Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:31, контрольная работа
В современном мире постоянно идет борьба за лидерство и первенство в различных сферах деятельности не только между людьми, но и между государствами. Страны, развивая свою промышленность, науку и образования стремятся к завоеванию лидирующих позиций на мировых рынках. Некоторым государствам таким как Российская Федерация, Китай, США, странам Европейского союза это удается, а некоторые вынуждены что называется сводить концы с концами.
ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность и основные характеристики СНС 5
2. История развития системы макроэкономических показателей 12
2.1. История возникновения и развития национального счетоводства 12
2.2. Баланс народного хозяйства (БНХ) 17
2.3. Сравнительный анализ БНХ и СНС 20
3. Современные проблемы формирования российской СНС и основы направления анализа СНС.
ВЫВОДЫ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕР
БНХ и СНС - системы взаимосвязанных экономических показателей, представленные в особой форме в виде таблиц, счетов или в сочетании и тех, и других. Они являются моделями годового экономического оборота на макроуровне.При оценке БНХ следует отметить два момента. Во-первых, общепринято, что новаторские разработки в области БНХ, осуществленные в СССР в 20-е годы, оказали существенное влияние на развитие макроэкономических исследований, в том числе и на СНС. Известно, что таблица первого БНХ СССР за 1923/24 годы содержала черты межотраслевого баланса. Во-вторых, несмотря на различия в основополагающих концепциях СНС и БНХ, между ними существует много общего в методах упорядочения данных с целью выяснения наиболее значимых результатов и закономерностей экономического процесса. Например, в обеих системах проводится различие между потоками товаров и потоками доходов; потоками и запасами ресурсов; промежуточным и конечным потреблением; доходами, созданными в производстве, и доходами, полученными от перераспределения; текущими и единовременными расходами; произведенными и непроизведенными активами.
Между БНХ и СНС существует много различий в задачах:
1) БНХ обслуживал
потребности централизованного
планирования общественного
2) СНС отвечает
потребностям рыночной
Также есть различия и в концепциях:
1) трактовка
стоимостного состава продукта:
в БНХ - это перенесенная стоимость
(затраты предметов труда и
износ основных фондов) и вновь
созданная стоимость (
2) трактовка производственной деятельности: в БНХ - это деятельность в сфере материального производства, в СНС - это любая деятельность, приносящая доход.
Наиболее крупные различия методологического характера заключаются:
1) в содержании
показателей производства в
2) в подходе
к трактовке финансовых
3) в подходе
к классифицированию доходов
и расходов, а также в определении
категории сбережений: в СНС проводится
четкое разграничение текущих
доходов и расходов, которые балансируются
с помощью показателя “
Есть различия
и в форме представления
1) СНС - в виде
совокупности взаимосвязанных
2) БНХ - в виде таблиц, где показываются ресурсы и использование материальных доходов и благ;
3) БНХ - это
более замкнутая система
4) СНС - более
развитая модель
Несмотря на все указанное выше между СНС и БНХ имеется много общего. Обе системы показателей ставят такие задачи:
а) обеспечить концептуальную основу для системного анализа макроэкономических показателей, то есть определить систему показателей, характеризующих развитие экономики, их содержание, взаимосвязи;
б) координировать экономическую статистику, то есть обеспечить методологическое единство показателей макроэкономической статистики и других разделов статистики (труда, отраслевых, финансовой, банковской, внешнеэкономической), то есть единство классификаций, содержания показателей.
Общность СНС и БНХ касается не только целей, ради которых они разрабатываются, но и ряда методологических подходов к обработке и упорядочению данных для выявления наиболее существенных характеристик экономического процесса.
3. Современные
проблемы формирования
Процесс перехода на рыночную модель ведения хозяйства и построение цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный и неразрывно связанный с проблематикой самого разного толку и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов ведения хозяйства) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институционной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.
В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовки производственной деятельности и определения ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
Институционным (классификация институционных единиц по функциональному принципу);
Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики ведения хозяйства, органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели ведения хозяйства России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределений и перераспределений доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определения границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, которые есть, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
Статистическим (актуализация единственного государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщение и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованиям построения системы национальных балансов). Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, поскольку, например, изменение концепции развития национальной экономики допускает изменение социально-экономической организации общества, механизма функционирования самой хозяйственной системы и так далее. А теперь можно перейти к более подробному рассмотрению этих проблем.Концептуальные проблемы формирования СНС в в условиях рыночной экономики возводятся к:
Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели ведения хозяйства;
Разработка основных концептуальных положений последующего развития национальной экономики и определению соответственно этому составу системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;
Разработке основных
принципов формирования российской
системы национальных балансов (целостность
и сбалансированность в разрезе
институционных секторов экономики
в целом по экономики; обоснованность
расчета макроэкономических показателей,
обусловленная взаимосвязью показателей
и инструментов и параметров государственной
социально-экономической
Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;
Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС, механизма ее функционирования и определения границ действия.Национальные счета есть почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий.
Поэтому СНС капиталистических стран (в частности Франции) ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта.
Исходя из вышеизложенного
можно заключить, что проблемы теоретического
характера в экономике России
в целом в настоящее время
сводятся к определению и разработке
целостной и взаимоувязанной
системы макроэкономических балансов,
показатели которой рассчитываются
на основе инструментов и параметров
разных направлений государственной
социально-экономической
Целостность заключается в разработке балансов, показатели которых дают возможность анализа и предвидения изменений, которые происходят, во всех сферах и институционных секторах экономики. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институционным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом достигается на каждом уровне балансирования, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сведенного баланса потоков ресурсов.
Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, есть перестройка ранее существующей системы отчетности и создания на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Это связано с экономическими реформами, которые происходят в стране, и необходимостью обеспечения соответствия между функционирующей раньше системы статистической информации и обхватом статистическим учетом новых институтов, которые появились, и форм ведения хозяйства для формирования качественной информационной базы статистики, в полной мере отвечающей новым требованиям современной экономики.
Существующая раньше информационная база государственной статистики основывалась на системе обязательной статистической отчетности, организованной как часть административной системы управления экономикой, и была сосредоточенный на производстве и распределении материальных ресурсов. Финансовый блок и блок показателей счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса практически выпадали из поля зрения органов государственной статистики и прогнозирования в связи с ограниченной ролью финансовых институтов.
Однако некоторая
информация о финансовых операциях
была в таких разделах БНХ, как
сведенный финансовый баланс (баланс
производства, потребления, перераспределения
и конечного использования
Сегодня в целом
разработанный весь комплекс организационно-
Информация о работе Теоретические основы построения СНС, история её возникновения и развития