Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:02, курсовая работа
Российская экономика в настоящее время характеризуется новым качеством развития ценовых процессов на потребительском рынке. Это связано с ростом его социальной и региональной дифференциации, ассортиментной насыщенности, разнообразием ценовой политики предприятий, ростом требований потребителей к соотношению цены и качества, изменением структуры потребления. За последние годы в структуре расходов потребителей выросла доля непродовольственных товаров и услуг, усилилась дифференциация населения по уровню доходов.
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Основные понятия:
1.1. Статистика инфляции и цен…………………………………………………..5
1.2. Виды, группировки и классификаторы………………………………………9
1.3. Методы расчета показателей
1.3.1. Методы расчета и анализа индексов цен……………………………..10 1.3.2. Методы оценки уровня и динамики инфляции…………………….15
Глава 2. Расчеты показателей:
2.1. Расчет и анализ индексов цен……………………………………………….17
2.2. Расчёт и анализ индексов цен на нефтепродукты…………..……………...19
2.3. Потребительские цены……………………………………………………....23
2.3.1. Расчет средневзвешенной цены и индекса цен на товар………………...28
2.3.2. Индекс цен производителей товаров и услуг…………………………….30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….....36
Расчет ИПЦ осуществляется:
Порядок расчета ИПЦ.
ИПЦ рассчитывается в несколько этапов. Сначала определяются индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу как частные от деления средних цен:
(1.1)
В свою очередь средние цены отчетного и базисного периодов р1 и р0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической (формула (1.2)), т.е. как сумма зарегистрированных цен в разных точках, деленная на число зарегистрированных цен.
(1.2)
где n — число зарегистрированных цен.
В качестве формулы для расчета ИПЦ используется формула Ласпейреса:
(1.3)
где Ip — индекс цен i-го периода по сравнению с базисным периодом;
pj0, pj1 — цена i-го товара или услуги соответственно в базисном и j-м периоде.
При стабильной экономике изменение структуры потребительских расходов происходит относительно медленно. В этих условиях веса, используемые для расчета ИПЦ, изменяются в среднем один раз в 4-5 лет. Тогда можно использовать следующую формулу расчета:
(1.4)
где djf — веса, зафиксированные на каком-либо f-м уровне.
При этом цены текущего периода сравниваются с ценами любого другого, а не только с ценами года, в котором проводилось обследование потребительских расходов.
ИПЦ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с ценами в базисном, если бы уровень и структура потребления остались без изменения. Однако структура потребительских расходов изменяется, поэтому принято считать, что индекс Ласпейреса завышает инфляцию, а индекс Пааше ее занижает.
Индексы цен производителей.
Система индексов цен производителей включает индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную, строительную и другую продукцию.
Индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.
Индивидуальные индексы цен рассчитываются по следующим формулам:
(1.5)
Далее на основе индексов цен по конкретным товарам-представителям определяются сводные индексы цен по укрупненным товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности в целом по промышленной продукции с использованием весов базисного года.
Для расчета сводных индексов используется модифицированная формула Ласпейреса с рекурсивной системой расчета стоимостных весов:
, (1.6)
где wj0 — стоимость продукции в базисном периоде, wj0 = рj0*qj0.
Определение средних цен на однородную продукцию и их динамики также является одной из задач статистики. При этом надо воспользоваться индексами цен переменного состава, показывающими изменение средних цен на однородную продукцию.
Индекс цен переменного состава исчисляется по формуле:
(1.7)
При этом изменение средней цены может быть обусловлено изменением цен в разных формах торговли и структурными сдвигами, т. е. перераспределением объема продаж между торговыми предприятиями разных организационно-правовых форм.
Индекс цен фиксированного состава и индекс структурных сдвигов:
(1.8)
(1.9)
Между указанными индексами существует следующая взаимосвязь:
(1.10)
Сводный индекс удельных цен в целом и по отдельным товарам рассчитывается поэтапно:
Исчисленные индексы по сопоставимым странам распространяются на объем экспорта по всем странам. Сводный индекс удельных цен рассчитывается в основном по средней гармонической формуле Пааше:
(1.12)
Следует отметить, что в индексах цен
и при самой подробной детализации товарных позиций отражаются не
только ценовые изменения, но и изменения
качества товара, условий сделок (видов
расчетов) и других факторов.
1.3.2. Методы оценки уровня и динамики инфляции.
Инфляция — это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. Она проявляется в обесценивании денег по отношению к товарам, золоту, иностранным валютам:
Основные причины инфляции:
Избыток денег приводит к их обесцениванию и как следствие — росту цен. Таким образом, инфляция предопределяется темпом роста цен.
Темп роста цен (темп инфляции) рассчитывается по формуле:
Тp= Тm*Тv/Тq ,
где Tp — темп роста цен (темп инфляции);
Тm — темп роста денежной массы;
Tv — темп ускорения оборота денег;
Tq — темп роста количества реальных товаров.
Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет иные причины и черты. Его внешними проявлениями являются:
При рассмотрении природы инфляции выделяют открытую и подавленную инфляцию.
Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:
N = (It – I(t – 1))/It (1.14)
Где It , I— индексы смежных периодов.
Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени.
Принято считать, если месячная норма
инфляции составляет менее 10%, то имеет
место «ползучая» инфляция (характерна
для промышленно-развитых стран), а если 10-99% — то «галопирующая»
инфляция (характерна для развивающихся
стран и стран с переходной экономикой).
В случае 50%-ной инфляции в месяц — экономика
«больна» гиперинфляцией.
Глава 2. Расчёты показателей.
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
Об оценке индекса потребительских цен с 28 июня по 4 июля 2011 года.
За период с 28 июня по 4 июля 2011г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала месяца - 100,1%, с начала года - 105,1% (2010г.: с начала месяца - 100,1%, с начала года - 104,5%, в целом за июль - 100,4%).[8] (рис 2.1.).
К предыдущей дате |
За период |
Среднесуточный прирост цен | |||
с 1 по 4 июля |
Справочное | ||||
июнь |
июль | ||||
Индекс потребительских цен |
100,1 |
100,1 |
0,014 |
0,008 |
0,012 |
Рис. 2.1. Индексы потребительских цен и цен производителей по РФ
Цены производителей на нефть добытую в июле снизились на 4,8% (за период с начала года выросли на 7,6%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом остались без изменения (за период с начала года снизились на 0,7%).
2.2. Расчёт и анализ индексов цен на нефтепродукты.
Таблица №1
Марка бензина |
Отчётный период |
2011 |
2012 |
А – 76 (АИ-80) |
Средняя цена по стране (руб/литр) |
25,24 15.1 |
25,53 17.4 |
Потребляемое кол-во бензина в тыс. тонн |
5323,1 |
5350,4 | |
АИ - 92 |
Средняя цена по стране (руб/литр) |
26,3 20.32 |
26,38 20.51 |
Потребляемое кол-во бензина в тыс. тонн |
5367,05 |
5365,81 | |
АИ - 95 |
Средняя цена по стране (руб/литр) |
27,96 22.04 |
28,04 22.49 |
Потребляемое кол-во бензина в тыс. тонн |
5432,8 |
5671,0 |
Произведём следующие расчёты:
1)Индекс Ласпейреса:
I p=∑ p1q0 / ∑ p0q0 = (25,53*5323,1 + 26,38*5367,05 + 28,04*5432,8) / (25,24*5323,1+26,3*5367,05+27,
2)Индекс Пааше:
I p=∑q1p1 / ∑q1p0 = (25,53*5350,4+26,38*5365,81+
3)Индекс Фишера:
=1,01340893
По формуле ценового индекса Ласпейреса рассчитывается ИПЦ (индексы потребительских цен).
По формуле ценового индекса Пааше рассчитывается индекс-дефлятор ВВП.
О динамике цен на бензин автомобильный и ресурсах нефтепродуктов в в июле 2011 года.
1. В июле индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 100,5% (за период с начала года - 111,1%), индекс цен производителей - 100,6% (109,4%).
Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин и дизельное топливо[10] (на конец периода, в процентах) (табл.№2)
Июль 2011г. к |
Справочно | |||||||
июню 2011г. |
декабрю |
июлю |
Январь июль 2011г. к |
июль 2010г. к |
Январь июль 2010г. к | |||
июню |
декабрю 2009г. |
июлю 2009г. | ||||||
Индекс потребительских цен |
||||||||
на бензин автомобильный |
100,5 |
111,1 |
114,6 |
112,0 |
100,9 |
103,3 |
107,1 |
114,8 |
в том числе: |
||||||||
марки А-76 (АИ-80 и т.п.) |
100,5 |
118,1 |
121,5 |
116,8 |
100,5 |
102,0 |
108,2 |
116,2 |
марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) |
100,4 |
109,1 |
112,7 |
110,8 |
101,1 |
103,9 |
106,2 |
115,3 |
марки АИ-95 и выше |
100,5 |
108,3 |
111,8 |
110,1 |
101,0 |
103,5 |
107,2 |
111,8 |
на дизельное топливо |
100,1 |
106,0 |
127,0 |
126,7 |
100,5 |
104,1 |
104,6 |
99,5 |
Индекс цен производителей |
||||||||
на бензин автомобильный |
100,6 |
109,4 |
110,2 |
110,7 |
100,4 |
120,8 |
100,2 |
128,9 |
в том числе: |
||||||||
марки А-76 (АИ-80 и т.п.) |
100,9 |
113,8 |
119,9 |
115,0 |
98,4 |
106,5 |
100,0 |
123,1 |
марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) |
100,5 |
109,2 |
110,1 |
110,4 |
100,7 |
126,6 |
98,4 |
130,2 |
марки АИ-95 и выше |
100,9 |
108,3 |
107,1 |
110,0 |
100,9 |
117,3 |
105,8 |
130,1 |
на дизельное топливо |
98,6 |
104,9 |
127,0 |
129,3 |
101,8 |
110,7 |
118,8 |
114,8 |
Справочно |
100,0 |
105,0 |
109,0 |
109,5 |
100,4 |
104,8 |
105,5 |
106,4 |
Индекс цен производителей |
99,0 |
106,6 |
116,1 |
119,4 |
100,6 |
106,2 |
106,8 |
117,6 |