Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:58, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение народного хозяйства страны, проведение анализа его состояния и факторов влияющих на эффективность использования ресурсов национального хозяйства, а также характеристика наиболее общих закономерностей, взаимосвязей и пропорций в экономическом развитии страны и выявление основных тенденций развития экономических процессов, отражаемых в отдельных счетах, и всей экономики в целом.
Исходя из указанной цели, ставились и решались следующие задачи:
1. изучение сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей отдельных счетов системы, объективно отражающих процесс воспроизводства;
2. анализ показателей системы в динамике с целью выявления тенденций изменения объемов, структур и пропорций;
3. анализ развития отдельных секторов и отраслей экономики;
4. анализ производства товаров и услуг отдельных отраслей;
5. оценка эффективности отражаемых в СНС процессов и общественного производства в целом;
6. анализ внешнеэкономических связей;
7. выявление путей эффективного социально-экономического развития народного хозяйства Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Система национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов
1.1 Система национальных счетов как макростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построения СНС
1.2 Основные макроэкономические показатели, рассчитываемые в СНС
1.3 Принципы построения и система показателей счетов внутренней экономики
Глава 2. Анализ выборочной совокупности
2.1 Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
2.2 Коэффициент Фехнера
Глава 3. Основные направления развития системы национального счетоводства
3.1 Перспективы использования Систем национальных счетов и платежного баланса для макрофинансового анализа
3.2 Решение задач
Заключение
Список использованной литературы
Введение |
3 |
Глава 1. Система национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов |
6 |
|
6 |
|
15 |
1.3 Принципы построения и система показателей счетов внутренней экономики |
27 |
Глава 2. Анализ выборочной совокупности |
49 |
2.1 Сводка и группировка
материалов статистического |
49 |
|
58 |
Глава 3. Основные направления развития системы национального счетоводства |
59 |
3.1 Перспективы использования
Систем национальных счетов и
платежного баланса для |
59 |
3.2 Решение задач |
66 |
Заключение |
78 |
Список использованной литературы |
80 |
Введение
СНС
— современная система
СНС представляет собой систему взаимосвязанных показателей, разрабатываемых на основе согласованных классификаций, понятий, определений и правил учета. Вследствие этого она выступает в качестве координирующей структуры для всех разделов социально-экономической статистики.
В
большинстве стран мира СНС широко
используется органами власти всех уровней
для анализа и принятия политических
решений в области
Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:
Исходя из актуальности проблемы развития национальной экономики и поддержания ее на высоком уровне целью моей курсовой работы на тему "Система национальных счетов (СНС)" является рассмотрение народного хозяйства страны, проведение анализа его состояния и факторов влияющих на эффективность использования ресурсов национального хозяйства, а также характеристика наиболее общих закономерностей, взаимосвязей и пропорций в экономическом развитии страны и выявление основных тенденций развития экономических процессов, отражаемых в отдельных счетах, и всей экономики в целом.
Исходя из указанной цели, ставились и решались следующие задачи:
Глава 1. Система национальных счетов в статистическом изучении социально-экономических процессов
1.1 Система национальных счетов как макростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построения СНС
СНС представляет собой международный статистический стандарт. Он определяет систему статистических показателей, отражающих процессы, протекающие на макроэкономическом уровне, и вызванные этим изменения активов и обязательств. СНС включает совокупность счетов, балансов и взаимоувязанных таблиц, базовые понятия, определения, классификации и правила учета [1, 230]. Таким образом, методология СНС определяет не только, какие показатели должны быть построены, но и то, каким образом эти показатели должны быть рассчитаны. В России такие методики разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, в других странах они готовятся соответствующими национальными статистическим службами. Национальные методики могут различаться в деталях, однако должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовых принципов, правил учета и оценки. Только в этом случае показатели СНС разных стран будут сопоставимы между собой. Помимо международной сопоставимости существует еще проблема внутренней методологической сопоставимости. СНС тесно связана с другими макроэкономическими моделями, такими как платежный баланс, государственный бюджет, финансовые модерн, на практике генерируемые Центральным банком. Категории, используемые в этих моделях, должны быть методологически однородными. Иными словами, понятия, например, валового внутреннего продукта (ВВП) в СНС и в государственном бюджете должны быть идентичными [7, 304].
Требование внутренней методологической совместимости актуально и по отношению к самой СНС. Она состоит из многих таблиц и счетов, и важно, чтобы все показатели, содержащиеся в них, были построены исходя из одних и тех же принципов.
Объектом СНС является макроэкономика, т.е. совокупность резидентных институциональных единиц, занятых экономической деятельностью.
Для того чтобы понять, как строятся национальные счета, необходимо усвоить основные понятия, определения, классификации и правила учета, применяемые в системе для построения счетов и обеспечения их внутренней согласованности.
Для описания экономики очень важно определить ее границы. Разграничение институциональных единиц, относящихся к национальной экономике и к экономике других стран, осуществляется на основе понятий «экономическая территория страны», «центр экономического интереса», «резидентство».
К экономической территории страны относятся ее географическая территория, воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шельфа в территориальных водах, в пределах которой страна реализует свои исключительные права. Экономическая территория включает в себя экстерриториальные анклавы (территорию других стран, на которой расположены посольства, военные базы и прочие объекты данной страны), но исключает территориальные анклавы (территорию данной страны, на которой расположены посольства, военные базы и прочие объекты других стран).
Внутренняя
экономика формируется как
Основой для составления всех счетов и балансовых построений системы является институциональная единица, т.е. экономический субъект, способный
самостоятельно:
Существует два вида институциональных единиц:
Институциональные
единицы могут заниматься многими
видами производственной деятельности.
Основой для анализа
Для количественного описания состояния и функционирования экономики в системе национальных счетов используются понятия запасов и потоков.
Запасы отражают все виды активов и пассивов в экономике и отражаются в учете на определенную дату.
Потоки отражают любые действия по созданию, преобразованию, обмену, переводу, исчезновению экономической стоимости в течение определенного периода времени, т.е. потоки выражают экономические операции, которые возникают между институциональными единицами по их взаимному согласию.
Строя счета, необходимо разделять потоки товаров и услуг, потоки доходов и потоки финансовых ресурсов.
Потоки товаров характеризуют движение товаров и услуг независимо от того, что количественная характеристика объема товара или услуги может выражаться стоимостью.
Потоки доходов характеризуют создание и использование валового внутреннего продукта и национального дохода.
Потоки финансовых ресурсов отражают движение денег, ценных бумаг и других финансовых активов.
В архитектонике балансовых построений макроэкономических расчетов важное место занимают группировки и классификации, отражающие качественные представления о структуре экономики, различия между субъектами хозяйственной деятельности. Поэтому в СНС центральной группировкой хозяйствующих субъектов является группировка институциональных единиц по секторам экономики, т. к. для рыночной экономики конституирующий признак формы организации производства и источников финансирования деятельности играет ключевую роль.
Для структуризации внутренней экономики выделяют 5 секторов:
В целях характеристики внешнеэкономических связей и финансовых взаимоотношений с зарубежными странами в СНС предусматривается разработка счетов для сектора «Остальной мир». Счета остального мира охватывают деятельность нерезидентов в той мере, в какой она связана с национальной экономикой. Операции между резидентами и нерезидентами отражаются и в счетах для внутренней экономики, но там они не отделены от операций между резидентами.