Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:23, реферат
Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях. Что же представляет собой термин «статистика»? Это слово многолико, многозначно и согласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистики как науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики.
Введение. «Понятие статистика» 3-5
Статистика как наука и отрасль практической деятельности 5-6
Отраслевая структура статистики как науки. 6-8
Теоретические основы статистики как науки 9-14
Английская научная школа политических арифметиков 14-15
Немецкая описательная школа 15-16
Статистико-математическая научная школа 16-17
Становление русской статистической научной школы 17-20
Статистика как практическая деятельность людей 20-21
Заключение 22-23
Библиография 24
Содержание
Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях.
Что же представляет собой термин «статистика»? Это слово многолико, многозначно и согласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистики как науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики.
Впервые термин «статистика» был введён в обиход в 1749 г. немецким статистиком, профессором философии и права Г. Ахенваллем (1719-1772 гг.), выпустившим книгу о государствоведении, отраслью которого он считал статистику. С 1746 г. Г. Ахенвалль впервые в марбургском, а затем в геттингенском университете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой. Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства.
Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status (статус), которое означает «положение, состояние вещей». От корня этого слова образовались слова stato – государство и statista – знаток государства. От того же корня образовалось и существительное statistica.
Первоначально под статистикой понимали совокупность знаний о государстве, затем статистикой стали называть сбор и обработку данных о массовых явлениях, и, наконец, особую отрасль науки.
В настоящее время под термином «статистика» чаще всего понимают следующее.
Статистика – одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с тем учение о системе показателей, т.е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях.
Статистика – это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.
Статистика – это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой – сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда говорят: государственная ведомственная статистика России, организация статистики в РФ, то имеют в виду особую отрасль (форму) практической деятельности людей. О людях, собирающих и обрабатывающих статистические сведения, данные или статистическую информацию, говорят, что они занимаются статистикой, ведут статистику (например, медицинскую, уровня жизни и др.). И тот , для кого она род деятельности, - это статистик.
Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т.д.
Часто слово «статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.
Наконец, статистика (в широком смысле) – наука, изучающая все массовые явления, к какой бы области они ни относились, обладающие признаками совокупности. В более специальном (узком) смысле статистика – наука, исследующая с количественной стороны массовые общественные явления, и в то же время – метод изучения каждой конкретной совокупности.
2. Статистика как наука и отрасль практической деятельности
Термин статистика имеет несколько значений. Во-первых, под статистикой понимают отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации статистической информации как в целом по стране, так и по отдельным ее регионам. Такая деятельность, с определенными различиями в используемой методологии, осуществляется во всех странах. В России эта работа выполняется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Статистикой также часто называют и сам результат статистической деятельности, т.е. массив статистических данных или обобщающие показатели, характеризующие состояние массовых явлений и процессов по той или иной совокупности за определенный период. Потребителями статистической информации являются органы государственного управления, научные организации, информационные агентства, аналитические службы компаний и банков, физические лица. В последние годы стремительно повышается значение статистической информации в маркетинговых исследованиях.
Статистика как наука начала формироваться в VII веке в ответ на потребность государства располагать достоверными статистическими данными об имеющихся ресурсах для эффективного управления, организации производства, торговли, налогообложения и т.п. В настоящее время статистика - это наука, включающая разветвленную систему научных дисциплин, изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной.
Изучаемые статистикой явления и процессы многообразны. В первую очередь, статистика изучает все, что связано с экономической деятельностью общества - производство и реализация промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительство новых объектов и реконструкция действующих основных фондов, работа транспорта и связи, формирование и движение финансовых потоков. Статистические методы широко используются в анализе социальных процессов и явлений - занятости и безработицы, доходов населения, изучении общественного мнения и т.д. Большую роль играет статистика в технике и производственной деятельности, например, в организации контроля качества продукции. Методы статистики применяются в экономическом анализе, менеджменте, маркетинге, бизнес-планировании, логистике, оценке недвижимости, антикризисном управлении и в других областях научной и практической деятельности.
Теория статистики (общая теория статистики) - отрасль статистической науки, рассматривающая ее общие понятия, категории, принципы и методы сбора, обработки и анализа данных. Теорией статистики разрабатываются общие показатели и методы изучения структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Использование этих показателей и методов в отдельных областях научной и практической деятельности наполняет их качественным содержанием, а в ряде случаев - придает им определенную специфику.
Экономическая (макроэкономическая) статистика изучает количественные закономерности происходящих в экономике явлений и процессов, выявление основных пропорций и тенденций экономического развития на макроуровне, т.е. на уровне крупного региона или страны в целом. Экономическая статистика изучает как сам процесс воспроизводства материальных благ и услуг, так и его результаты, а также их воздействие на уровень жизни населения. К основным показателям экономической статистики относятся валовой внутренний продукт, валовой региональный продукт, такие элементы национального богатства как основные фонды, материальные и оборотные средства, домашнее имущество.
