Билет 3.Вопрос 1.Статистика трудовых
ресурсов
Трудовые ресурсы - это лица обоего пола, которые потенциально
могли бы участвовать в производстве товаров
и услуг. Они имеют важное значение в условиях
рыночной экономики, поскольку интегрируют
такие категории, как экономически активное
население, включающее занятых и безработных
лиц, и экономически неактивное население
в трудоспособном возрасте. Численность
трудовых ресурсов определяется исходя
из численности трудоспособного населения
в трудоспособном возрасте и работающих
лиц за пределами трудоспособного возраста.
Человеку труда принадлежит решающая
роль в развитии хозяйственной деятельности,
совершенствовании её организации и управления
с целью получения наибольшей отдачи от
своей творческой работы. Люди изобретают
и производят орудия труда и средства
производства, организуют рациональное
разделение и кооперацию труда на различных
уровнях производственной деятельности,
начиная от рабочего места и кончая организацией
в рамках всего народного хозяйства. Рабочая
сила, как совокупность физических и духовных
способностей человека является главной
производительной силой общества и составляет
трудовые ресурсы всех предприятий и учреждений,
принадлежащих к различным отраслям народного
хозяйства.
Трудовые ресурсы каждой
произведённой единицы представляет собой часть распределённых по отраслям
народного хозяйства трудовых ресурсов.
Статистической характеристикой наличия
трудовых ресурсов предприятия, учреждения,
объединения, отрасли промышленности,
сельского хозяйства, строительства или
транспорта в отдельности или всего народнохозяйственного
комплекса, является списочная численность
занятых в них работников.
Статистика каждой отрасли
народного хозяйства изучает
следующие вопросы, связанные с
применением живого труда:
1. Статистика трудовых
ресурсов и их использования.
2. Статистика производительности
труда.
3. Статистика заработной
платы.
Статистика трудовых
ресурсов делится в свою очередь
на две части:
1. Статистику рабочей
силы - основными задачами является
изучение численности и состава
работников, изучение изменения численности работников;
оценка обеспеченности предприятия трудовыми
ресурсами; изучение организации труда
и использования работников по соответствующей
квалификации; изучение трудовой дисциплины.
2. Статистику рабочего
времени - задачами является определение общей величины отработанного
времени; изучение использования рабочего
времени, и выявление потерь рабочего
времени.
Для работы человеку необходим
некоторый уровень физического
развития, определенные духовные качества.
Особую важность развитие личности приобретает в условиях
экономической реконструкции. Во многом
уровень развития вышеуказанных качеств
личности зависит от возраста.
Таким образом, именно возраст
является критерием отнесения к
трудовым ресурсам. Согласно статистической
практике, в состав трудовых ресурсов включают:
* трудоспособное население
в трудоспособном возрасте;
* фактически работающих
подростков моложе 16 лет;
* фактически работающих
лиц старше трудоспособного возраста.
Вопрос 2.Сравнительный
анализ БНХ и СНС
БНХ и СНС - системы взаимосвязанных экономических
показателей, представленные в особой
форме в виде таблиц, счетов или в сочетании
и тех, и других. Они являются моделями
годового экономического оборота на макроуровне.
При оценке БНХ следует
отметить два момента. Во-первых, общепринято, что новаторские
разработки в области БНХ, осуществленные
в СССР в 20-е годы, оказали существенное
влияние на развитие макроэкономических
исследований, в том числе и на СНС. Известно,
что таблица первого БНХ СССР за 1923/24 годы
содержала черты межотраслевого баланса.
Во-вторых, несмотря на различия в основополагающих
концепциях СНС и БНХ, между ними существует
много общего в методах упорядочения данных
с целью выяснения наиболее значимых результатов
и закономерностей экономического процесса.
Например, в обеих системах проводится
различие между потоками товаров и потоками
доходов; потоками и запасами ресурсов;
промежуточным и конечным потреблением;
доходами, созданными в производстве,
и доходами, полученными от перераспределения;
текущими и единовременными расходами;
произведенными и непроизведенными активами.
