Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

В зависимости от тенденций в  демографических процессах выделяются различные стадии в развитии системы  образования в целом, определяются приоритетные ступени обучения. Стабильность функционирования системы образования определяется устойчивостью динамики численности родившихся с определенным временным лагом. Россия на рубеже веков находится на переходе от первой ко второй стадии. В начале нового тысячелетия постепенно будет сокращаться спрос на услуги начального

Таблица 11.2

Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)

Возраст,

лет

Мир в целом

В том числе

развитые страны

развивающиеся страны

Россия

 

1980 г.

2000 г.*

1980 г.

2000 г.*

1980г.

в 2000 г.*

1979г.

1998г.

5—9

36

36

32

33

36

37

31

30

10—14

34

33

33

33

34

33

30

37

15—19

30

31

35

34

30

30

39

33

Итого

100

100

100

100

100

100

100

100

*Прогноз ЮНЕСКО. Рассчитано по: Statistical Yearbook 1989. — UNESCO, 1989. — Р. 1 —  12; Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999. — С. 59.


 

и основного образования, расти  спрос на услуги профессионального образования.

Материалы переписей населения  позволяют также изучить образовательный  статус семей, выделяя гомогенные и гетерогенные семьи (с одинаковым и различным уровнем образования супругов). Проанализировать сочетания в уровне образования супругов в гетерогенных семья, преемственность образования между поколениями.

На уровне макроэкономических исследований дискуссионной остается проблема соизмерения прироста образования и опыта оценки образования как части национального богатства. В исследовании, проведенном Мировым банком в 192 странах мира, изучалось влияние трех компонентов национального богатства: физического, природного и человеческого капиталов, причем последний отождествлялся с образовательным уровнем. Несмотря на условность расчетов, наибольшее влияние на национальное богатство оказывает человеческий капитал (64%). Его роль повышается с уровнем экономического развития до 80% в Германии, Швейцарии и Японии1.


 

1 См.: Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Д. Баркалова и С. Ф. Иванова. — М.: Права человека. 1998. — С. 82.


 

11.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ 

И СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАТИСТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ

История международных сравнений  по статистике образования начинается в 1853 г. —со времени проведения Международного статистического конгресса в Брюсселе. В последующем рекомендации по статистике образования разрабатывались в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отражение проблемы выбора классификационной единицы в области образования, разработка Международной стандартной классификации образования (МСКО), обоснование, отбор и сравнительный анализ показателей образования по странам мира.

С целью планирования в сфере  образования и подготовки кадров в качестве классификационной единицы  рассматривалось учебное заведение, а позднее, с 1966г. —учебная программа  по ступени и направлению обучения.

В соответствии с Международной  стандартной классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования:

0 — предшествующая первой ступени  обучения;

1 —начальное образование;

2 и 3 — незаконченная и полная  ступени среднего образования (школьное образование);

5 — первый этап высшего образования, не эквивалентный первой университетской степени (степени бакалавра);

6 — первый  этап высшего образования, дающий  право на получение первой университетской степени или ее эквивалента;

7 — второй  этап высшего образования, дающий  право на получение послеуниверситетской степени или ее эквивалента. МСКО выделяет следующие области обучения:

• педагогические науки и подготовка учителей;

• гуманитарные науки — изобразительное и  прикладное искусство, религия и технология;

• право  и социальные науки: право, социальные и поведенческие науки; управление коммерческой и предпринимательской деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;

• естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки: естественные и инженерные науки; математика и информатика; архитектура и городское планирование; транспорт и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство;

• медицинские  науки.

Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей:

1. Население  и валовой национальный продукт.

2. Грамотность,  культура и коммуникации.

3. Дошкольное  образование и доступ к школьному  образованию.

4. Начальное  образование: продолжительность,  население школьного возраста  и доля охваченных таким образованием.

5. Начальное  образование: внутренняя эффективность.

6. Среднее  образование: продолжительность,  население школьного возраста  и доля охваченных таким обучением.

7. Преподавательский  состав дошкольного, начального  и среднего образования.

8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.

9. Высшее  образование: распределение студентов  и выпускников по областям обучения.

10. Доля  учащихся частных учебных заведений  и государственные расходы на образование.

11. Текущие государственные расходы на образование.

Социальная  значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

Индекс  уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности  взрослого населения

где — уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа  поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней

где — число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами  и женщинами в уровне

 

Таблица 11.3

Показатели образования, включенные в ИРЧП

 

Группа стран по уровню ИРЧП

Уровень грамотности взрослого  населения, %

Совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней, %

Индекс уровня образований

 

всего

в том числе

женщины

мужчины

64 страны с высоким

95,7

95,3

96,2

79

0,9

66 стран со средним

83,3

76,9

89,5

66

0,77

44 страны с низким

50,9

38,3

63,0

47

0,50

Весь мир

77,6

71,4

83,7

62

0,72

Россия

99,0

99,0

99,0

78

0,92

Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. —ПРООН, 1998 год. —С.130—135.


 

грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступенями обучения.

В табл. 11.3 приведены значения показателей  образования по группам стран  мира и России к середине 90-х гг.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.

11.4. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, ной содействует развитию предпринимательской деятельности.

Формирование информационного  обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования, Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования, В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени — ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.

Российская система образования  многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики (рис. 11.3*). В ней на конец 90-х гг. обучались 31,5 млн учащихся и студентов. было занято 2,7 млн работников, функционировало 56,6 тыс. дошкольных учреждений, 67,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, 3,9 тыс. начальных профессиональных и 2,6 тыс. средних специальных заведений и 914 вузов.

Существуют два подхода к  учету предложения образовательных  услуг системой образования. Первый подход — отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений) —второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Организация статистики образования  в России предусматривает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреждениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования


 

*Рис. 11.3 разработан Центром  исследований и статистики науки  (ЦИСН) Миннауки России и РАН


 

Рис. 11.3. Система образования в  России

Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обобщает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных школ и вузов. Система показателей федерального статистического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, численности и состава преподавательских кадров, состояния материально-технической базы учебных заведений.

В середине 90-х гг. Министерством  образования РФ пересмотрены и приняты общероссийские классификации специальностей по начальному профессиональному, среднему профессиональному и высшему образованию и др., адаптированные к международным стандартам-

Внедрение компьютерных технологий расширяет  возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления: создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;

создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.

11.5. ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дошкольное образовательное учреждение (ясли, детские сады и др.) реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует: данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников в них; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.

В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения1. Наиболее распространенными видами

Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"