940 г. был организован
Всесоюзный комитет стандартов при
Совете Народных Комиссаров СССР. С
этого времени общесоюзные
1.7. Роль стандартизации в годы Великой Отечественной войны
К началу Великой Отечественной войны в СССР действовало более 6000 стандартов. Более 35 % из них относились к машиностроению и металлургии. Высокий уровень стандартизации в промышленности во многом обусловил ее готовность к работе в условиях войны. Великая Отечественная война потребовала перестройки работы по стандартизации в соответствии с военной обстановкой и задачами максимального удовлетворения нужд фронта и тыла. За годы войны утверждено более 2000 новых стандартов и свыше 1000 стандартов были изменены в связи с условиями военного времени. Изменения вызывались необходимостью экономии материальных ресурсов, замены дефицитных материалов менее дефицитными. Часть стандартов военного времени имела индекс "В" – ГОСТ В (далее порядковый номер и год выпуска стандарта).
1.8. Развитие стандартизации в 1945–1991 гг.
В послевоенный период особое развитие получила стандартизация в области машиностроения, металлургии, химии. Одновременно с государственной развивались отраслевая и заводская стандартизации.
В послевоенные годы система
управления государственной
ОСТ – отраслевой стандарт;
СТП – стандарт предприятия;
МН – нормаль машиностроения;
РД – руководящий документ.
В 1954 г. при Совете Министров
СССР был создан Комитет стандартов,
мер и измерительных приборов.
Для разработки научно-теоретических
основ стандартизации в 1959 г. в системе
этого Комитета был создан Всесоюзный
научно-исследовательский
После 1965 г. разработаны крупные
межотраслевые системы
ГСС – государственная система стандартизации;
ЕСТД – единая система технологической документации;
ЕСКД – единая система конструкторской документации.
1.9. Стандартизация в Российской Федерации
Переход экономики Российской
Федерации на рыночные отношения, расширение
прав и экономической
Принятый впервые в 1993 г. закон Российской Федерации "О стандартизации" устанавливал основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации.
С 1 июля 2003 г. действие закона "О стандартизации" отменяется, взамен вводится Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.10. Первоначальные сведения о системах сертификации
Согласно руководству ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности", система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Таким образом, проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке.
В Российской Федерации регистрацию
систем сертификации осуществляет Госстандарт,
являющийся национальным органом по
сертификации. В его задачу входит
проверка соответствия правил самостоятельных
систем сертификации Российскому законодательству
и нормативным документам, а также
ведение реестра
Основной целью систем обязательной сертификации является защита потребителей (физических и юридических лиц) от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации – это улучшение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и содействие экспорту, если система признана за рубежом.
Национальный орган по
сертификации – Госстандарт России
осуществляет свою деятельность как
национальный орган по сертификации
на основе прав, обязанностей и ответственности,
предусмотренных действующим
Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции
Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т.е. независимым от производителя и потребителя.
Испытательная лаборатория
осуществляет испытания конкретной
продукции или конкретные виды испытаний
и выдает протоколы испытаний
для целей сертификации. Следует
отметить, что системы сертификации
услуг и систем качества не предполагают
участия испытательных
Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госгортехнадзора России, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций.
Функции научно-методического сертификационного центра устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации.
Комиссия по апелляциям формируется
Центральным органом по сертификации
для рассмотрения жалоб и решения
спорных вопросов, возникших при
проведении сертификации. Комиссия в
установленный конкретными
Заявители сертификации – это изготовители, исполнители, продавцы (юридические или физические лица), желающие получить сертификат соответствия на свою продукцию, услугу, систему менеджмента качества или компетентность персонала (электросварщика, эксперта по сертификации, преподавателя и т.п.).
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
2.1. Этап стихийной сертификации
Этап стихийной сертификации продолжался примерно с 1912–1960гг. Прообразом сертификации в это время можно считать:
– чеканку монет с определенной формой и изображениями;
– клеймение изделий фирменными знаками (например, российская ювелирная фирма Фаберже, японская фирма SONY и т.п.);
– подписи знаменитых художников на их картинах можно рассматривать также как прообраз сертификации и знака соответствия;
– выдача одной из Германских фирм во второй половине XIX в. удостоверений (сертификатов) о качественном изготовлении бочек для пива и т.п.
Некоторые специалисты, особенно
работающие в Российском морском
регистре судоходства, считают, что
этап стихийной сертификации закончился
в 1912 г., когда, после гибели лайнера
"Титаник", английская страховая
компания "Ллойд" приступила к
регистрации (сертификации) морских
судов, подтверждающей безопасность их
использования при морских
2.2. Этап организованной национальной сертификации
Считается, что этот этап соответствует периоду времени с 1960 по 1987 гг.
В ряде стран национальные
стандарты по управлению качеством
и сертификации существуют уже с
начала 60 гг. XX в. В первую очередь
они разрабатывались и
Практический опыт работ по управлению качеством продукции привел к необходимости использования так называемых систем качества. В Великобритании, например, начиная с середины 70-х гг. ХХ в. требования по обеспечению качества (для всех, в том числе и для гражданских отраслей государственного сектора экономики) были изложены в стандарте BS 5750.