Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 11:12, курсовая работа
Образование, под которым понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям, является одним из основных факторов экономического и социального прогресса. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня, сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
3. Предмет социально-экономической статистики
Имеет предмет познания и социально-экономическая статистика. Естественно, возникает вопрос: какие же объективные свойства явлений общественной жизни составляют предмет познания статистической науки?
Явлениям
общественной жизни наряду с качественной
определенностью присуща и
Таковы, например, численность населения страны на определенную дату, соотношение между численностью мужчин и женщин, темпы роста валового внутреннего продукта, темпы его прироста и многое другое. Вот эти объективно существующие размеры, уровни, количественные отношения, находящиеся в состоянии непрерывного движения и изменения, представляющие собой в общем количественную сторону экономических и социальных явлений, закономерности их изменения, и составляют предмет познания социально-экономической статистики.
Таким
образом, социально-экономическая
Социально-экономическая статистика изучает производство, потребление материальных и духовных благ в обществе, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.
При
помощи системы количественных показателей
социально-экономическая
Предметом изучения социально-экономической статистики являются и процессы, протекающие в народонаселении, -- рождаемость, браки, продолжительность жизни и т.п.
В
статистических данных проявляются
характерные особенности, тенденции,
закономерности развития социальных и
экономических явлений и
Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий и методов, посредством которых она познает свой предмет. Важнейшую часть этой системы составляет система основных показателей состояния и развития экономической и социальной жизни общества.
Многие явления становятся точно
определенными, значимыми, лишь будучи
статистически выраженными, т.е. представленными
в форме количественных статистических
показателей. Нельзя, например, составить
ясного представления об урожайности
какой-нибудь культуры в стране без
обобщенного статистического
Анализ состояния исследуемого вопроса
Рассмотрение системы показателей статистики образования следует начать с интегрального показателя — уровня образования населения, который измеряется численностью населения по ступеням полученного образования.
Основным источником сведений
об образовательном уровне населения
являются сплошные и выборочные переписи
населения. Учитывая важность этого
показателя. Статистическая Комиссия
ООН рекомендовала его для
включения в число основных вопросов
переписного листа при
В программу переписи населения
1989 г. и выборочного социально-
В результате обобщения итогов
обследования были получены сведения
о численности лиц, имеющих высшее,
незаконченное высшее, среднее специальное,
среднее общее, неполное среднее
и начальное образование; данные
о лицах, не имеющих начального образования,
а также о половозрастном составе
лиц с соответствующим
В период между переписями производятся текущие оценки уровня образования. За базу расчетов принимаются данные последней переписи о численности населения по соответствующим видам образования, используются данные годовых разработок об уровне образования умерших и мигрантов, отчетные данные о численности лиц, получивших общее среднее (полное и неполное), среднее специальное и высшее образование. В связи с возможными погрешностями расчетов широко применяются относительные показатели.
В числе других показателей статистики образования используются количественные и качественные характеристики развития системы и деятельности образовательных учреждений с учетом особенностей учебного процесса на каждой ступени.
Дошкольное образование являетс
Дети с 3 до 6 (7) лет могут получать дошкольное образование в дошкольных учреждениях различных видов и форм собственности или в комплексах «детский сад — начальная школа» в зависимости от уровня развития ребенка и желания родителей.
Подготовка детей к школе обязательна с 5-летнего возраста и осуществляется в подготовительных группах детского сада илишколы, либо по желанию родителей в семье. В зависимости от условий такие группы могут быть организованы и при начальных школах.
Исходя из обозначенных выше задач дошкольного образования, государственная статистическая отчетность предусматривает сбор сведений о числе дошкольных учреждений и количестве мест в них, численности посещающих их детей в половозрастном разрезе, в том числе обучающихся по программе первого класса общеобразовательной школы. Сообщаются также данные о режиме работы дошкольного учреждения, численности и возрастном составе детей, охваченных летними оздоровительными мероприятиями, числе случаев заболеваний с указанием их вида; сведения о численности, профессиональном составе и уровне образования персонала и национальном языке, на котором ведется работа в группах.
Отдельными разделами в формах статистического наблюдения представлены сведения о материально-технической базе, поступлении и использовании финансовых средств.
Если дошкольное учреждение имеет компенсирующий профиль (для детей с нарушением речи, слуха, зрения и т.д.) или комбинированный тип (общеразвивающего профиля, но с наличием компенсирующих групп), то собираемая информация дополняется соответствующими показателями, характеризующими компенсирующие группы по их профилю, числу мест, численности и возрастному составу детей.
Отчет представляется дошкольными учреждениями всех форм собственности (форма № 85-к) с годовой периодичностью.
Одновременно региональные подразделения по образованию — районные (городские) отделы (управления) — направляют с годовой периодичностью сведения о численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. Приведенный перечень показателей позволяет охарактеризовать развитие системы дошкольного образования, в том числе в городской и сельской местности и по формам собственности, охват детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями, заполняемость и сменность их работы, а также потребность в дополнительных местах, в том числе с компенсирующим профилем.
Данные о техническом
состоянии зданий, площади помещений
и уровне благоустройства, поступлении
и использовании финансовых средств
дополняют общую картину
Статистика общего образования охватывает все типы школ (начальные, основные, средние (полные), гимназии, лицеи, школы-детские сады, школы-интернаты для детей с недостатками умственного или физического развития и т.д.) с дневной формой обучения.
С годовой периодичностью
собирается информация о числе школ,
в том числе в городской
и сельской местности, по формам обучения
и формам собственности, числе классов,
численности и половозрастном составе
учащихся в начальных (I ступень), в
основных (I—II ступени) и средних (полных)
(I—III ступени) школах, числе школ с
продленным днем или с группами продленного
дня, сменности занятий и
Отчетность содержит сведения об углубленном изучении различных предметов, профиле, числе классов (групп) и численности в них учащихся.
При характеристике начального, обучения наряду со сведениями о численности учащихся в 1—3 (4) классах в статистической отчетности содержатся также данные о числе подготовительных классов и классов-комплектов, в том числе организованных в дошкольных учреждениях.
Имеется информация о списочном составе учащихся, в том числе обучающихся второй год, и численности девочек, начиная с подготовительного класса и кончая выпускными.
Характеристика контингента обучающихся содержит также такие показатели, как численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в школе-интернате; численность умственно отсталых детей и детей с недостатками физического развития, детей-инвалидов, численность детей, занимающихся в компенсирующих классах.
Указывается количество учащихся, выбывших из школы в течение учебного года и причины их выбытия.
Дается характеристика кадрового состава преподавательского персонала (численность, уровень подготовки и т.д.).
С периодичностью один раз в пять лет собирается информация о кружковой работе учащихся и один раз в два года — о школьных помещениях и технических средствах обучения.
Характеристики социально-
При обучении детей-инвалидов в школах и школах-интернатах общего типа сообщается их численность, а также численность детей, обучающихся индивидуально на дому по специальным программам, и численность детей, обучающихся в форме семейного образования.
Приведенный перечень показателей распространяется на школы всех типов дневного обучения (формы № ОШ-1, № 76-рик, № 83-рик).
Сведения о вечерней (сменной)
общеобразовательной школе
Еще по более узкому перечню собираются сведения по негосударственным общеобразовательным школам (форма № ОШ-1 (НОУ)).
На основе имеющейся информационной
базы могут быть получены количественные
качественные характеристики развития
сети общеобразовательных школ по всем
контингентам учащихся, охвата обучением
детей соответствующего возраста, обеспеченности
и доступности школьного
В число основных задач среднего и высшего профессионального образования наряду с удовлетворением потребности личности в получении такого вида образования входит подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями экономики.
Продолжительный срок профессионального
обучения (12—16 лет) и необходимость
последующей адаптации молодых
специалистов к условиям производства
предопределяют необходимость опережающего
учета потребностей экономики при
подготовке специалистов средней и
высшей квалификации. Государственная
политика в области среднего и
высшего профессионального
Среднее специальное образование дают средние специальные учебные заведения: техникумы, колледжи, училища.
В 1995 г. Правительством Российской
Федерации был утвержден
Информация о работе Социально-экономическое значение статистического изучения образования и культуры