Применение метода средних величин в изучении потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с абсолютными и относительными величинами в изучении статистики потребительских цен большое применение находят средние величины. В экономическом анализе часто приходится оперировать средними величинами в целях лучшего изучения общей картины, когда нужно из многих признаков получить величину, в которой отражались бы свойства всех признаков, входящих в состав совокупности.
Объектом данной курсовой работы является статистика потребительских цен. Ее предмет – метод средних величин статистического изучения потребительских цен.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Цена как объект изучения статистики 4
1.2. Статистические методы изучения потребительских цен 7
1.3. Применение средних величин при изучении потребительских цен 12
2. Расчетная часть 17
2.1. Задание 1 17
2.2. Задание 2. 24
2.3 Задание 3 29
2.5 Задание 4 31
3.Аналитическая часть 33
3.1 Постановка задачи 33
3.2.Методика решения задачи 34
3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов 35
3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Применение метода средних величин в изучении потребительских цен-курсовая.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

 

Проведем группировку  по средней цене 1 кг картофеля.

Величина равного интервала  рассчитывается по формуле  , где хmax  и хmin – максимальное и минимальное значение признака

xmax =11

xmin= 6

Следовательно, первая группа – предприятия где средняя цена 1 кг картофеля: 6-7 руб.

вторая группа: 7-8 руб.

третья группа: 8-9 руб.

четвертая группа: 9 – 10 руб.

пятая группа: 10 – 11 руб.

Составим следующую  рабочую таблицу:

Таблица 4.

Разработочная таблица  для построения интервального ряда распределения и аналитической  группировки

Группа предприятий  по цене

№ предприятия

Объем продаж, т.

Выручка от продажи, тыс.руб.

Средняя цена 1 кг картофеля, руб.

6 - 7

4

40

264

6,6

10

45

270

6

25

39

269,1

6,9

Итого

3

124

803,1

19,5

         

7  - 8

2

34

251,6

7,4

3

35

262,5

7,5

5

33

244,2

7,4

13

33

231

7

20

38

296,4

7,8

26

37

292,3

7,9

30

34

255

7,5

Итого

7

244

1833

52,5

         

8 - 9

1

31

266,6

8,6

6

29

240,7

8,3

7

30

252

8,4

8

30

255

8,5

9

32

275,2

8,6

11

32

284,8

8,9

12

31

266,6

8,6

14

32

281,6

8,8

17

28

226,8

8,1

18

28

229,6

8,2

Итого

10

303

2578,9

85

         

9 - 10

15

21

195,3

9,3

16

26

241,8

9,3

19

26

244,4

9,4

21

24

225,6

9,4

22

26

249,6

9,6

23

25

242,5

9,7

24

26

254,8

9,8

Итого

7

174

1654

66,5

         

10 - 11

27

15

165

11

28

20

200

10

29

20

210

10,5

Итого

3

55

575

31,5


Таблица 5.

Группировка предприятий  по средней цене 1 кг картофеля

№ группы

Группа предприятий  по средней цене 1 кг картофеля

Число предприятий

1

6 – 7

3

2

7 – 8

7

3

8 – 9

10

4

9 – 10

7

5

10 – 11

3


2. Для расчета характеристик  ряда распределения  , на основе табл. 5 строится вспомогательная таблица 6 ( - середина j-го интервала).

Таблица 6

Расчетная таблица для  нахождения характеристик ряда распределения

Группа предприятий  по цене

Число предприятий в  группе

Середина интервала,

Накопленные частоты

6 – 7

3

6,5

19,5

-1,2

4,32

3

7 – 8

7

7,5

52,5

-0,2

0,28

10

8 – 9

10

8,5

85

0,8

6,4

20

9 – 10

7

6,5

45,5

-1,2

10,08

27

10 – 11

3

9,5

28,5

1,8

9,72

30

Итого

30

-

231

-

30,8

-


Найдем среднюю арифметическую.

Для расчета, в качестве значений признаков в группах  примем середины этих интервалов (х), так как значения осредняемого признака заданы в виде интервалов. Рассчитаем и подставим полученные значения в таблицу.

руб.

Итак, средний размер цен за 1 кг картофеля на предприятиях составляет 7,7 руб.

Найдем среднее квадратичное отклонение по формуле:

Для этого проведем промежуточные расчеты в таблице 6.

 руб.

Найдем коэффициент  вариации по формуле:

%

Найдем моду по формуле:

,

где - нижняя граница модального интервала;

- модальный интервал;

- частоты в модальном, предыдущем  и следующим за модальным интервалах (соответственно).

Модальный ряд определяется по наибольшей частоте. Из таблицы видно, что данным интервалом является (8 -9 руб.).

 руб.

Найдем медиану  по формуле:

,

где - нижняя граница медианного интервала;

- медианный интервал;

- половина от общего числа  наблюдений;

- сумма наблюдений, накопленная  до начала медианного интервала;

- число наблюдений в медианном интервале.

Прежде всего, найдем медианный интервал. Таким интервалом будет (8 – 9 руб.).

 руб.

Анализ полученных значений показателей говорит о том, что  средняя цена за 1 кг картофеля составляет 7,7 руб., отклонение от средней цены в ту или иную сторону составляют в среднем 1,01 руб. (или 13,2%).

Значение V = 13,2% не превышает 33%, следовательно, вариация цены в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Me незначительно ( = 7,7 руб., Мо = 8,5 руб., Me = 8,5 руб.), что подтверждает вывод об однородности цен. Таким образом, найденное среднее значение цены за 1 кг картофеля (24,2 руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.

2.2. Задание 2.

  1. Связь между признаками – средняя цена 1 кг. картофеля и объем продаж.

Решение.

Построим корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному  (средняя цена 1 кг картофеля) и результативному (объём продаж) признакам:

Таблица 7

Корреляционная таблица

Объём продаж, т

Средняя цена 1 кг картофеля, руб.

6-7

7-8

8-9

9-10

10-11

Итого

15-21

-

-

-

-

3

3

21-27

-

-

-

7

-

7

27-33

-

-

10

-

-

10

33-39

-

7

-

-

-

7

39-45

3

-

-

-

-

3

Итого

3

7

10

7

3

30


 

Как видно из таблицы 7, распределение числа предприятий  произошло вдоль диагонали, проведенной  из левого нижнего угла в правый верхний угол таблицы, т.е. уменьшение признака «средняя цена 1 кг картофеля» сопровождалось увеличением признака «объём продаж». Характер концентрации частот по диагонали корреляционной таблицы свидетельствует о наличии обратной тесной корреляционной связи между изучаемыми признаками.

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку X (цена товара) и для каждой j-й группы ряда определяется среднегрупповое значение  результативного признака  Y (объем продаж). Если с ростом значений фактора X от группы к группе  средние значения  систематически возрастают (или убывают), между признаками Х и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную  таблицу 4, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком X – средняя цена за 1 кг картофеля и результативным признаком Y — Объем продаж.

Таблица 8.

Зависимость объема продаж от цены товара

Группа предприятий  по цене

Число предприятий

Объем продаж, т

всего

в расчете на одно предприятие

6 – 7

3

124

41,33

7 – 8

7

244

34,86

8 – 9

10

303

30,3

9 – 10

7

174

24,86

10 – 11

3

55

18,33


 

В данной задаче применен метод аналитической группировки. В результате получили групповую  таблицу.

Данные таблицы 8 показывают, что с ростом цены на 1 кг картофеля  средний объём продаж уменьшается. Следовательно, между исследуемыми признаками существует обратная корреляционная зависимость.

Опираясь на исходные данные таблицы 4 и на данные таблицы 8, измерим тесноту корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения.

Для измерения тесноты  связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели - эмпирический коэффициент детерминации η2 и эмпирическое корреляционное отношение η.

Эмпирический коэффициент  детерминации η2 оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора X (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель η2 рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле

Вычислим общую дисперсию  на основе исходных данных из таблицы 2 по формуле:

Вычисления приведем в таблице 7.

Таблица 9

Вспомогательная таблица  для расчета общей дисперсии

№ предприятия

Объем продаж, т

№ предприятия

Объем продаж, т

1

31

961

16

26

676

2

34

1156

17

28

784

3

35

1225

18

28

784

4

40

1600

19

26

676

5

33

1089

20

38

1444

6

29

841

21

24

576

7

30

900

22

26

676

8

30

900

23

25

625

9

32

1024

24

26

676

10

45

2025

25

39

1521

11

32

1024

26

37

1369

12

31

961

27

15

225

13

33

1089

28

20

400

14

32

1024

29

20

400

15

21

441

30

34

1156

Итого

900

28 248

Информация о работе Применение метода средних величин в изучении потребительских цен