Между БНХ и СНС
существует много различий в задачах:
1) БНХ обслуживал потребности
централизованного планирования
общественного производства, его
основная задача - наблюдение за
процессом производства и движением материальных
ресурсов;
2) СНС отвечает потребностям
рыночной экономики, где на
первый план выдвигаются финансово-денежные
отношения.
Также есть различия и в концепциях:
1) трактовка стоимостного состава
продукта: в БНХ - это перенесенная
стоимость (затраты предметов труда и
износ основных фондов) и вновь созданная
стоимость (первичные доходы участников
производства: населения, занятого в сфере
материального производства, и предприятия
этой сферы, то есть оплата труда, чистая
продукция личного подсобного хозяйства,
прибыль и другие элементы прибавочного
продукта); в СНС: затраты на предметы труда,
оплату факторов производства;
2) трактовка производственной деятельности:
в БНХ - это деятельность в
сфере материального производства,
в СНС - это любая деятельность, приносящая
доход.
Наиболее крупные различия методологического
характера заключаются:
1) в содержании показателей производства
в результате неодинакового подхода
к определению сферы создания
национального дохода (продукта), а
также в содержании показателей потребления
(промежуточного и конечного), распределения
и перераспределения доходов, внешней
торговли;
2) в подходе к трактовке финансовых
потоков (займы, кредиты и т.п.):
в БНХ они рассматриваются
как формы временного перераспределения
национального дохода, а в СНС - как вид
инвестиций отдельных секторов экономики;
3) в подходе к классифицированию
доходов и расходов, а также
в определении категории сбережений:
в СНС проводится четкое разграничение
текущих доходов и расходов, которые
балансируются с помощью показателя “сбережения”,
рассматриваемого как источник финансирования
капитальных затрат; в БНХ такого четкого
деления доходов и расходов на текущие
и единовременные не предусмотрено, и
поэтому нет позиций “сбережения” как
разницы между текущими доходами и расходами,
в то же время отдельные виды сбережений
(например, прирост денежной наличности,
прирост вкладов в банках и т.д.) рассматриваются
в форме перераспределения национального
дохода.
Есть различия и в форме представления
данных:
1) СНС - в виде совокупности
взаимосвязанных двусторонних счетов
и таблиц. Заимствован из бухучета
принцип двойной записи: каждый
показатель записывается дважды
- в дебете одного счета и
в кредите другого;
2) БНХ - в виде таблиц, где показываются
ресурсы и использование материальных
доходов и благ;
3) БНХ - это более замкнутая
система показателей, так как
ограничивается отражением движения
доходов лишь в той степени,
в какой оно связано с движением
материальных благ;
4) СНС - более развитая модель
экономического оборота, так как позволяет
проследить его от производства продуктов
и услуг и образования, перераспределения
и использования доходов до получения
конечных финансовых результатов - изменения
финансовых активов и пассивов и характеристики
их состава.
Несмотря на все указанное выше
между СНС и БНХ имеется
много общего. Обе системы показателей
ставят такие задачи:
а) обеспечить концептуальную основу
для системного анализа макроэкономических
показателей, то есть определить систему
показателей, характеризующих развитие
экономики, их содержание, взаимосвязи;
б) координировать экономическую статистику,
то есть обеспечить методологическое
единство показателей макроэкономической
статистики и других разделов статистики
(труда, отраслевых, финансовой, банковской,
внешнеэкономической), то есть единство
классификаций, содержания показателей.
Общность СНС и БНХ касается
не только целей, ради которых они
разрабатываются, но и ряда методологических
подходов к обработке и упорядочению
данных для выявления наиболее существенных
характеристик экономического процесса.
Между СНС и БНХ есть много общего в подходах
к оценке показателей (в текущих и постоянных
ценах), в трактовке деятельности подсобных
хозяйств населения, в методах оценки
продукции, не принимающей товарно-денежной
формы.
