Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:27, курсовая работа
Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.
Для того чтобы произвести группировку, необходимо вычислить величину группировочного интервала по формуле: где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп. Руб
Образуем группы, которые отличаются друг от друга по себестоимости единицы продукции на данную величину (5 руб.).
1 группа будет иметь размеры: 105+5=110 руб.
2 группа: 110+5=115 руб.
3 группа: 115+5=120 руб.
4 группа: 120+5=125 руб.
5 группа: 125+5=130 руб.
Группировку предприятий произведем в рабочей таблице 2.3.
Таблица 2.3 Рабочая таблица с группировкой
Группа |
Группы предприятий по величине
себестоимости единицы |
Номер предприятия |
Себестоимость ед. продукции, руб. |
1 |
105-110 |
25 |
105 |
30 |
105 | ||
9 |
108 | ||
2 |
110-115 |
8 |
110 |
15 |
110 | ||
28 |
110 | ||
6 |
113 | ||
20 |
114 | ||
1 |
114 | ||
3 |
115-120 |
5 |
115 |
10 |
115 | ||
21 |
115 | ||
19 |
116 | ||
27 |
117 | ||
7 |
118 | ||
11 |
118 | ||
4 |
119 | ||
16 |
119 | ||
4 |
120-125 |
12 |
120 |
18 |
121 | ||
22 |
121 | ||
24 |
122 | ||
26 |
122 | ||
2 |
122 | ||
5 |
125-130 |
23 |
125 |
13 |
125 | ||
29 |
126 | ||
17 |
127 | ||
3 |
128 | ||
14 |
130 |
В результате группировки получили следующий ряд распределения (табл. 2.4, 2.5).
Таблица 2.4
Группировка предприятий
по себестоимости единицы
№ группы |
Группы предприятий по
себестоимости единицы |
Число предприятий по себестоимости единицы продукции |
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
Всего, тыс.ед. |
% к итогу |
Всего, млн. руб.
|
% к итогу | ||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
105-110 |
3 |
10,0 |
318 |
9,0 |
2 |
110-115 |
6 |
20,0 |
671 |
19,0 |
3 |
115-120 |
9 |
30,0 |
1052 |
29,8 |
4 |
120-125 |
6 |
20,0 |
728 |
20,6 |
5 |
125-130 |
6 |
20,0 |
761 |
21,6 |
ИТОГО |
30 |
100,0 |
3530 |
100,0 |
Таблица 2.5
Группы |
Группы предприятий по величине
себестоимости единицы |
Число предприятий |
Накопленные частоты
|
1 |
105-110 |
3 |
3 |
2 |
110-115 |
6 |
9 |
3 |
115-120 |
9 |
18 |
4 |
120-125 |
6 |
24 |
5 |
125-130 |
6 |
30 |
Рассчитаем характеристики интервального ряда распределения.
Среднюю рассчитаем по формуле - средняя арифметическая взвешенная. где - сумма произведений себестоимости единицы продукции на число предприятий,
- общее число предприятий. Расчет характеристик ряда распределения представим в таблице 2.6.
Таблица 2.6 Расчет характеристик ряда распределения
Группы |
Группы предприятий по себестоимости единицы продукции, руб |
Число предприятий | |||||
1 |
105-110 |
3 |
107,5 |
322,50 |
-11 |
363 |
3 |
2 |
110-115 |
6 |
112,5 |
675,00 |
-6 |
216 |
9 |
3 |
115-120 |
9 |
117,5 |
1057,50 |
-1 |
9 |
18 |
4 |
120-125 |
6 |
122,5 |
735,00 |
4 |
96 |
24 |
5 |
125-130 |
6 |
127,5 |
765,00 |
9 |
486 |
30 |
итого |
30 |
3555,00 |
1170 |
Средняя величина себестоимости единицы продукции предприятий, взвешивая значение признака по абсолютной численности предприятий равна: 118,5 руб. Дисперсия признака представляет собой средний квадрат отклонения вариантов от их средней величины. Так как у нас имеются сгруппированные данные. Среднее квадратическое отклонение - это обобщающая характеристика размеров вариации признака в совокупности, оно показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты от их среднего значения. Коэффициент вариации представляет собой выраженное в процентах отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической. Так как коэффициент вариации V=5,27%<33% ,значит наша совокупность количественно однородна. Построим графики ряда распределения и определим на них моду медиану. Мода Мо значение случайной величины встречающейся с наибольшей вероятностью. Модальным будет 3-ий интервал с наибольшей частотой 9. руб. В изучаемой совокупности наиболее часто встречаются предприятия, с величиной себестоимости единицы продукции 118руб.