В соответствии с классификацией отраслей экономики в статистической науке и практике также выделяется отраслевой уровень. К отраслевым статистикам относятся:
статистика промышленности;
статистика сельского хозяйства;
статистика капитального строительства;
статистика услуг, транспорта и связи;
статистика торговли.
Статистика населения изучает численный и национальный состав, а также возрастно-половую структуру населения, его размещение и воспроизводство как по стране в целом, так и в разрезе территориальных единиц. Одной из основных задач статистики населения является построение краткосрочных и долгосрочных демографических прогнозов.
Социальная статистика изучает социальную структуру населения, его уровень жизни и, в частности, доходы, а также уровень образования и культуры, состояния здоровья и медицинского обслуживания, использование свободного времени, общественное мнение, уровень преступности и другие социальные аспекты жизнедеятельности общества.
Для того чтобы получить общее представление о статистической методологии, необходимо рассмотреть сам процесс статистического исследования, который включает четыре основных этапа:
Процесс статистического исследования начинается с этапа сбора первичного статистического материала, проверки его полноты и достоверности. С этой целью применяются методы сплошного и несплошного статистического наблюдения. От качества полученных исходных статистических данных во многом зависят окончательные результаты всего статистического исследования.
На втором этапе производится предварительная обработка данных, подсчет групповых и общих итогов, расчет некоторых относительных показателей. Основной метод, используемый на данном этапе - метод группировок. В результате его реализации от больших массивов статистических данных осуществляется переход к компактным и удобным для анализа статистическим таблицам.
Третий этап - расчет и интерпретация обобщающих статистических показателей. На данном этапе рассчитываются показатели среднего уровня и вариации, структуры, взаимосвязи и динамики изучаемых процессов и явлений. Полученные результаты подвергаются анализу.
В процессе реализации четвертого этапа осуществляется моделирование взаимосвязей между социально-экономическими процессами и явлениями, строятся уравнения регрессии, а также трендовые модели, отражающие основные тенденции динамики изучаемых показателей.
Используемые в процессе реализации всех этапов статистические приемы и методы в целом составляют статистическую методологию исследования.
4. Теоретические основы статистики как науки
Полагаем, вышеизложенное убедило читателя в том, что статистика — наука, поскольку изучает встречающийся в действительности на каждом шагу объект — массовые общественные явления (что не мешает ей изучать любые массовые явления).
В то же время статистика — метод в изучении каждого данного конкретного массового явления, множества. Поскольку всякий раз, когда статистика в результате исследования массовых общественных явлений достигает обобщений и устанавливает их общие закономерности или количественно измеряет их действие, они сразу становятся достоянием той конкретной науки, к кругу интересов которой принадлежит это явление. Следовательно, в отношении каждой науки статистика выступает в качестве метода. Вместе с тем она сама общественная наука, изучающая конкретные размеры массовых общественных явлений в целях познания упомянутых закономерностей или даже без таких целей.
Как в любой науке, теоретическую основу статистики составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются основные принципы статистики. Статистическая совокупность, статистическая закономерность, вариация, признак — вот важнейшие категории и понятия статистики, самое общее представление о которых было дано в предшествующем параграфе. Рассмотрим их подробнее.
Как было отмечено выше, статистическая совокупность — множество элементов, обладающих массовостью, некоторыми общими, но не обязательно системными свойствами, существенными характеристиками — однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных элементов и наличием вариации признаков, их характеризующих. Примерами статистических совокупностей можно считать следующие сведения: на 1 января 1997 г. 147,4 млн россиян проживали в 1059 городах, из них в 12 городах с населением более 1 млн человек, в 2066 поселках городского типа и в 151 тыс. сельских населенных пунктов; за январь — декабрь 1996 г. было зарегистрировано 2 625 081 преступление. Здесь упомянуто сразу пять качественно однородных и вместе с тем самостоятельных совокупностей.
Человек как часть общества в переписи населения теряет индивидуальные свойства, но зато обретает качество среднестатистического человека, превращаясь в некую расчетную единицу — единицу совокупности, фактологическую основу статистики.
То же самое касается и статистики преступности. Например, совершение преступления имеет определенное значение (со знаком минус) как для лица, его совершившего, так и для потерпевшего от него; из этого юридического факта для каждой уголовно-процессуальной фигуры возникают соответствующие права и обязанности. К статистике относят только сводные данные о числе зарегистрированных преступлений, количестве лиц, их совершивших, характеристику этих лиц по возрасту, полу и другим признакам. Отдельные преступные проявления интересуют статистику лишь постольку, поскольку на основании сведений о них возможно получить сводные данные — статистическую совокупность.