Билет 4.Вопрос 1. статистика уровня жизни населения
Уровень жизни
населения – одна из важнейших
социальных категорий. Под уровнем
жизни населения понимают обеспеченность
населения необходимыми материальными
благами и услугами, фактический
уровень их потребления и степень удовлетворения
рациональных (разумных) потребностей
в этих благах и услугах.
Выделяют четыре градации уровня жизни:
достаток – потребление благ, позволяющее
обеспечить всестороннее развитие человека;
нормальный уровень жизни – рациональное
потребление, которое обеспечивает человеку
восстановление его физических и интеллектуальных
сил; бедность – потребление благ на уровне
сохранения работоспособности; нищета
– минимальное потребление, позволяющее
поддерживать лишь жизнеспособность человека.
Для количественной характеристики уровня
жизни используют систему показателей:
· синтетические стоимостные показатели
(ВВП, реальные доходы и реальная заработная
плата, прожиточный минимум и др.);
· натуральные показатели, характеризующие
конечное потребление населения (потребление
продуктов питания, обеспеченность предметами
длительного пользования, жилой площадью
др.);
· показатели, характеризующие социальные
стороны жизни (занятость и безработица,
продолжительность рабочей недели и отпусков,
продолжительность жизни и др.).
· индекс развития человеческого потенциала
(ИРЧП).
Для оценки уровня жизни системой показателей
социальная статистика использует (но
не разрабатывает) социальные нормативы
потребления благ и услуг, заработной
платы, стипендий, пенсий, пособий. Эти
социальные нормативы определяют систему
социальных гарантий государства своим
гражданам. Министерством экономики РФ
в 1992 г. разработаны Основные показатели
уровня жизни населения в условиях рыночной
экономики, которые включают 39 показателей.
Некоторые из них я рассмотрю далее.
Вопрос 2. История
возникновения снс
Впервые оценка Налоговой системы
была осуществлена английским экономистом Уильямом Петти, а первая макроэкономическая модель
была создана французом Франсуа Кене. По мере того, как росла потребность
в адекватной системе оценки экономики,
на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов,
связывающих все показатели хозяйственной
деятельности. Среди теоретиков новой
системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Дж. Стоун и другие.
Впервые, в 1945 году принципы СНС были приведены в операционный
вид и опубликованы в "Белой книге".
Возникшие проблемы сопоставления на
практике макроэкономических показателей
экономики различных стран предопределило
необходимость стандартизации и унификации
национальных счетов.
Создаётся исследовательский
центр под руководством Ричарда
Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. В ООН стандарт был принят под названием "Система национальных
счетов и вспомогательных таблиц". В 1968 была принята новая версия международного
стандарта СНС ("Синяя книга"), просуществовавшая
до 1993 года. Она включала: свободные счета; производство,
потребление, использование капитала;
счета доходов и расходов и счета финансирования
капитальных затрат. Во втором стандарте
СНС была важная особенность - разделение
по секторам. В 1993 была выработана третья
версия международной СНС. Ныне действующая
система появилась в 2008. Она включает все сферы производства
за исключением разве что некоторых бытовых
услуг, учитывать которые практически
невозможно.
Что касается России, то
она перешла к СНС в 1991 году и стала использовать второй стандарт
(1968 года).
В настоящее время
в биржевой торговле используется ряд
СНС как индексы деловой активности.
Билет 5. Вопрос
1.
СНС представляет
собой международный статистический
стандарт. Он определяет систему статистических
показателей, отражающих процессы, протекающие
на макроэкономическом уровне, и вызванные этим изменения
активов и обязательств. СНС включает
совокупность счетов, балансов и взаимоувязанных
таблиц, базовые понятия, определения,
классификации и правила учета [1, 230]. Таким
образом, методология СНС определяет не
только, какие показатели должны быть
построены, но и то, каким образом эти показатели
должны быть рассчитаны. В России такие
методики разрабатываются и утверждаются
Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике, в других странах
они готовятся соответствующими национальными
статистическим службами. Национальные
методики могут различаться в деталях,
однако должны быть полностью сопоставимы
с точки зрения базовых принципов, правил
учета и оценки. Только в этом случае показатели
СНС разных стран будут сопоставимы между
собой. Помимо международной сопоставимости
существует еще проблема внутренней методологической
сопоставимости. СНС тесно связана с другими
макроэкономическими моделями, такими
как платежный баланс, государственный
бюджет, финансовые модерн, на практике
генерируемые Центральным банком. Требование
внутренней методологической совместимости
актуально и по отношению к самой СНС.