Медиана(Ме) - это численное значение признака у той единицы совокупности, которая находится в середине ранжированного ряда (построенного в порядке возрастания, либо убывания значения изучаемого признака). Медиану иногда называют серединной вариантой, т.к. она делит совокупность на две равные части. Значит, в изучаемой совокупности 50% предприятий имеют себестоимость единицы продукции менее 118 руб., а остальные 50% имеют себестоимость единицы продукции более 118 руб. Ответ: В результате расчетов получили следующее:
1. Средний размер себестоимости единицы продукции составляет 118,5руб.
2. Среднее квадратическое отклонение 6,245руб.
3. Коэффициент вариации 5,27 %
4. Наиболее часто встречаются
предприятия, с величиной
5. 50% предприятий имеют
себестоимость единицы
Задание 2.
По исходным данным: 1. Установите наличие и характер связи между признаками - выпуск продукции и себестоимость единицы продукции методом аналитической группировки, образовав заданное число групп с равными интервалами по факторному признаку.
РЕШЕНИЕ
Для того чтобы произвести группировку, рассчитаем величину группировочного интервала по формуле: где и - соответственно max и min значения выпуска продукции, - число образуемых групп. тыс.ед Образуем группы, которые отличаются друг от друга по выпуску продукции на данную величину (20 тыс. ед.).
1 группа будет иметь размеры: 100+20=120 тыс. ед.
2 группа: 120+20=140 тыс. ед.
3 группа: 140+20=160 тыс. ед.
4 группа: 160+20=180 тыс. ед.
5 группа: 180+20=200 тыс. ед.
Группировку предприятий произведем в рабочей таблице 2.7
Таблица 2.7 Рабочая таблица группировок
Группа |
Группы предприятий по размеру выпуска продукции тыс.ед. |
Номер предприятия |
Выпуск продукции, тыс. ед. |
Себестоимость единицы продукции, руб.
|
1 |
105-120 |
14 |
100 |
130 |
3 |
105 |
128 | ||
17 |
110 |
127 | ||
29 |
115 |
126 | ||
всего |
4 |
430,000 |
511,000 | |
2 |
120-140 |
13 |
120 |
125 |
23 |
122 |
125 | ||
24 |
180 |
122 | ||
22 |
135 |
121 | ||
26 |
125 |
122 | ||
5 |
632,000 |
615,000 | ||
3 |
140-160 |
2 |
140 |
122 |
12 |
142 |
120 | ||
18 |
146 |
121 | ||
16 |
148 |
119 | ||
4 |
150 |
119 | ||
7 |
152 |
118 | ||
11 |
151 |
118 | ||
27 |
152 |
117 | ||
19 |
155 |
116 | ||
21 |
156 |
115 | ||
5 |
158 |
115 | ||
11 |
1649,00 |
1300,000 | ||
4 |
160-180 |
1 |
160 |
114 |
10 |
164 |
115 | ||
20 |
169 |
114 | ||
6 |
170 |
113 | ||
28 |
173 |
110 | ||
15 |
176 |
110 | ||
8 |
178 |
110 | ||
5 |
160-200 |
7 |
1190,000 |
786,000 |
9 |
180 |
108 | ||
30 |
190 |
105 | ||
25 |
200 |
105 | ||
3 |
570,000 |
318,000 |
На основе данной таблицы составим сводную аналитическую таблицу:
Таблица 2.8 Сводная аналитическая группировка
Группа |
Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед |
Номер предприятий |
Выпуск продукции, тыс.ед. |
Себестоимость единицы продукции, руб. | ||
Всего |
На 1 предприятие |
Всего |
На 1 предприятие | |||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
100-120 |
4 |
430 |
107,500 |
511 |
127,750 |
2 |
120-140 |
5 |
632 |
126,400 |
615 |
123,000 |
3 |
140-160 |
11 |
1649 |
149,909 |
1300 |
118,182 |
4 |
160-180 |
7 |
1190 |
170,000 |
786 |
112,286 |
5 |
180-200 |
3 |
570 |
190,000 |
318 |
106,000 |
ВСЕГО |
30,0 |
4471 |
149,033 |
3530 |
117,667 |
Сравнивая графы 3 и5аналитической таблицы видим, что с увеличением выпуска продукции падает себестоимость единицы продукции. Следовательно, между этими показателями имеется обратная зависимость. Вычислим коэффициент детерминации, который показывает долю вариации результативного признака под влиянием факторного признака .
Таблица 2.9 Ряд распределения предприятий по размеру выпуска продукции
№ группы |
Группы предприятий по размеру выпуска продукции, тыс. ед. |
Число предприятий, f |
Себестоимость единицы продукции, руб., y |
уicр-уср.=уicр-117,667 |
f*(у-уср)2 |
1 |
100-120 |
4 |
127,750 |
10,083 |
406,6676 |
2 |
120-140 |
5 |
123,000 |
5,333 |
142,2044 |
3 |
140-160 |
11 |
118,182 |
0,515 |
2,917475 |
4 |
160-180 |
7 |
112,286 |
-5,381 |
202,6861 |
5 |
180-200 |
3 |
106,000 |
-11,667 |
408,3567 |
ВСЕГО |
30 |
117,667 |
- |
1162,832 |
Для этого определим межгрупповую
дисперсию, характеризующую
Табл. 2.10 Расчет среднего значения признака
№ предприятия |
Себестоимость единицы продукции, руб., y |
y2 |
1 |
105 |
11025 |
2 |
105 |
11025 |
3 |
108 |
11664 |
4 |
110 |
12100 |
5 |
110 |
12100 |
6 |
110 |
12100 |
7 |
113 |
12769 |
8 |
114 |
12996 |
9 |
114 |
12996 |
10 |
115 |
13225 |
11 |
115 |
13225 |
12 |
115 |
13225 |
13 |
116 |
13225 |
14 |
117 |
13456 |
15 |
118 |
13689 |
16 |
118 |
13924 |
17 |
119 |
14161 |
18 |
119 |
14161 |
19 |
120 |
14400 |
20 |
121 |
14641 |
21 |
121 |
14641 |
22 |
122 |
14884 |
23 |
122 |
14884 |
24 |
122 |
14884 |
25 |
125 |
15625 |
26 |
125 |
15625 |
27 |
126 |
15876 |
28 |
127 |
16129 |
29 |
128 |
16384 |
30 |
130 |
16900 |
СУММА |
416638 |
Тогда общая дисперсия равна: или 91,4 % Это означает, что на 91,4 % вариация себестоимости единицы продукции обусловлена вариацией выпуска продукции и на 8,6 % - влиянием прочих факторов. Вычислим эмпирическое корреляционное отношение, которое показывает тесноту связи между группировочным и результативным признаками:
- это свидетельствует
о наличие тесной (сильной) связи
между выпуском продукции и
себестоимость единицы
1. С увеличением выпуска
продукции падает
2. Межгрупповая дисперсия 38,761.
3. Общая дисперсия 42,41.
4. Коэффициент детерминации 91,4 %.
5. Эмпирическое корреляционное отношение 0,956.
6. Связь между себестоимостью единицы продукции и выпуском продукции весьма высокая.
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции