Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 328.11 Кб (Скачать файл)

Социально-экономическая  сущность рынка услуг, задачи его  статистической характеристики

Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.

Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые  не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.

Переход к международной методологии  учета и статистики ликвидировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере  услуг. Это потребовало пересмотра сложившегося за предшествовавшие 70 лет  в отечественной науке и практике представления о роли услуг в  развитии общества, в экономике страны.

Труд в сфере услуг признан  производительным, сама эта сфера  — производственной, а результаты ее функционирования учитываются в  валовом внутреннем продукте и в  других показателях результатов  экономической деятельности. В странах  с развитой рыночной экономикой в  сфере услуг занято более 2/3 численности  активного населения. В валовом  внутреннем продукте США стоимость  услуг составляет 75%, Англии — 64%. В  России в настоящее время на его  долю приходится более 50%.

В общем объеме услуг можно выделить две части. Одна часть услуг предназначена  к производственному потреблению  отраслями сфер производства материальных благ и услуг. Вторая часть производимых услуг предназначена для конечного  потребления домашними хозяйствами, т.е. для непроизводственного потребления.

Часть производимых услуг, в том  числе потребительских, является рыночными  услугами. В международной статистической практике в соответствии с рекомендациями ООН под рыночными услугами понимают услуги, предназначенные к реализации или реализованные по экономически значимым ценам.

Появление товара в форме услуги вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед  статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и  результатов, а также оценки влияния  развития рынка товаров в целом  на удовлетворение потребностей населения  и экономику страны.

Объектом изучения этой подотрасли статистики является рынок услуг, предметом — количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.

Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг.

Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается  в том, что результатом его  функционирования является удовлетворение покупательского спроса непосредственно  в момент оказания услуг, а также  в том, что услуги не накапливаются  в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.

Рынок потребительских услуг предлагает к реализации потребительские услуги, выступающие на этом рынке как товар. В соответствии с международной методологией услуги, как и продукт, являются товаром, если они предназначены к реализации или реализованы по экономически значимым ценам, т.е. ценам, покрывающим издержки на их оказание и обеспечивающим прибыль производителю.

Рынок называется «потребительским», потому что он удовлетворяет потребности  «конечного» потребителя, и с  этой точки зрения от его функционирования непосредственно зависит уровень  и качество потребления, а следовательно, жизни населения.

При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок покупателя и  рынок производителя. Рынок покупателяимеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кинотеатров или рынок международных туристических услуг. Рынок покупателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для покупателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, Которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.

Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем производимых услуг меньше потребности в них или если производитель занимает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пассажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в крупнейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.

Развитие практической деятельности по созданию услуг, предназначенных  к реализации, и их реализация вызвали  необходимость развития соответствующей  подотрасли статистической науки и  практики. Статистика — один из важнейших  инструментов экономического механизма  управления потребительским рынком услуг. Она должна служить интересам  успешного его функционирования; поиску выявления резервов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий  социальной защиты населения.

В связи с этим одним из новых  направлений развития отечественной  статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка потребительских  услуг, ее апробация в процессе анализа  его развития и эффективности  функционирования.

Интересы экономического регулирования  функционирования рынка услуг, в  частности научно обоснованное воздействие  на спрос и предложение; на уровень  и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его  функционирование требуют изучения и прогнозирования рыночных процессов.

Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динамики показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций  его развития и факторов, определяющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; характеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и  уровень жизни населения через  удовлетворение потребностей в услугах.

Задачи статистического исследования потребительского рынка услуг охватывают специфические задачи анализа рыночных отношений; характеристику социально-экономического потенциала рынка услуг; характеристику их производителей и потребителей; объемов производства и спроса; рыночной конъюнктуры, конкуренции; цен, объемов  и структуры реализации услуг  и факторов, их определяющих.

Разработка методологии статистики рынка услуг — проблема комплексная, предполагающая решение совокупности теоретических и практических задач, связанных с характеристикой  рынка как объекта статистического  изучения; разработкой системы показателей  статистики рынка услуг, его функционирования и результатов, с учетом международной  методологии, включая показатели его  экономической эффективности; классификацией и группировкой показателей его  развития по разным признакам; статистической оценкой социально-экономического потенциала рынка потребительских  услуг; прогнозированием развития рынка  услуг и др.

Разработка методологии статистической оценки и анализа рыночных процессов  в сфере услуг включает разработку методов выявления вклада рынка  услуг в результативные показатели функционирования рынка товаров  в целом, в экономику страны, т.е. в создание валового внутреннего  продукта; оценку влияния этого рынка  на уровень жизни населения; исследования обратного воздействия экономики  в целом и уровня жизни населения, прежде всего его доходов и  их покупательной способности, на развитие рынка платных потребительских  услуг.

Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связана  с большим их разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых данной сферой, что затрудняет сведение результатов.

В последнее время это усугубляется тем, что наряду с традиционными  для отечественной практики услугами (финансовыми, транспортными, страховыми) все большее значение приобретают  такие специализированные услуги, как  маркетинг, подготовка программного обеспечения  и технического обслуживания вычислительной техники и многие другие материальные и нематериальные услуги. Переход к международной статистической методологии, использование СНС, облегчает решение проблемы взаимосвязанной обобщающей характеристики результатов функционирования рынка услуг.

Изложенное вызывает необходимость  рассмотреть прежде всего само понятие  «услуги» как объекта статистического  изучения, их классификации и группировок  по разным признакам в целях систематизации их статистической характеристики.

Специфика услуг как товара состоит  в том, что услуги не накапливаются, не транспортируются, не существуют отдельно от производителя, т.е. они потребляются в момент их оказания.

Моменты их производства и реализации (если абстрагироваться от реального момента оплаты услуги, который может быть отсрочен по времени от момента оказания рыночной услуги) по времени совпадают.

В связи с этим рыночная конъюнктура  не испытывает давления товарных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь  объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы  услуг.

39.2. Виды  услуг, их классификации и группировки

В статистике при рассмотрении услуг  применяются разные классификации  и группировки, позволяющие дать их углубленную характеристику. Основные группы услуг приведены в табл. 39.1.

Таблица 39.1

Услуги и их группировки

 

Сфера услуг включает деятельность по производству как материальных, так и нематериальных услуг производственного  и потребительского назначения.

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные.

Рыночные услуги оказываются за плату по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль. И в этом случае они приравниваются к любому другому товару и являются объектом купли и продажи.

Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.

Следует подчеркнуть, что практически  все виды услуг могут оказываться  как за плату, так и бесплатно  или за частичную оплату (на льготных условиях). Исключение составляют услуги органов управления (включая оборону  и правоохранительные органы), церкви и благотворительных учреждений, которые всегда оказываются бесплатно. В связи с этим в статистике важно установить границы между  платными и бесплатными услугами.

В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН платными считаются все услуги, которые  реализуются по экономически значимым ценам.

Для успешного статистического  анализа и прогнозирования развития рынка необходимо осуществлять его  правильное сегментирование. Для этого  целесообразно использовать следующую  классификацию платных услуг (ПУ):

01 Бытовые услуги

02 Услуги пассажирского транспорта

03 Услуги связи

04 Жилищно-коммунальные услуги

05 Услуги учреждений культуры

06 Туристско-экскурсионные услуги

07 Услуги физкультуры и спорта

08 Медицинские, ветеринарные, санаторно-оздоровительные  услуги

09 Услуги правового характера

10 Услуги банков

11 Услуги в системе образования

12 Услуги торговли, общепита и  рынков

00 Прочие услуги населению.

Важным фактором, который следует  учитывать при исследовании рынка  ПУ в России, является распределение  населения страны по размеру среднедушевого дохода. От размера среднедушевого дохода находится (при прочих равных условиях) в прямой зависимости величина и структура расходов на ПУ.

Процесс расслоения населения по уровню доходов оказывает исключительно  сильное влияние на структуру  рынка услуг: низкообеспеченное  население не только отказывается от приобретения услуг 5, 6 и 7-й групп, но и резко сокращает приобретение жизненно необходимых платных услуг 1—4-й групп, нередко отказываясь  от их оплаты. В результате растет задолженность  населения по квартплате и коммунальным услугам.

Теоретически каждый гражданин  России может приобрести любой вид  платных услуг (от 1-й до 7-й группы). Поэтому все жители России могут  рассматриваться как генеральная  совокупность клиентов, подлежащих сегментации. Однако нельзя осуществлять сегментацию  рынка платных услуг в целом: она должна осуществляться раздельно по каждой группе услуг. Размеры сегментов рынка в каждом конкретном случае будут разными.

Например, рынок платных услуг  жилья не включает жилье, принадлежащее  собственникам (частное и приватизированное). Поэтому сегментированию подвергаются пользователи наемного жилья (за которое  они платят квартплату) и арендуемого  жилья (за которое пользователь платит арендную плату). При этом рынок платных  услуг жилья следует отличать от рынка собственного жилья (купля-продажа  жилых помещений), который подчиняется  другим рыночным законам.

Рынок платных услуг пассажирского  транспорта в Москве не охватывает ряд категорий населения, для  которых проезд на городском транспорте (кроме такси) является бесплатным (пенсионеры, инвалиды, работники правоохранительных органов и т.д.).

Информация о работе Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики