Статистическое исследование малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении малого бизнеса в РФ с помощью системы общих и частных статистических показателей.

Задачи работы:
рассмотреть основные определения и особые показатели малого бизнеса
оценить текущее состояние этой отрасли в стране
выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.1 Сущность статистического изучения малого бизнеса в стране 4
1.2 Специфические показатели исследования состояния малого бизнеса в стране (ТРАСТ Индекс МСБ) 10
1.3 Состояние и проблемы развития малого бизнеса в стране 12
Глава 2. Расчет и анализ показателей малого бизнеса в стране 18
2.1 Сводка и группировка 18
2.2 Расчет средних величин 21
2.3 Расчет показателей динамики 23
2.4 Расчет показателей вариации. 24
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ 25
2.6 Индексный метод 27
2.7 Расчет ТРАСТ Индекса МСБ для малого бизнеса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 32
Приложения 33

Вложенные файлы: 1 файл

статистика малого бизнеса.doc

— 705.50 Кб (Скачать файл)

    Основные  существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:

  • отсутствие оборотных средств;
  • отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
  • отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
  • снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
  • риск неплатежей от контрагентов, отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

    Подводя итог, можно отметить, что развитие малого бизнеса в стране не стоит на месте, однако наблюдается наличие множества проблем, особенно ярко выразившихся в кризисный период.

 

Глава 2. Расчет и  анализ показателей малого бизнеса  в стране

2.1 Сводка и группировка

    Наиболее  простыми операциями в статистическом исследовании являются сводка и группировка  данных. Именно поэтому стоит начать аналитическую часть работы именно с них. Так как для вычисления берутся данные с сайта Росстата, то необходимость в их сводке отпадает. В данном случае целью является проведение группировки данных – структурной и аналитической. За основу возьмем данные из приложения 1, в котором приведены сведения о численности и о годовом обороте предприятий малого бизнеса по регионам РФ. Для расчетов выберем ЦФО, в состав которого входит Брянская область. При проведении расчетов будет вполне уместным опустить данные по г. Москва и Московской области, так как уровень развития этих субъектов в целом и уровень развития малого бизнеса в частности, не сопоставим с другими регионами и при проведении группировки внесет существенный дисбаланс в результаты.

    Для начала рассчитаем число групп и интервал. Группировочным признаком определим число предприятий. Минимальное значение – 7009, максимальное – 23642.

    Размах вариации R = Xmin – Xmax = 23642 - 7009 = 16633. Число единиц совокупности равно 16. Используя формулу Стерджесса определим число групп n.

    n=1+3,322*logN=1+3,322*log16=5 групп.

    Теперь  рассчитаем величину интервала.

      I = 16633/5 = 3326,6 ед.

    В таблице 3 представим результаты распределения субъектов по числу предприятий малого бизнеса по полученным группам.

    Таблица 3

    Итоги распределения субъектов по полученным группам 

Группа  субъектов по числу предприятий  малого бизнеса, ед. Субъект ЦФО Число предприятий малого бизнеса, ед.
7009-10335,6 Орловская область 7009
Тамбовская  область 7082
Костромская область 7100
Брянская  область 7144
Ивановская  область 8704
Курская область 8746
Смоленская  область 9925
Липецкая  область 10065
10335,6-13662,2 Калужская область 10982
Рязанская область 11363
Тверская  область 12339
13662,2-16988,8 Белгородская  область 16284
Владимирская  область 16356
Тульская  область 16718
16988,8-20315,4 Воронежская область 18660
20315,4-23642 Ярославская область 23642
Итого       192119
 

    После того как мы разбили совокупность на группы проведем аналитическую и  структурную группировку.

    Структурная группировка применяется для  изучения структуры совокупности, соотношения  ее составных частей между собой. Проведем структурную группировку с целью выяснить, какова доля каждой определенной нами группы субъектов в общем числе предприятий в ЦФО, а также выясним ту часть в общем обороте, которую занимают субъекты каждой группы. Итоги структурной группировки приведены в таблице 4.

    Таблица 4

    Структурная группировка

Группа  субъектов по числу предприятий  малого бизнеса, ед. Число субъектов Число предприятий, всего Число предприятий, в % к итогу Оборот, всего Оборот, в % к  итогу
7009-10335,6 8 65775 34,2 571,5 39,4
10335,6-13662,2 3 34684 18,1 294,1 20,3
13662,2-16988,8 3 49358 25,7 289,2 19,9
16988,8-20315,4 1 18660 9,7 152,8 10,5
20315,4-23642 1 23642 12,3 143 9,9
Итого 16 192119 100 1450,6 100

     

    Из  таблицы можно сделать вывод, что основная масса предприятий  малого бизнеса приходится на субъекты с числом предприятий от 7009 до 10335,6 единиц. На эти же субъекты приходится и основная доля в обороте – 39,4%. Это не удивительно, так как первая группа – самая многочисленная (8 субъектов). Интереснее другой факт. 25,7% предприятий, сосредоточенных в 3 субъектах с численностью предприятий от 13662,2 до 16988,8 единиц занимают в общем обороте долю в 19,9 %. Это на 0,4 % меньше, чем у субъектов второй группы, в которую входит 3 региона, объединяющие 18,1 % предприятий. Аналогичная ситуация наблюдается и в 2 последних группах, каждая из которых состоит из 1 развитой области – Воронежской и Ярославской. 12,3% от общего числа предприятий позволяют Ярославской области иметь долю в 9,9% в общем обороте. В то время как Воронежская область характеризуется показателями в 9,7% и 10,5% соответственно. Это говорит о том, что на долю в обороте влияет не только количество предприятий, но и качество их работы и масштабы.

    Выяснить, какая группа субъектов содержит наиболее эффективные предприятия  малого бизнеса, позволяет аналитическая группировка. Она предназначена для взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления. Результаты группировки – в таблице 5.

    Таблица 5 

    Аналитическая группировка

Группа  субъектов по числу предприятий  малого бизнеса, ед. Число субъектов Средний оборот на одно предприятие, млн. руб.
7009-10335,6 8 8,689
10335,6-13662,2 3 8,479
13662,2-16988,8 3 5,859
16988,8-20315,4 1 8,189
20315,4-23642 1 6,049
 

    Результаты  аналитической группировки подтвердили  предположение о том, что не всегда большее количество предприятий материализуется в больший суммарный оборот. Наиболее эффективные предприятия (средний оборот 8,689 млн. руб.) сосредоточены в субъектах с наименьшим их количеством. А субъекты третьей и пятой групп существенно уступают второй и четвертой группам  соответственно, что выливается в меньшую долю в общем обороте, несмотря на большую долю в численности. Это было подтверждено результатами структурной группировки. Поэтому делаем вывод, что судить о развитии малого бизнеса в регионе только по количеству соответствующих предприятий -  преждевременно. Более важными являются качественные факторы.

2.2 Расчет средних  величин

    В данной части работы проведем расчет средних величин. Они бывают 2 классов: структурные средние и структурные степенные.

    К структурным средним относят  такие показатели, как мода и медиана. Мода – числовое значение признака, который наиболее часто встречается  в ряду распределения. Медиана –  величина признака, которая делит  упорядоченную последовательность его значений на 2 равные части. В работе будет рассчитана мода и медиана для интервального ряда. За основу возьмутся данные из таблицы 3.

    Значение  моды для интервального ряда находится  по формуле:

    

     ед.

    Среди субъектов ЦФО наиболее часто встречается число предприятий в размере 9056,138 ед.

    Для расчета медианы используется следующая  формула:

     , где SMe – сумма накопленных частот.

    Для нахождения медианы необходимо рассчитать сумму накопленных частот SMe. Для этого заполним таблицу 6.

    Таблица 6

    Расчет  суммы накопленных частот

Группа  субъектов по числу предприятий  малого бизнеса, ед. Число субъектов  Сумма накопленных  частот
7009-10335,6 8 8
10335,6-13662,2 3 11
13662,2-16988,8 3 14
16988,8-20315,4 1 15
20315,4-23642 1 16
Итого 16  
 

     ед.

    Таким образом, становится очевидным, что половина исследуемых субъектов имеет число предприятий малого бизнеса больше 10335,6 ед., а половина – меньше.

    Далее приступим к расчету степенных  средних. Существует множество видов  таких средних величин. Мы рассчитаем 2 из них: среднюю арифметическую простую и среднюю величину для сгруппированных данных.

    Для расчетов воспользуемся данными из приложения 1. Рассчитаем среднее количество предприятий малого бизнеса, приходящееся на 1 субъект ЦФО (исключая Москву и МО). Средняя арифметическая простая рассчитывается по следующей формуле:

    

    Таким образом, 192119/16=12007 ед. Именно столько предприятий, согласно средней арифметической простой приходится в среднем на 1 субъект ЦФО.

Информация о работе Статистическое исследование малого бизнеса в РФ