Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:46, курсовая работа
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение индексного метода в статистическом изучении цен, практически освоить методику вычислений при решении конкретных статистических задач, а также самостоятельно провести статистические исследования с применением освоенной методологии в аналитической части курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть………………………………………………….5
§1 Цена как объект статистического изучения…………………………...…5
§2 Система статистических показателей, характеризующих динамику цен……………………………………………………………………………….6
§3 Применение индексного метода в изучении динамики цен……………...8
II. Расчетная часть……………………………………………………..16
III. Аналитическая часть………………………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………………………………...43
Приложение 1
На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируется итоговая табл. 4, представляющая интервальный ряд распределения по цене за единицу товара.
Таблица 4
Номер группы |
Группы банков по объему кредитных вложений, руб., х |
Число банков, f |
1 |
32– 40 |
8 |
2 |
40 – 48 |
8 |
3 |
48 – 56 |
10 |
4 |
56 – 64 |
4 |
Итого |
30 |
Помимо частот групп в абсолютном выражении в анализе интервальных рядов используются ещё три характеристики ряда. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .
Таблица 5
№ группы |
Группы по цене за единицу товара, руб. |
Число точек, fj |
Накопленная частота, Sj |
Накопленная частоcть, % | |
в абсолютном выражении |
в % к итогу |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
32-40 |
8 |
26,6 |
8 |
26,6 |
2 |
40-48 |
8 |
26,6 |
16 |
53,2 |
3 |
48-56 |
10 |
33,3 |
26 |
86,5 |
4 |
56-64 |
4 |
13,3 |
30 |
99,8 |
Итого |
30 |
100 |
Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности банков показывает, что распределение по цене за единицу товара не является равномерным: преобладают торговые точки с ценой от 48 руб. до 56 руб. (это 10 точек, доля которых составляет 33,3%); 53,2% банков имеют цену менее 48 руб., а 86,5% – менее 56 руб.
1.2. Нахождение моды и медианы
полученного интервального
Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.
Мода Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.1).
Рис. 1 Определение моды графическим методом
Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:
где хМo – нижняя граница модального интервала,
h –величина модального интервала,
fMo – частота модального интервала,
fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,
fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.
Согласно табл.1.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 48 – 56 руб., так как его частота максимальна (f3 = 10).
Расчет моды по формуле:
Вывод. Для рассматриваемой совокупности торговых точек наиболее распространенная цена характеризуется средней величиной 50 руб.
Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.
Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 2). Кумулята строится по накопленным частотам.
Рис. 2. Определение медианы графическим методом
Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:
,
где хМе– нижняя граница медианного интервала,
h – величина медианного интервала,
– сумма всех частот,
fМе – частота медианного интервала,
SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный интервал, для чего используются накопленные частоты (или частости) из табл. 5. Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее.
В данном примере медианным интервалом является интервал 40 – 48 руб., так как именно в этом интервале накопленная частота Sj = 16 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности ( = ).
Расчет значения медианы по формуле:
Вывод. В рассматриваемой совокупности торговых точек половина из них имеют в среднем цену не более 43,5 руб., а другая половина – не менее 43,5 руб.
3. Расчет характеристик ряда распределения
Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строится вспомогательная табл. 6 ( – середина j-го интервала).
Таблица 6
Группы банков по объему кредитных вложений, млн руб. |
Середина интервала, |
Число банков, fj |
| |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
32 – 40 |
36 |
8 |
288 |
-10,666 |
113,764 |
4095,5 |
40 – 48 |
44 |
8 |
352 |
-2,666 |
7,108 |
312,752 |
48 – 56 |
52 |
10 |
520 |
5,334 |
28,452 |
1479,5 |
56 – 64 |
60 |
4 |
240 |
13,334 |
117,796 |
7067,76 |
Итого |
30 |
1400 |
12955,5 |
(1)
Расчет дисперсии:
Расчет среднего квадратического отклонения:
Расчет коэффициента вариации:
Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя цена составляет 46,666 руб., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 20,781 руб. (или 44,5%), наиболее характерные значения цены находятся в пределах от 25,885 руб. до 67,447 руб. (диапазон ).
Значение Vσ = 44,5% превышает 33%, следовательно, вариация цен в исследуемой совокупности торговых точек значительна и совокупность по данному признаку качественно неоднородна.
4.Вычисление средней
арифметической по исходным
Для расчета применяется формула средней арифметической простой:
, (2)
Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (2) и (1), заключается в том, что по формуле (2) средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти банков, а по формуле (1) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).
Задание 2
По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:
3. Оценить статистическую значимость показателя силы связи.
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.
По условию Задания 2 факторным является признак Цена товара (X), результативным – признак Количество проданного товара (Y).
1. Установление наличия и
Применение метода аналитической группировки
При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Используя разработочную
таблицу 3, строим аналитическую группировку,
характеризующую зависимость
Таблица 7
Номер группы |
Группы банков по цене товара, млн руб. х |
Число банков, fj |
Количество проданного товара | |
всего |
в среднем на одну точку | |||
1 |
32 – 40 |
8 |
320 |
40 |
2 |
40 – 48 |
8 |
280 |
35 |
3 |
48 – 56 |
10 |
340 |
34 |
4 |
56 – 64 |
4 |
132 |
33 |
Итого |
30 |
1072 |
35,733 |
Вывод. Анализ данных табл. 7 показывает, что с увеличением цены от группы к группе систематически снижается и среднее количество проданного товара по каждой группе торговых точек, что свидетельствует о наличии обратной корреляционной связи между исследуемыми признаками.
2. Измерение тесноты и силы
корреляционной связи с
Для измерения тесноты и силы связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле:
Информация о работе Статистический анализ динамики цен на продукцию АПК