Статистика инфляции и цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Российская экономика в настоящее время характеризуется новым качеством развития ценовых процессов на потребительском рынке. Это связано с ростом его социальной и региональной дифференциации, ассортиментной насыщенности, разнообразием ценовой политики предприятий, ростом требований потребителей к соотношению цены и качества, изменением структуры потребления. За последние годы в структуре расходов потребителей выросла доля непродовольственных товаров и услуг, усилилась дифференциация населения по уровню доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Основные понятия:
1.1. Статистика инфляции и цен…………………………………………………..5
1.2. Виды, группировки и классификаторы………………………………………9
1.3. Методы расчета показателей
1.3.1. Методы расчета и анализа индексов цен……………………………..10 1.3.2. Методы оценки уровня и динамики инфляции…………………….15
Глава 2. Расчеты показателей:
2.1. Расчет и анализ индексов цен……………………………………………….17
2.2. Расчёт и анализ индексов цен на нефтепродукты…………..……………...19
2.3. Потребительские цены……………………………………………………....23
2.3.1. Расчет средневзвешенной цены и индекса цен на товар………………...28
2.3.2. Индекс цен производителей товаров и услуг…………………………….30
Заключение………………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………….....36

Вложенные файлы: 1 файл

СтатистикА.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Расчет ИПЦ осуществляется:

  • к предыдущему месяцу (или периоду);
  • к декабрю предыдущего года (или кварталу);
  • к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года.

Порядок расчета ИПЦ.

ИПЦ рассчитывается в несколько этапов. Сначала определяются индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу как частные от деления средних цен:

          (1.1)

В свою очередь средние цены отчетного и базисного периодов р1 и р0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической (формула (1.2)), т.е. как сумма зарегистрированных цен в разных точках, деленная на число зарегистрированных цен.

        (1.2)

где n — число зарегистрированных цен.

В качестве формулы для расчета ИПЦ используется формула Ласпейреса:

        (1.3)

где  Ip — индекс цен i-го периода по сравнению с базисным периодом;

pj0, pj1 — цена i-го товара или услуги соответственно в базисном и j-м периоде.

При стабильной экономике изменение структуры потребительских расходов происходит относительно медленно. В этих условиях веса, используемые для расчета ИПЦ, изменяются в среднем один раз в 4-5 лет. Тогда можно использовать следующую формулу расчета:

        (1.4)

где  djf — веса, зафиксированные на каком-либо f-м уровне.

При этом цены текущего периода сравниваются с ценами любого другого, а не только с ценами года, в котором проводилось обследование потребительских расходов.

ИПЦ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с ценами в базисном, если бы уровень и структура потребления остались без изменения. Однако структура потребительских расходов изменяется, поэтому принято считать, что индекс Ласпейреса завышает инфляцию, а индекс Пааше ее занижает.

Индексы цен производителей.

Система индексов цен производителей включает индексы цен на промышленную, сельскохозяйственную, строительную и другую продукцию.

Индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции.

Индивидуальные индексы цен рассчитываются по следующим формулам:

  (1.5)

Далее на основе индексов цен по конкретным товарам-представителям определяются сводные индексы цен по укрупненным товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности в целом по промышленной продукции с использованием весов базисного года.

Для расчета сводных индексов используется модифицированная формула Ласпейреса с рекурсивной системой расчета стоимостных весов:

,        (1.6)

где  wj0 — стоимость продукции в базисном периоде, wj0 = рj0*qj0.

Определение средних цен на однородную продукцию и их динамики также является одной из задач статистики. При этом надо воспользоваться индексами цен переменного состава, показывающими изменение средних цен на однородную продукцию.

Индекс цен переменного состава исчисляется по формуле:

      (1.7)

При этом изменение средней цены может быть обусловлено изменением цен в разных формах торговли и структурными сдвигами, т. е. перераспределением объема продаж между торговыми предприятиями разных организационно-правовых форм.

Индекс цен фиксированного состава и индекс структурных сдвигов:

     (1.8)

      (1.9)

Между указанными индексами существует следующая взаимосвязь:

      (1.10)

Сводный индекс удельных цен в целом и по отдельным товарам рассчитывается поэтапно:

  1. определяется сводный индекс удельных цен по каждой товарной группе, включая сопоставимые страны;
  2. определяется сводный индекс удельных цен по совокупности укрупненных товарных позиций.

Исчисленные индексы по сопоставимым странам распространяются на объем экспорта по всем странам. Сводный индекс удельных цен рассчитывается в основном по средней гармонической формуле Пааше:

        (1.12)

Следует отметить, что в индексах цен и при самой подробной детализации товарных позиций отражаются не только ценовые изменения, но и изменения качества товара, условий сделок (видов расчетов) и других факторов. 

1.3.2. Методы   оценки   уровня   и   динамики  инфляции.

Инфляция — это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. Она проявляется в обесценивании денег по отношению к товарам, золоту, иностранным валютам:

  • рост товарных цен; 
  • повышение рыночной цены золота;
  • падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.

Основные причины инфляции:

  • диспропорции   в   структуре   производства,   чрезмерный удельный вес средств производства;
  • дефицит государственного бюджета;
  • рост государственного долга;
  • разбухание объема долгосрочных капитальных вложений, в том числе через кредит.

Избыток денег приводит к их обесцениванию и как следствие — росту цен. Таким образом, инфляция предопределяется темпом роста цен.

