Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:23, реферат
Едва ли найдётся ещё одна наука, в которой так горячо спорили бы о её предмете, т.е. о том, что она собой представляет. Понятие «статистика» употребляется в самых различных значениях. Что же представляет собой термин «статистика»? Это слово многолико, многозначно и согласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистики как науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики.
Введение. «Понятие статистика» 3-5
Статистика как наука и отрасль практической деятельности 5-6
Отраслевая структура статистики как науки. 6-8
Теоретические основы статистики как науки 9-14
Английская научная школа политических арифметиков 14-15
Немецкая описательная школа 15-16
Статистико-математическая научная школа 16-17
Становление русской статистической научной школы 17-20
Статистика как практическая деятельность людей 20-21
Заключение 22-23
Библиография 24
Большое влияние на развитие русской статистической мысли оказали русские демократы-революционеры: А.Н. Радищев (1749-1802), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1874). Эти выдающиеся деятели внесли определённый вклад в теорию и практику статистики. Ими разработаны программные вопросы экономической и судебной статистики, делались попытки определять средние величины, поставлен вопрос о социально-экономическом значении метода группировок.
Свою роль в истории статистики сыграли представители академической школы статистики, характерной особенностью которой было стремление заменить изучение государства изучением общества. Основоположниками этой школы явились Э.Ю. Янсон (1835-1893), А.И. Чупров (1842-1908), А.А. Чупров (1874-1926), Н.А. Каблуков (1849-1919) и А.А. Кауфман (1864-1919).
Академическая статистика и её представители оказали большое положительное влияние на развитие статистической наук в России и на работу статистических органов. К началу XX в. Россия была одним из признанных центров научной статистической мысли.
Большое влияние на развитие математического направления в статистике России произвели работы русских математиков П.П. Чебышева (1821-1894), А.А. Маркова (1856-1922), А.М. Ляпунова (1857-1919).
Исторический опыт советской статистики как науки был обобщён в трудах В.И. Хотимского (1892-1937), В.С.Немчинова (1894-1964), В.Н. Старовского (1905-1975), А.Я. Боярского (1906-1985), Б.С. Ястремского (1877-1962), Л.В. Некрама (1886-1949) и других учёных.
В послевоенный период внимание статистической науки было приковано к вопросу о предмете статистики, её соотношении с математической статистикой. В 1954 г. этот вопрос обсуждался на научном совещании, которое ещё раз подтвердило значение статистики как самостоятельной общественной науки. После совещания вышли в свет новые монографии, учебники по общей теории статистики. В это время значительный вклад в теорию индексного метода был внесён учёными С.М. Югенбергом, Г.И. Баклановым, Л.С. Казинцовым, В.Е. Адамовым и др. Большим шагом вперёд к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.
В настоящее время ведётся работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики
Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. За несколько лет до нашей эры проводились переписи населения в Китае и Египте для военных и налоговых целей. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства.
В античном мире учитывали родившихся; в специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. Греческий философ Аристотель ещё за триста лет до нашей эры составил описание 157 городов государств.
В 1061 г. в Англии проведена всеобщая перепись населения, в ходе которой обследовано 240 тысяч дворов. Монгольские ханы проводили переписи в середине XIIIв. для взимания дани с захваченных русских земель.
На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XIвв.: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.
В XVIв. в Венеции, Голландии появляются сборники, характеризующие политическое устройство, население, основные занятия, производимую продукцию в странах, с которыми устанавливалась торговля.
В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки данных, приёмы анализа информации. Появляется необходимость теоретического научного осмысления накопленной практики.
Статистика – фундаментальная базовая отрасль научных экономических знаний. Не случайно на протяжении многих веков теоретические проблемы статистики разрабатывались экономистами и математиками, астрономами и физиками, философами и политическими деятелями.
В настоящее время статистические методы применяются для анализа различных социально-экономических явлений; при исследовании рынка; аудиторских проверках; в управлении и прогнозировании; при оценке финансового состояния хозяйствующих субъектов и т.д.
Статистика – практическая деятельность по сбору, обработке и анализу статистических данных.
Возникнув из потребностей практических задач государства, статистика заняла важное место в системе государственного управления.
Статистика – это огромный информационно-справочный материал, характеризующий все стороны функционирования и развития того или иного хозяйствующего субъекта: индивидуального предпринимателя, фирмы, предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства в целом.
Статистика - одна из важнейших дисциплин в системе экономического образования. Статистическая информация является важнейшей составной частью глобальной информационной системы государства. Статистика призвана обеспечить анализ количественной стороны массовых явлений, служить основой для принятия соответствующих управленческих решений.
Переход к рынку повышает требования к уровню статистической подготовки будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей. Овладевая методами статистических исследований, они могут более эффективно изучать тенденции рыночной конъюнктуры товаров и услуг для последующего принятия наиболее оптимальных решений в сфере своей деятельности, в частности в полиграфической отрасли.
Цель настоящего пособия - помочь студентам экономических специальностей МГУП сосредоточить свое внимание на наиболее важных теоретических и практических вопросах статистической науки в условиях рыночной экономики.
Статистика - интегральная наука. Она включает разделы как теоретические, так и прикладные (экономическая, социальная, отраслевая статистика).
Практика разделения статистики на две дисциплины («Общая теория» и «Социально-экономическая статистика») себя не оправдала. В настоящее время согласно Государственному образовательному стандарту статистика - единая дисциплина, так она и представляется в настоящем пособии.
1. Учебник «Общая теория статистики»: И. И. Елисеева – Москва,
2005г.
2. «Статистика»: Ю.С. Ивченко – Санкт-Петербург, 2009г.
3. «Прикладная статистика»: А.И. Орлов – Новосибирск, 2008г.
4. «Статистика в вопросах и ответах»: В.И.Балинова - Москва, 2005г.
5. http://www.vuzlib.net
6. Вероятность и статистика: Р. Мизес — Санкт-Петербург, Либроком, 2009 г.- 264 с.
7. Международная демографическая статистика: Курашева Т.А., Тарлецкая Л.В. — Москва, 2010 г.- 110 с.
8. Муниципальная статистика: Д. И. Милованов — Москва, Питер, 2009 г.- 160 с.
9. Наука в современном российском обществе: А. В. Юревич, И. П. Цапенко — Санкт-Петербург, Институт психологии РАН, 2010 г.- 336 с.
10. Социология науки: Е. М. Бабосов — Москва, Харвест, 2009 г.- 224 с.