Потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. В субъектах Федерации законодательным (представительным) органом субъектов Российской Федерации по представлению исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации……………………………….3
Что такое "прожиточный минимум"?.................................................................6
Что значит "жить по минимуму"?.......................................................................8
Краткие пояснения……………………………………………………………...13
Основные выводы……………………………………………………………….14
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

рабочая версия п к.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 социально-экономическая статистика

 

Тема: Потребительская корзина (Вопрос №10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление «Государственное и муниципальное управление»

Группа менеджмент 412

Выполнила  МИГАЛОВА А.А.

Проверил____________________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

План

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации……………………………….3

Что такое "прожиточный минимум"?.................................................................6

Что значит "жить по минимуму"?.......................................................................8

Краткие пояснения……………………………………………………………...13

Основные выводы……………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………17

Приложение №1………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. В субъектах Федерации законодательным (представительным) органом субъектов Российской Федерации по представлению исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.     

Трудовой кодекс РФ (статья 133) провозгласил, что "минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". Размер минимальной заработной платы (МРОТ) с 1 января 2014 года составит 5554 рубля.

 

 

 

 

 

 

    Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в субъектах  
Российской Федерации.

     Потребительская корзина – это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.

      C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

      В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

     Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

     Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

     Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу 1 приложения, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2014 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

    Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - характеризует изменение за какой-то период стоимости потребительской корзины товаров и услуг, приобретаемых населением. Он представляет собой отношение стоимости потребительской корзины в текущий момент к ее стоимости выраженной в ценах базисного периода (как правило, в ценах предыдущего года или месяца) и не учитывает влияние изменения доходов населения, количества и структуры его потребления.

Экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (далее - объект экспертизы), проводится в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Цель экспертизы:

    1. комплексная оценка обоснованности разработанных субъектами Российской Федерации минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг с учетом природно-климатических условий и национальных традиций, реализация единых подходов к формированию потребительских корзин в регионах;
    2. выявление соответствия проектов потребительской корзины, представленных субъектами Российской Федерации общим принципам и порядку формирования минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также примерным минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Проведению экспертизы проектов потребительской корзины предшествовала работа по созданию нормативно-правовой базы. Основанием для организации и проведения экспертизы явилось постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2000 г. № 494 "Об экспертизе проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации", согласно которому экспертиза проектов потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации проводится Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минздравом России, Госстроем России.

Работа по экспертизе проектов потребительской корзины проводилась Минтрудом России.

Экспертиза проводилась Минздравом России - по минимальным наборам продуктов питания, Минэкономразвития России - по минимальным наборам непродовольственных товаров, Госстроем России - по минимальным наборам услуг. Минтруд России осуществлял координацию работы по экспертизе проектов потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти, подготовку сводного заключения.

 Сводное  заключение, подготовленное Комиссией  по экспертизе на основе экспертных  заключений Минздрава России, Минэкономразвития  России, Госстроя России, содержит:

    1. рекомендации по оценке соответствия предлагаемых минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг минимальным наборам, предусмотренным Методическими рекомендациями;
    2. предложения по оценке обоснованности принятых в проекте потребительской корзины изменений и дополнений в рекомендуемые минимальные наборы;
    3. выводы о возможности использования объекта экспертизы для установления потребительской корзины в субъекте Российской Федерации.

Что такое "прожиточный минимум"?

 

 

     Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон №134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который так и называется: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным минимумом подразумевают сумму, которая устанавливается Правительством РФ на основании стоимости потребительской корзины, рассчитываемой по предоставленным данным                        Росстата об уровне потребительских цен. Каждый квартал величина прожиточного минимума в России пересматривается.

    Прожиточный минимум устанавливается отдельно для 3 категорий населения: трудоспособных граждан, пенсионеров и детей. Так, в целом по России во 2 квартале 2012 года он составил: на душу населения - 6385 руб., для трудоспособного населения – 6913 руб., для пенсионеров – 5020 руб., для детей – 6146 руб. Размер прожиточного минимума зависит от конкретного региона РФ и уровня цен в нем.

   На 2013 год запланирован переход на новую методику расчета размера потребительской корзины, согласно которой, продукты питания будут определяться в натуральных показателях (50% стоимости корзины), и по 25% от стоимости продуктов питания будут составлять непродовольственные товары и услуги.

   Это позволит увеличить прожиточный минимум в целом в 2013 году на 4,2%, в том числе трудоспособных граждан – на 3,3%, пенсионеров - на 8,2%, детей - на 4,1%. Так, согласно проекту федерального бюджета, прожиточный минимум для пенсионеров увеличится больше, чем на тысячу рублей и составит 6200 рублей.

    В целом, размер прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2015 году должен составить 8293 рубля.

    В нашей стране заявлен как стратегический курс на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда, а также размеров базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца до прожиточного минимума. Предположительно "стыковка" всех минимумов произойдет через десять-пятнадцать лет. А пока в Трудовом кодексе есть оговорка - его 421-я статья: "порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом". В 2013 году, по предварительной оценке, соотношение величины МРОТ с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составило 67 процентов (с учетом оценки Минэкономразвития России величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2013 год - 7769 рублей в месяц).     

 

Что значит "жить по минимуму"?     

В первом квартале 2002 года прожиточный минимум среднего россиянина составлял 1719 рублей. Причем для трудящегося это 1865 рублей, пенсионера - 1313, ребенка - 1722 рубля в месяц. Но откуда цифры? Они были рассчитаны по "Методике исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", утвержденной совместным постановлением Минтруда и Госкомстата России от 28 апреля 2000 года N 36/34 и составленной исходя из норм Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".     

Наибольший интерес представляет стоимостная оценка потребительской корзины, в которую, повторюсь, "укладываются" продукты питания, непродовольственные товары и услуги.      

Региональные наборы продуктов (товаров и услуг) для определения прожиточного минимума от базового российского если отличаются, но, как правило, незначительно.     

Теперь будет нетрудно представить пищевого отечественного "минимальщика". Его паек, конечно, можно критиковать. Однако замечу, ассортиментом и питательностью он превосходит набор продуктов, установленный приказом Минюста России от 4 мая 2001 года N 136 для осужденных к лишению свободы. Да и количественно, пожалуй, не уступает: разве что хлеба и рыбы меньше. А вот мяса (мясопродуктов) - на 5 килограммов больше, молоко же и молокопродукты в лагерных нормах отсутствуют вовсе.     

Минимальные наборы непродовольственных товаров составляют товары индивидуального и общесемейного пользования.  

 

 

    

 

 

 В минимальную потребительскую корзину на одного человека "укладывается" следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральное отопление - 6,7 гигакалории в год, вода - 285 литров в сутки, газ - 10 кубометров в месяц, электроэнергия - 50 киловатт-часов в месяц. Кроме того, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчины трудоспособного возраста - на 602 поездки, для женщины - на 638 и для детей в возрасте 7-15 лет - 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров и детей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.      

Теперь, когда известно содержимое потребительской корзины, несложно вычислить ее стоимость. Для этого берутся данные Государственного комитета по статистике об уровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчины составляют 52, а женщины - 48 процентов. Среди пенсионеров мужчин и женщин соответственно 28 и 72 процента. Доля детей в возрасте до 6 лет - 34 процента, а от 7 до 15 лет - 66 процентов.      

Обязательные платежи и сборы при расчете ВПМ определяются только для трудоспособного населения. Их составляют налоги на доходы физических лиц. Если упрощенно, то определяется, сколько денег надо отдать казне в виде налогов, чтобы заработать на покупку содержимого минимальной потребительской корзины.     

Следует отметить, что прожиточный минимум в целом достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения. В 2001 году доходы ниже прожиточного минимума имели 39,9 миллиона россиян. Это 27,6 процента населения. В том числе 12,7 миллиона (8,8 процента) имели доходы ниже стоимости минимального набора питания, по сути жили впроголодь. Статистика знает и другой социально-экономический индикатор жизни населения - так называемый минимальный потребительский бюджет. Его величина тоже расчетная и характеризует стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня. Иначе говоря, минимальный потребительский бюджет обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных - правда, тоже по минимуму. Так вот, более-менее нормальная по российским меркам жизнь начинается при доходах в 2,5 раза выше величины прожиточного минимума.     

Информация о работе Потребительская корзина