Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:13, курсовая работа
Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более
высокой - постиндустриальной - стадии. Человеческая цивилизация вступила в
новый этап своего развития — информационное общество, основу
жизнедеятельности которого составляют процессы производства, распространения
и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие
автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением
компьютерной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой
развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняются характер
и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической
деятельности, преображается облик системы образования и здравоохранения,
происходят сдвиги в сфере личного потребления.
Введение.. 3
1. Теоретические основы статистического изучения
научно-технической и инновационной деятельности.. 4
1.1. Система показателей статистики науки и инноваций. 4
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности. 7
1.2.1. Показатели кадрового потенциала. 8
1.2.2. Показатели материально-технической базы. 10
1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок. 12
1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности. 14
1.3.1. Оценка инновационной активности предприятий. 15
1.3.2. Показатели затрат на технологические инновации. 16
1.4. Статистическое изучение результативности научной и
инновационной деятельности. 18
2. Нормативная часть статистического изучения
научной и инновационной деятельности. 21
3. Заключение.. 30
4.Список использованной литературы:. 31
2.4.2.2. Показатели прибыли от реализации инновационной продукции.
2.5. Показатели
инновационной активности
3. Статистические показатели, характеризующие влияние науки и
инноваций на экономический рост.
3.1. Показатели
технологической структуры
3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за
технологии).
3.3. Оценка влияния
инноваций на рост
3.4. Интегрированная
оценка вклада научно-
валового внутреннего продукта.
Для изучения научной и инновационной деятельности в различных аспектах
статистика использует также различные классификации и группировки,
отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций.
1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности.
Центральное место среди
различных классификаций и
многомерной классификации научной деятельности по видам (фундаментальные,
прикладные исследования, разработки), отраслям и секторам науки.
Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и
разработки. Они характеризуются наличием конкретного предмета исследований и
сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики
и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля.
Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и
функциональным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки -
отрасли науки - научные специальности. Основой классификации отраслей науки
в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе
общей совокупности научных дисциплин как в отечественной, так и в
международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки
- естественные, технические,
медицинские,
гуманитарные.
В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики,
объединяющие значительное число организаций, осуществляющих научные
исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных
функций и предоставляемых услуг, источников финансирования, правового
статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с
классификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет
сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими
статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике
страны и ее вклад в экономический рост. Указанные специфические классификации
и группировки статистики науки, как и некоторые другие — типы научных
организаций, социально-экономические цели научных исследований и разработок
— используются в практике статистического наблюдения в дополнение к
общестатистическим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании
системы сбора и разработки статистической информации и обеспечивают
возможность детального анализа структуры научного потенциала.
1.2.1. Показатели кадрового потенциала.
Кадры — основной элемент научного потенциала страны. Сам характер научной
деятельности как «
личности ученого в творческом процессе создания новых знаний. Статистика
кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической
информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями
и разработками. Ее основной категорией в современной статистической практике
является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, -
совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на
систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и
поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием
прямых услуг, связанных
с выполнением научных
статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками,
учитывается как списочный состав работников организаций, выполняющих научные
исследования и разработки. В соответствии с характером фактически
выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого
научными исследованиями и разработками, выделяются четыре категории
работников:
Статистика учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями
и разработками, по категориям персонала, уровню образования. Кроме того,
численность исследователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и
возрасту. Статистический анализ численности и состава кадров науки
сочетается с изучением их использования, фактической занятости научной
деятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способствует
определение численности работников в эквиваленте полной занятости научными
исследованиями и разработками. Целью таких оценок является учет не только
лиц, полностью занятых этим видом деятельности, но также тех, кто занят
исследованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультантов,
аспирантов и др.).
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в
эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических
лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и
измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным
исследованиям 30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное время они
заняты другой деятельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число
исследователей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а
не 3, как в случае учета физических лиц. Первичным источником информации для
расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками
могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка
времени, затрачиваемого в течение типичной недели на фундаментальные,
прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды
деятельности. Получение информации возможно также на основе проведения
выборочных обследований научных организаций и высших учебных заведений,
направленных на изучение бюджета времени работников науки и профессорско-
преподавательского персонала вузов. В статистике с переходом на международные
стандарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости
научными исследованиями и разработками учитывается фактическая численность
лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по договорам гражданско-
правового характера. На этой основе, исходя из числа отработанных ими за
отчетный период человеко-дней, рассчитывается общая численность персонала,
занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной
занятости.
Особую актуальность приобретает задача организации комплексного
статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал,
занятый научными исследованиями и разработками, но и научно-технические
кадры в целом. Научно-технические кадры определяются как совокупность всех
лиц, проживающих в стране и имеющих законченное образование третьей ступени
в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической
деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические
кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки,
профессиям, категориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту,
национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать наличие
научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция,
уровень жизни научно-технических кадров, что предполагает координацию работ
по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по другим
отраслям социально-
успешно сочетается здесь с социологическими исследованиями ценностных
ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации
трудовой деятельности, социального статуса. Статистическое изучение
подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели
деятельности аспирантуры и докторантуры (численность, прием и выпуск
аспирантов и докторантов в разрезе отраслей наук и научных специальностей).
Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих
подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.
1.2.2. Показатели материально-
В процессе производства научных знаний ученый использует разнообразные
средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику,
испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.).
Состояние средств научного производства отражает уровень развития
производительных сил и самой науки, определяет перспективы ее развития, темпы
и эффективность научно-
статистического изучения материально-технической базы науки и ее основных
элементов.
Материально-техническая база науки — комплекс средств и предметов труда в
сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-
вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства научных
исследований и разработок. К основным фондам (средствам) научных
исследований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточные
устройства; машины и оборудование,
в том числе опытно-
установки (научно-исследовательские суда, радиотелескопы и т.д.), научные
приборы, средства автоматизации и вычислительная техника и т.д.;
транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды,
состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их
основной деятельности.
Задачей статистики является
получение взаимосвязанной
характеризующей материально-техническую базу науки и источники ее
формирования как по стране в целом, так и по отдельным секторам и регионам.
Статистика материально-
основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного
производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский
классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г.,
не обеспечивает необходимой их дифференциации применительно к специфике
различных видов научной деятельности. Поэтому в статистике науки
предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в
зависимости от степени участия в проведении научных исследований и
разработок выделяется основное исследовательское оборудование и
вспомогательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом
процессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.
Развитию методологии и методики статистического наблюдения материально-
технической базы науки способствовали единовременные обследования,
проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в
отечественной, но и в мировой статистической практике получить обширную
информацию, характеризующую ее состояние во взаимосвязи с показателями
кадрового потенциала и финансирования научных исследований и разработок.
В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру
основных фондов и оборотных средств научных организаций; состав технических
средств с более детальной классификацией научного оборудования и приборов,
возрастную структуру
и технический уровень
использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего
Информация о работе Нормативная часть статистического изучения научной и инновационной деятельности