Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 19:49, курсовая работа
Все живущие на земле сталкиваются с проблемой окружающей среды, а точнее с ее загрязнением. И тем интереснее и актуальнее выбранная мною тема, что проблема эта не распространяется на какую-либо конкретную науку, а охватывает все сферы нашей деятельности.
Введение
Управление вторичными ресурсами и охрана окружающей среды.
Эколого-экономический анализ вариантов утилизации отходов.
Методологические основы оценки эколого-экономической эффективности минерального сырьевого комплекса.
Минерально-сырьевой комплекс Республики и его воздействие на окружающую среду.
Природоохранная система Казахстана.
Методика расчета эколого-экономической эффективности предприятий.
Методика расчета эколого-экономической эффективности МСК.
Оценка экологического ущерба от эксплуатации различных систем теплоснабжения.
Заключение.
Таблица 2
Технологическая классификация промышленных отходов по основным отраслям промышленности.
Отрасли промышленности |
Виды отходов |
Рудодобывающая |
Порода |
Рудообогащающая |
Шламы, хвосты |
Металлургическая |
Шлак, зола, шламы, реагенты |
Машиностроительная |
Шлак, зола, горная земля, шламы, известь, древесина, минеральные масла, нефтеотходы |
Строительных материалов |
Известь, цемент, асбест, минеральная вата, зола, шлаки, шламы |
Топливно-энегетическая |
Шлаки, зола, шламы, отработанные масла |
Угольная |
Шламы, отходы нефтепродуктов |
Деревоперерабатывающая |
Отходы древесины, лаки, пропитывающие составы, нефтепродукты, упаковочные материалы |
Химическая |
Шламы, известь, компоненты исходного сырья |
Легкая |
Шламы, обрезки текстильного сырья, кожи, пластмассы, пленки, резина, стекло |
Пищевая |
Шламы, очистки овощей, глицериновая барда, мясокостные отходы |
Многие сжигающие системы предназначены для получения энергии и работают по принципу «отходы - в энергию». В большинстве случаев их работа основана на передаче тепловой энергии горячих газов воде. Получаемый в результате пар используется для вращения турбин и производства электричества или может быть использован в районных тепловых системах, которые распределяют пар или горячую воду по зданиям и предприятиям.
Во многих странах растет понимание того, что дальше невозможно и небезопасно разбазаривать полезные ископаемые, превращать их в отходы и отвалы, нанося огромный ущерб в целом биосфере. Отходы и отвалы одних предприятий или отраслей становятся незаменимым сырьем для других. Многие из них специализируются на использовании вторичных ресурсов для извлечения из них полезных компонентов:
- из отходов лесопиления и деревообработки изготавливают мебель;
- из жидких металлургических
шлаков можно получить гранулы,
- из доменных шлаков
путем охлаждения холодной
- из расплавленного металлургического шлака, кварцевого песка и специальных добавок получают шлакоситаллы и другое сырье, пригодное для изготовления умывальников, ванн, унитазов, труб и т. д.;
- из шлаков предприятий цветной металлургии получают шлаковый камень и щебень, который идет на отсыпку плотин или как заполнитель;
- из древесных отходов (сучья, ветви, вершины, комли) можно изготовить арболит, пригодный служить наружной самонесущей панелью высокоэтажных домов.
- из отходов углеобогащения получают аглопорит - пористый заполнитель, который лучше и дешевле щебня;
- зола и шлаки ТЭС, обогатительных фабрик, домен; древесина, стебли хлопчатника и рисовая солома используются как заполнители легкого бетона в производстве керамзитобетона, как вяжущие добавляются в гипсовый и известковый растворы;
- при производстве фосфорной
кислоты образуется фосфогипс,
идущий на изготовление
- на коксохимических
Широкие возможности открываются перед человечеством в связи с использованием атомной, гидравлической, ветровой, солнечной, геотермальной энергии. Принципиально новым этапом в развитии экологически безопасных промышленности и энергетики станет водородная энергетика, использующая водород или иные неорганические вещества в качестве энергоносителей. Однако использование водорода связано с определёнными трудностями, в частности есть проблема с его хранением. Взрывоопасность водорода усложняет обращение с ним и хранение.
По своему содержанию обращение с отходами представляет собой комплексную проблему, правовое регулирование которой выходит за рамки какой-либо одной отрасли законодательства. С появлением и разрастанием зон экологического неблагополучия важнейшей статьей экологических расходов должно стать создание страховых фондов на случай аварийных ситуаций. В разговоре об экологическом страховании не обойти очень важный вопрос - о тщательной оценке экологических рисков, с которыми связано функционирование потенциально опасных промышленных объектов.
Нужен Закон «Об отходах производства и потребления», который должен соответствовать критериям, принятым в мировой практике. Этот Закон должен:
- основываться на общепринятых принципах государственной политики и унифицированных методах государственного регулирования;
- упорядочить функции государственных органов, ввести единый государственный учет отходов, их современную классификацию, установить упрощенную и более эффективную систему нормирования;
- содействовать формированию рынка, развитию предпринимательской деятельности, обоснованному планированию и экономическому стимулированию в области обращения с отходами;
- регламентировать вопросы обращения с опасными, коммунальными (включая бытовые) и биологическими отходами.
По правовому регулированию обращения с отходами Казахстан отстал от развитых государств на несколько десятилетий, а от России, которая по социально-экономическим и природным условиям близка к нам, в среднем на 6-7 лет и по отдельным направлениям - на 10-12 лет. Достаточно сказать, что Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления» принят в 1998 г., а в его развитие утверждено уже несколько десятков важных подзаконных актов.
Бережное отношение человека к окружающей природной среде должно стать господствующим в век ноосферы.
Эколого-экономическая эффективность минерально-сырьевого комплекса Казахстана как новый рыночный инструмент оценки производственной деятельности интегрирует в себе как экономические результаты деятельности отраслей минерально-сырьевого комплекса, так и их техногенное воздействие на окружающую природную среду. Оценка эколого-экономической эффективности (ЭЭЭ) тесно связана с процедурами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), с государственной и общественной экологической экспертизой инвестиционных проектов, с экологическим аудитом производственной деятельности предприятий со стороны государства (после реализации проекта) и включает процедуры, связанные:
- с контролем за состоянием окружающей природной среды (мониторингом);
- с разработкой комплекса эффективных инструментов природоохранной политики государства;
- с отслеживанием и отбором доступных наилучших технологий и технических решений отдельно для каждой отрасли с целью консультирования и подготовки рекомендаций для предприятий в выполнении предъявляемых к ним экологических требований.
К минерально-сырьевому комплексу (МСК) промышленности республики, по мнению М.С. Тон-копия, нужно относить «группу взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих поиск, разведку, добычу и переработку минерального сырья» [11, с. 127]. Следует четче очертить круг предприятий, которые должны входить в МСК. По нашему мнению, к ним безусловно нужно отнести всех недропользователей, а также те предприятия промышленности, в себестоимости конечной продукции которых сырьевая составляющая и затраты на свежую воду в сумме превышают 60%, т. е. природоэксплуатирующие отрасли. К последним можно смело отнести, кроме горнодобывающих предприятий, нефтеперерабатывающие, нефтехимические, все теплоэлектростанции на углях и мазуте, металлургические предприятия.
Главным критериальным подходом в отборе предприятий для МСК послужило следующее. При несовершенстве соответствующей законодательной и институциональной базы в производство ВВП республики, возрастающими темпами вовлекаются сегодня не-возобновляемые полезные ископаемые, и ограниченные ресурсы свежей воды, т.е. те природные богатства, на которые имеют права и будущие поколения казахстанцев. Экспорт сырьевой продукции приводит к несправедливой приватизации природной ренты (в основном иностранными инвесторами), которая образуется благодаря выгодным казахстанским условиям добычи ископаемых минералов по сравнению с условиями добычи в других регионах мира. Образующаяся при реализации на международном рынке продукции МСК природно-ресурная рента должна возвращаться в страну и правильно перераспределяться, не ущемляя прав нынешнего поколения, что сейчас и происходит, и тем более будущих поколений.
Минерально-сырьевой комплекс промышленности Казахстана состоит преимущественно из отраслей топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, а также прочих отраслей горнодобывающей промышленности, которые имеют незначительный вес в общем объеме промышленной продукции. Совокупная доля только топливной (включающей нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую и угольную) и металлургической промышленности в общем объеме промышленного производства в 2001 г. составляла 60%.
Благодаря преимущественно
иностранным инвестициям в неф-
Современные
предприятия МСК, работающие в Казахстане,
характеризуются недопустимо
4.2. Природоохранная система Казахстана.
Современная природоохранная система республики охарактеризована в вышеупомянутом докладе Министра экологии: «В наследство от советской централизованной экономики нам достались заводы и электростанции с отсутствием очистных сооружений, многочисленные отвалы горных выработок и хвосты обогатительных фабрик, горы промышленных и бытовых отходов. Все это стало «историческими загрязнениями», которые тяжким бременем легли на плечи системы охраны окружающей среды (ОС), зарождавшейся и становившейся на ноги вместе с нашим независимым государством... Фактически надо создавать новую систему экологических нормативов, основанных на изучении антропогенных нагрузок на окружающую среду... Многие областные управления жалуются на отсутствие методик по оценке ущерба вследствие загрязнения ОС. Необходима единая методика, которая должна совершенствоваться по мере улучшения экономической ситуации в стране... Еще не введена система территориальных ограничений (лимитов) загрязнений ОС. Разработано 16 методик по экологическому районированию, но ни одна из них не действует... Необходимо поднять статус экологических норм на уровень законодательных актов... Планируются разработка и принятие Законов «Об обязательном экологическом страховании» и «Об экологическом аудите».
Для развития
казахстанской системы
Создание рынка квот и объективно обоснованные экологические налоги являются более гибкими инструментами природоохранной политики, чем административно-командные меры: загрязнитель может продолжать свою деятельность, но вынужден нести дополнительные расходы. Главным достоинством рынка квот на загрязнения является поощрение борьбы с загрязнением силами тех компаний, которые могут достичь этого наиболее эффективным путем и которые затем получают за это вознаграждение, в итоге желательный эффект в виде снижения загрязнения достигается при наименьших общих затратах. Административно-командные меры принуждают соблюдать установленные нормы все компании независимо от их возраста, размера или технических возможностей. Некоторые из них могут быть вынуждены при этом закрыться.