Темп роста цен (темп инфляции) рассчитывается по формуле:

Тp= Тm*Тv/Тq ,         

где Tp — темп роста цен (темп инфляции);

Тm — темп роста денежной массы;

Tv — темп ускорения оборота денег;

Tq — темп роста количества реальных товаров.

Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет иные причины и черты. Его внешними проявлениями являются:

  • массовость, т. е. повышение цен практически на все товары;
  • непрерывность увеличения цен;
  • длительность их роста.

При рассмотрении природы инфляции выделяют открытую и подавленную инфляцию.

Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

N = (It – I(t – 1))/It         (1.14)

Где It , I— индексы смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени.

Принято считать, если месячная норма инфляции составляет менее 10%, то имеет место «ползучая» инфляция (характерна для промышленно-развитых стран), а если 10-99% — то «галопирующая» инфляция (характерна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой). В случае 50%-ной инфляции в месяц — экономика «больна» гиперинфляцией. 

Глава 2. Расчёты показателей.

2.1. Расчет и анализ индексов цен.

Об оценке индекса потребительских цен с 28 июня по 4 июля 2011 года.

За период с 28 июня по 4 июля 2011г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала месяца - 100,1%, с начала года - 105,1% (2010г.: с начала месяца - 100,1%, с начала года - 104,5%, в целом за июль - 100,4%).[8] (рис 2.1.).

 

К предыдущей дате 
регистрации цен

За период 
с начала 
месяца

Среднесуточный прирост цен

с 1 по 4 июля 
2011г.

Справочное

июнь 
2011г.

июль 
2011г.

Индекс потребительских цен  
(оценка)

100,1

100,1

0,014

0,008

0,012


 

 

 

    

 

Рис. 2.1. Индексы потребительских цен и цен производителей по РФ

 

       Цены производителей на нефть добытую в июле снизились на 4,8% (за период с начала года выросли на 7,6%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом остались без изменения (за период с начала года снизились на 0,7%).

 

 

2.2. Расчёт и анализ индексов цен на нефтепродукты.

Таблица №1

Марка бензина

Отчётный период

2011

2012

А – 76

(АИ-80)

Средняя цена по стране (руб/литр)

25,24

15.1

25,53 

17.4

Потребляемое кол-во бензина в тыс. тонн

5323,1

5350,4

АИ - 92

Средняя цена по стране (руб/литр)

26,3

20.32

26,38

20.51

Потребляемое кол-во бензина в тыс. тонн

5367,05

5365,81

АИ - 95

Средняя цена по стране (руб/литр)

27,96

22.04

28,04

22.49

Потребляемое кол-во бензина в тыс. тонн

5432,8

5671,0


 

 

 

 

 

Произведём следующие расчёты:

1)Индекс Ласпейреса:

I p=∑ p1q0  / ∑ p0q0 = (25,53*5323,1 + 26,38*5367,05 + 28,04*5432,8) / (25,24*5323,1+26,3*5367,05+27,96*5432,8)=1,005633 

 
                2)Индекс Пааше:

I p=∑q1p1 / ∑q1p0 = (25,53*5350,4+26,38*5365,81+28,04*5671,0) / (25,24*5350,4+26,3*5365,81+27,96*5432,8) = 1,021245

3)Индекс Фишера:

=1,01340893

По формуле ценового индекса Ласпейреса рассчитывается ИПЦ (индексы потребительских цен).

По формуле ценового индекса Пааше рассчитывается индекс-дефлятор ВВП.

 

 

О динамике цен на бензин автомобильный и ресурсах нефтепродуктов в в июле 2011 года.

1. В июле индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 100,5% (за период с начала года - 111,1%), индекс цен производителей - 100,6% (109,4%).

Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин и дизельное топливо[10] (на конец периода, в процентах) (табл.№2)

 

 

 

 

                                                                                                               Таблица №2

 

Июль 2011г. к

Справочно

июню 2011г.

декабрю 
2010г.

июлю 
2010г.

Январь июль 2011г. к 
январю-июлю  
2010г.

июль 2010г. к

Январь июль 2010г. к 
январю-июлю  
2009г.

июню 
2010г.

декабрю 2009г.

июлю 2009г.

Индекс потребительских цен

               

на бензин автомобильный

100,5

111,1

114,6

112,0

100,9

103,3

107,1

114,8

в том числе:

               

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

100,5

118,1

121,5

116,8

100,5

102,0

108,2

116,2

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

100,4

109,1

112,7

110,8

101,1

103,9

106,2

115,3

марки АИ-95 и выше

100,5

108,3

111,8

110,1

101,0

103,5

107,2

111,8

на дизельное топливо

100,1

106,0

127,0

126,7

100,5

104,1

104,6

99,5

Индекс цен производителей

               

на бензин автомобильный

100,6

109,4

110,2

110,7

100,4

120,8

100,2

128,9

в том числе:

               

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

100,9

113,8

119,9

115,0

98,4

106,5

100,0

123,1

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

100,5

109,2

110,1

110,4

100,7

126,6

98,4

130,2

марки АИ-95 и выше

100,9

108,3

107,1

110,0

100,9

117,3

105,8

130,1

на дизельное топливо

98,6

104,9

127,0

129,3

101,8

110,7

118,8

114,8

Справочно 
Индекс потребительских  
цен на товары и услуги

100,0

105,0

109,0

109,5

100,4

104,8

105,5

106,4

Индекс цен производителей  
промышленных товаров

99,0

106,6

116,1

119,4

100,6

106,2

106,8

117,6

Информация о работе Статистика инфляции и цен