Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:31, контрольная работа
Концепция качества жизни – это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие “ноосфера” , ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: “Ноосфера – сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию”
ВВЕДЕНИЕ
Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Концепция
качества жизни – это современное
продолжение интеллектуальных поисков,
начатых Тейяром де Шарденом и
В. И. Вернадским, которые ввели в
научный обиход понятие “ноосфера”
, ставшее ныне одним из терминов
словаря по социально-экономической
статистике: “Ноосфера – сфера
разумно организованного
В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся: Охрана окружающей среды; Забота о безопасности производств и продукции; Поддержание ресурсного потенциала страны.
В
то же время центральными задачами
в концепции качества жизни провозглашаются:
- обеспечение физического и
В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.
Говоря
о качестве жизни, нередко легко
переходят к таким
В
статье А. И. Субетто процессы управления
качеством жизни сопрягаются
с выживаемостью человечества, а
сам термин автор определяет как
систему духовных, материальных, социокультурных,
экологических и
НЕМНОГО ИСТОРИИ В ПОДХОДАХ К КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
Категория
качества жизни впервые была введена
в научный оборот в 60-х годах
нынешнего столетия в связи с
попытками моделирования
В
90-е годы проблему защиты прав потребителей
и интересов общества все чаще
рассматривают с позиций
В июле 1993 г. в Маастрихте на международной конференции HUSITA впервые был обсужден еще одни аспект данной концепции: влияние на качество жизни и сферу услуг современных информационных технологий.
“Качество во имя лучшей жизни” закономерно стало девизом конференций, проводимых в последние годы с связи с Всемирным днем качества, а также серии статей, публикация которых начата в 1994 г. журналом “Стандарты и качество” и будет продолжена.
“Качество
как категория будущего”
На мой взгляд, все существующие подходы к определению качества жизни и созданию концептуальных представлений об эффективном процессе управления качеством жизни страдают недостаточностью философского осмысления проблемы, а также отсутствием строгого нормативного подхода к формулировке и определениям в рамках проблемы обеспечения качества жизни.
Пришло
время поиска единой целостной концепции
взглядов на качество жизни.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УПРАВЛЯТЬ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ
В
июне 1992 года в Рио-де-Жанейро проходила
Конференция ООН по окружающей среде
и развитию, где делегации многих
стран возглавляли главы
Итоги
Конференции ООН являются первым,
документально оформленным
А. И. Субетто определяет качество жизни как систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни. В этой системе выявляется уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни. Причем в соответствии с учением о трех родах качества – предметно-вещественном, функциональном и системно-социальном раскрываются и индивидуальное, и общественно качества жизни, разнообразие потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творческого развития.
Три рода качества жизни – это как бы несколько ее “срезов” : предметно-вещественных, который позволяет рассмотреть биолого-физические и материальные аспекты качества жизни, функциональных, - с его помощью можно оценить жизнь в точки зрения потребностей и способностей человека во взаимодействии с социально-экономическими, культурными и экологическими “пространствами” , системно-социальный – раскрывает качество самих “пространств” .
Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко используемых в системах управления качеством. Появляются понятия качества человека, качества жизни, качества общественного интеллекта, качества управления, качества систем “человек-техника” , качества информации.
ООН
ежегодно проводить исследования с
целью ранжирования стран мира по
индексу “качества жизни” (глобальный
уровень управления качеством) . В
качестве главных индикаторов
Американская некоммерческая организация “Комитет по демографическому кризису” проводит исследования качества жизни в 10 крупнейших городах мира по 10 показателям: стоимость питания, жилищные условия, качество жилья, связь, образование, здравоохранение, тишина, уличное движение, чистота воздуха, общественная безопасность. По данным на 1990 год самыми лучшими для жизни по всем показателям оказались Мельбурн, Монреаль, Сиэтл-Такома, набравшие в суме 86 баллов и более. Достаточно высокие оценки получили Москва (64 балла) , Санкт-Петербург (62) , Киев (74 балла.) . Наихудшим было качество жизни в столице Нигерии Лагосе (19 баллов) . Конечно, это были только первые и пока еще достаточно робкие шаги, в общей тенденции становления будущей глобальной системы мониторинга качества жизни.
Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии) , качество социальной, экономической и политической организации общества.
Здоровье
– синтетический индикатор
СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Существует понятие “социального кругооборота качества” : качество человека – качество труда – качество производства – качество технологий – качество образования – качество культуры и качество науки – качество управления – качество социальных и экономических систем – качество жизни – качество человека. Управление качеством жизни с позиций категории качества жизни интегрирует все виды “управлений качеством” и может рассматриваться как своеобразное управление “социальным кругооборотом качества” . В данной части доклада я рассмотрю только некоторые составляющие качества жизни. Остальные же хорошо рассмотрены в других докладах.
О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Интеллектуальная революция. Происходит интеллектуализация производительных сил. Творчество становится главной функцией управления. По данным профессора Р. Фостера, профессии творческого труда на 1981-1986 гг. имели удельный вес: в США – 73 %, Германии – 70 %, Великобритании – 73 %, Японии – 70 %. Появляется креативный инновационный менеджмент как форма управления фирмами, ориентированная на раскрытие творчества, создание инновационного потенциала, разработку стратегий “поведение на рынке” с целевыми установками на “технологические прорывы” . Моритани Масанори определяет три фактора успехов японских фирма - исследования, инновации и инвестиции. (три “И” ) , в которых выражается содержание интеллектно-инновационной революции.
Результатом
указанных сдвигов явилась
Класс
“горячих экономик” - это класс
“быстроходных” , интеллетоемких, наукоемких,
образовательноемких и
Класс
“холодных экономик” – это
класс “медленноходных” экономик
с низкой восприимчивостью науки
и образования, с низким уровнем
концентрации капитала. Их технологическим
базисом служат традиционные технологии.
Мобильность инвестиционного