Организация государственной статистики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы является изучение организации государственной статистики в России.
Статистика – это одна из общественных наук, имеющая целью сбор, анализ, упорядочивание и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация государственной статистики в Российской Федерации,,,.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Информационные ресурсы, сформированные из получаемой в результате проведения государственных федеральных статистических наблюдений статистической информации, являются федеральной государственной собственностью.

Федеральная программа  статистических работ разрабатывается  федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная программа  статистических работ включает в  себя перечень мероприятий по проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и о сроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.

Федеральная программа  статистических работ содержит официальную  статистическую информацию о системе  национальных счетов (системе взаимоувязанных  обобщающих статистических показателей, характеризующей основные социально-экономические явления и процессы в Российской Федерации), национальном богатстве, населении, трудовых ресурсах (занятости), финансах и денежном обращении, внешнеэкономической деятельности, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, о строительстве и об инвестициях, о транспорте и связи, об оптовой и о розничной торговле, о платных услугах населению, общественным объединениям (организациям), о здравоохранении, об образовании и о культуре, о туризме и об отдыхе, о санаторно-курортном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, о страховании и об операциях с ценными бумагами, о новейших достижениях науки и техники, о ценах и тарифах, о правонарушениях, об охране окружающей среды и о природных ресурсах, о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, об уровне жизни населения в Российской Федерации и в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе статистическую информацию о прожиточном минимуме, среднем доходе на душу населения.

Статистическая информация, полученная федеральным органом  исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в рамках выполнения Федеральной программы статистических работ, предоставляется федеральным органам законодательной и исполнительной власти, судам, органам прокуратуры, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления на безвозмездной основе.

Юридическим лицам и  гражданам по их запросам статистическая информация предоставляется на платной  основе.

Статистической информации с ограниченным доступом предоставляется пользователям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3. Принципы организации государственной статистики в

Российской  Федерации

 

 

В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы: 

  1. централизованное руководство статистикой;
  2. единые организационное строение и методология;
  3. неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.

В соответствии с Положением о Государственном  комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 июля 1994 г., определено создание Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.

В соответствии с государственным устройством  и административно-территориальными образованиями Российской федерации создана единая система государственной статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые, Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

Система государственной  статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления.

Система государственной  статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни. 

Низовыми  органами государственной статистики являются городские и районные управления государственной статистики. В областях, краях и республиках, а также в Москве и Санкт-Петербурге имеются статистические комитеты по Статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Госкомстат РФ. Он осуществляет государственное управление всей находящейся в его ведении единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием статистической информационной системы на основе единой научной методологии. При Председателе Госкомстата России действует Совет руководителей органов государственной статистики, созданный для координации деятельности региональных органов государственной статистики.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

 

Принцип 1:  Значимость, Объективность и Общедоступность 

Официальная статистика является необходимым элементом  информационной системы демократического общества,  обеспечивая правительство,  экономические круги и общественность данными об экономическом,  демографическом, социальном и экологическом положении.   С этой целью официальные статистические данные,  имеющие практическую ценность,  подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию.ª

Принцип 2: Профессиональные стандарты и этика 

´В целях  сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства в соответствии со строго профессиональными соображениями,  включая научные принципы и профессиональную этику,  должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора,  обработки,  хранения и представления статистических данных.

Принцип 3: Подотчетность  и Транспарентность 

Для облегчения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

Принцип 4: Предотвращение неправильного использования 

Статистические  ведомства имеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

Принцип 5: Источники Официальной  Статистики  Данные для статистических целей могут собираться из всех видов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. 

Статистические ведомства  должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и  нагрузки, которая ложится на респондентов.

Принцип 6: Конфиденциальность 

´Личные данные,  собираемые статистическими ведомствами для  подготовки статистической информации, независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам,  должны носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

Принцип 7: Законодательство 

´Законы,  нормы и  меры,  в рамках которых функционируют  статистические системы, должны предаваться гласности.

Принцип 8: Национальная координация 

´Для обеспечения  согласованности и эффективности  в статистической системе необходимо осуществлять координацию деятельности статистических ведомств на уровне стран.

Принцип 9: Использование  международных стандартов 

Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способствуют обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.

Принцип 10: Международное сотрудничество

Двустороннее  и многостороннее сотрудничество в области статистики содействует улучшению систем официальной статистики во всех странах.

 

Требования, предъявляемые к собираемым данным, формы, виды и способы статистического  наблюдения.

 

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной  статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического  наблюдения включает следующие этапы:

  • Подготовка наблюдения;
  • Проведение массового сбора данных;
  • Подготовка данных к автоматизированной обработке;
  • Разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

      Любое  статистическое наблюдение требует  тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть  надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе  их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому  и логическому контролю. Оба эти  контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными  признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в  ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других исходных объектов.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов  – единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения называют составной элемент объекта, являющий носителем признаков, подлежащих регистрации.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как  часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы  совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т.п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения (таблица 1).

Таблица 1.

Организационные формы  статистического наблюдения

Виды статистического  наблюдения

Способы статистического  наблюдения

по времени регистрации фактов

по охвату единиц совокупности

1. Статистическая отчетность

2. Специально организованное  наблюдение

3. Регистры

1. Текущее или непрерывное

2. Прерывное:

а) периодическое;

б) единовременное.

 

1. Сплошное

2. Несплошное:

а) выборочное;

б) основного массива;

в) монографическое

1. Непосредственное

2. Документальное

3. Опрос:

а) экспедиционный;

б) саморегистрации;

в) корреспондентский;

г)анкетный;

д) явочный.

Информация о работе Организация государственной статистики в Российской Федерации