Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:18, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение аналитических показателей ряда динамики в изучении развития рынка.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты аналитических показателей ряда динамики в изучении развития рынка;
Провести решение статистических задач;
Выполнить анаитическую часть работы.
В интервальных рядах динамики средний уровень у определяется делением суммы уровней на их число n (формула 12) : (12) В моментном ряду динамики с равноотстоящими датами времени средний уровень определяется по формуле 13: (13) В моментном ряду динамики с неравноотстоящими датами средний уровень определяется по формуле 14: , (14) где – уровни ряда динамики, сохранившиеся без изменения в течение промежутка времени .
Средний абсолютный прирост представляет собой обобщенную характеристику индивидуальных абсолютных приростов ряда динамики. Для определения среднего абсолютного прироста сумма цепных абсолютных приростов делится на их число n (формула 15) : (15) Средний абсолютный прирост может определяться по абсолютным уровням ряда динамики. Для этого определяется разность между конечным и базисным уровнями изучаемого периода, которая делится на m – 1 субпериодов (формула 16) : (16) Основываясь на взаимосвязи между цепными и базисными абсолютными приростами, показатель среднего абсолютного прироста можно определить по формуле 17: (17) Средний темп роста – обобщающая характеристика индивидуальных темпов роста ряда динамики. Для определения среднего темпа роста применяется формула 18: (18) где Тр1, Тр2,..., Трn -- индивидуальные (цепные) темпы роста (в коэффициентах) , n -- число индивидуальных темпов роста.
Средний темп роста можно определить и по абсолютным уровням ряда динамики по формуле 19: (19) На основе взаимосвязи между цепными и базисными темпами роста средний темп роста можно определить по формуле 20: (20) Средний темп прироста можно определить на основе взаимосвязи между темпами роста и прироста. При наличии данных о средних темпах роста для получения средних темпов прироста используется зависимость, выраженная формулой 21: (21) (при выражении среднего темпа роста в коэффициентах). [2, c.90]
1.4. Проверка ряда на наличие тренда. Непосредственное выделение тренда
Изучение тренда включает в себя два основных этапа:
Проверка на наличие тренда в ряду динамики может быть осуществлена по нескольким критериям.
Если в ряду динамики общая тенденция к росту или снижению отсутствует, то количество серий является случайной величиной, распределенной приближенно по нормальному закону (для n > 10) . Следовательно, если закономерности в изменениях уровней нет, то случайная величина R оказывается в доверительном интервале .
Параметр t назначается в соответствии с принятым уровнем доверительной вероятности Р.
Среднее число серий вычисляется по формуле 22: . (22) Среднее квадратическое отклонение числа серий вычисляется по формуле 23: . (23) здесь n -- число уровней ряда.
Выражение для доверительного интервала приобретает вид: Полученные границы доверительного интервала округляют до целых чисел, уменьшая нижнюю границу и увеличивая верхнюю.
Непосредственное выделение тренда может быть произведено тремя методами.
При нечетном сглаживании ,полученное среднее арифметическое значение ,закрепляют за серединой расчетного интервала, при четном это делать нельзя. Поэтому при обработке ряда четными интервалами их искусственно делают нечетными, для чего образуют ближайший больший нечетный интервал, но из крайних его уровней берут только 50%.
Недостаток методики
сглаживания скользящими
При сглаживании по пяти точкам имеем такие уравнения (формулы 25) : (25) Для последних двух точек ряда расчет сглаженных значений полностью симметричен сглаживанию в двух начальных точках.
Формулы расчета по скользящей средней выглядят, в частности, следующим образом (формула 26) : для 3--членной . (26) Аналитическое выравнивание. Под этим понимают определение основной проявляющейся во времени тенденции развития изучаемого явления. Развитие предстает перед исследователем как бы в зависимости только от течения времени. В итоге выравнивания временного ряда получают наиболее общий, суммарный, проявляющийся во времени результат действия всех причинных факторов. Отклонение конкретных уровней ряда от уровней, соответствующих общей тенденции, объясняют действием факторов, проявляющихся случайно или циклически. В результате приходят к трендовой модели, выраженной формулой 27:
, (27) где f (t) – уровень, определяемый тенденцией развития ; -- случайное и циклическое отклонение от тенденции.
Целью аналитического выравнивания динамического ряда является определение аналитической или графической зависимости f (t) . На практике по имеющемуся временному ряду задают вид и находят параметры функции f (t) , а затем анализируют поведение отклонений от тенденции. Функцию f (t) выбирают таким образом, чтобы она давала содержательное объяснение изучаемого процесса.
Чаще всего при выравнивании используются следующий зависимости: линейная ; параболическая ; экспоненциальная или ) .
Оценка параметров ( ) осуществляется следующими методами:
В большинстве расчетов используется метод наименьших квадратов, который обеспечивает наименьшую сумму квадратов отклонений фактических уровней от выровненных: .
Для линейной зависимости ( ) параметр обычно интерпретации не имеет, но иногда его рассматривают, как обобщенный начальный уровень ряда ; -- сила связи, т. е. параметр, показывающий, насколько изменится результат при изменении времени на единицу. Таким образом, можно представить как постоянный теоретический абсолютный прирост.
Построив уравнение регрессии, проводят оценку его надежности. Это делается посредством критерия Фишера (F) . Фактический уровень ( ) , вычисленный по формуле 28, сравнивается с теоретическим (табличным) значением: , (28) где k -- число параметров функции, описывающей тенденцию; n -- число уровней ряда ; Остальные необходимые показатели вычисляются по формулам 29 – 31: (29) (30) (31) сравнивается с при степенях свободы и уровне значимости a (обычно a = 0,05) . Если > , то уравнение регрессии значимо, то есть построенная модель адекватна фактической временной тенденции. [4, c.102]
2. Практическая часть. Решение статистических задач
С целью изучения расходов населения на платные услуги в отчетном периоде по региону была произведена 20%-ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные:
№ района п/п |
Численность населения (тыс. чел.) |
Объем платных услуг (млн. руб.) |
№ района п/п |
Численность населения (тыс. чел.) |
Объем платных услуг (млн. руб.) |
1 |
29,7 |
118,6 |
16 |
23,1 |
92,4 |
2 |
23,5 |
94,8 |
17 |
32,2 |
128,5 |
3 |
17,2 |
70,5 |
18 |
23,7 |
94,9 |
4 |
25 |
93,1 |
19 |
12,5 |
50,1 |
5 |
21,3 |
85,9 |
20 |
24,4 |
97,6 |
6 |
21 |
84,8 |
21 |
23,3 |
93,3 |
7 |
11,2 |
55,4 |
22 |
22,5 |
89,6 |
8 |
23,8 |
95,2 |
23 |
17,3 |
69,2 |
9 |
22,8 |
91,9 |
24 |
25,7 |
102,7 |
10 |
18,6 |
74,3 |
25 |
22,6 |
90,5 |
11 |
22,1 |
88,4 |
26 |
23,9 |
95,1 |
12 |
26,7 |
106,9 |
27 |
20,1 |
83,4 |
13 |
26,8 |
76,4 |
28 |
11,6 |
46,7 |
14 |
27,8 |
111,3 |
29 |
31,6 |
100,2 |
15 |
19,2 |
76,8 |
30 |
20,4 |
80,5 |
Задание 1
По исходным данным:
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение
а) Построить ранжированный ряд по численности населения и составить новые ряды:
Таблица 1 Ранжированный ряд по группировочному признаку
б) Определить шаг группировки:
h=(xmax-xmin)/n,
где n=5
h=(32.2-11.2)/5=4.2;
в) Определить границы групп:
1 группа – (11,2+4,2)=15,4;
2 группа – (15,4+4,2)=19,6;
3 группа – (19,6+4,2)=23,8;
4 группа – (23,8+4,2)=28,0;
5 группа – (28,0+4,2)=32,2;
г) Оформить результаты группировки в виде таблицы:
Таблица 2 Простая группировка
д) Сделать вывод:
По результатам этой группировки очень сложно сделать правильный и точный вывод, т.к. при росте численности населения объем платных услуг сначала начинает увеличиваться, а затем снова идет на убыль.
2.хар=∑хf/∑f;
х=(13,3*152,2+17,5*290,8+21,7*
б=√∑(х-х)2f/∑f;
б=√((13,3-23,1)2*152,2+(17,5-
υ=б/х*100;
υ=4,3/23,1*100=18,6%;
Мо=х0+ι*((fm-fm-1)/(fm-fm-1)+(
гдех0 – нижняя граница модального интервала;
ι – величина модального интервала;
fm – частота модального интервала;
fm-1 – частота интервала перед модальным;
fm+1 – интервала после модального.
Мо=19,6+4,2*((1070,4-290,8)/(
Ме=х0+ι*((½∑f-Sm-1)/f),
гдех0 – нижняя граница медианного интервала;
ι – величина медианного интервала;
∑f – сумма накопленных частот;
Sm-1 – сумма накопленных частот до медианного интервала;
f – частота медианного интервала.
Мe=19,6+4,2*((1319,5-443)/
Задание 2
По исходным данным:
Сделайте выводы по результатам выполнения задания.
Решение
1.Для решения этой задачи
я использую метод
у=а0+а1х;
∑у=nа0+а1∑х,
∑ху=а0∑х+а1∑х2.
Для решения этой системы уравнения мне необходимо рассчитать ∑х, ∑ху, ∑х2.
Таблица 3 Дополнительные вычисления
2369=30а0+671,6а1, :30
61588,6=671,6а0+15796,5а; :671,6
88=а0+22,4а1,
91,7=а0+23,5а1;
1,1а1=3,7;
а1=3,4.
а0=(2639-671,6*3,4):30=355,56:
у=11,85+3,4х.
Если численность населения увеличится на одну тысячу человек, то объем платных услуг вырастет на 3,4 млн. руб.
Информация о работе Показатели ряда динамики в изучении развития рынка