Она состоит из многих таблиц и счетов,
и важно, чтобы все показатели, содержащиеся
в них, были построены исходя из одних
и тех же принципов.Объектом СНС является
макроэкономика, т.е. совокупность резидентных
институциональных единиц, занятых экономической
деятельностью.Для того чтобы понять,
как строятся национальные счета, необходимо
усвоить основные понятия, определения,
классификации и правила учета, применяемые
в системе для построения счетов и обеспечения
их внутренней согласованности.Для описания
экономики очень важно определить ее границы.
Разграничение институциональных единиц,
относящихся к национальной экономике
и к экономике других стран, осуществляется
на основе понятий «экономическая территория
страны», «центр экономического интереса»,
«резидентство».К экономической территории
страны относятся ее географическая территория,
воздушное пространство, территориальные
воды, часть континентального шельфа в
территориальных водах, в пределах которой
страна реализует свои исключительные
права. Экономическая территория включает
в себя экстерриториальные анклавы (территорию
других стран, на которой расположены
посольства, военные базы и прочие объекты
данной страны), но исключает территориальные
анклавы (территорию данной страны, на
которой расположены посольства, военные
базы и прочие объекты других стран).Внутренняя
экономика формируется как совокупность
институциональных единиц-резидентов.
Резидент -- это институциональная единица
(юридическое или физическое лицо), имеющая
центр экономического интереса на экономической
территории данной страны. Это означает,
что единица владеет недвижимостью, осуществляет
или намеревается осуществлять свою деятельность
на экономической территории страны длительное
время (год и более). Резидентами являются
все предприятия и учреждения, осуществляющие
в стране операции в течение года и более,
в том числе коммерческие организации
с иностранными инвестициями (совместные
и иностранные компании), а также их филиалы
и представительства, не являющиеся самостоятельными
юридическими лицами. Резидентами являются
также физические лица независимо от их
гражданства и национальности, находящиеся
на экономической территории страны год
и более. Исключение составляют сотрудники
иностранных посольств, иностранные студенты,
лица, находящиеся на лечении, которые
остаются резидентами той страны, откуда
они прибыли.Основой для составления всех
счетов и балансовых построений системы
является институциональная единица,
т.е. экономический субъект, способныйсамостоятельно:владеть
активами, что дает ему право обмениваться
правами собственности на эти активы;принимать
экономические решения и обязательства,
за которые несет полную ответственность;вести
полный комплекс балансовых счетов, имеющих
экономический смысл и правомерный с точки
зрения национального законодательства.Существует
два вида институциональных единиц:домашние
хозяйства (физические лица или группы
лиц);юридические лица, признаваемые законом
независимо от физических лиц, которым
они принадлежат или которые контролируют
их деятельность.Институциональные единицы
могут заниматься многими видами производственной
деятельности. Основой для анализа производства,
формирования показателей для характеристики
результатов деятельности отраслей является
понятие заведение. Заведение представляет
собой обособленную единицу, расположенную
в одном месте и занимающуюся преимущественно
одним видом экономической деятельности.
Совокупность заведений, занимающихся
однородным видом деятельности, представляет
собой отрасль.Для количественного описания
состояния и функционирования экономики
в системе национальных счетов используются
понятия запасов и потоков.Запасы отражают
все виды активов и пассивов в экономике
и отражаются в учете на определенную
дату.Потоки отражают любые действия по
созданию, преобразованию, обмену, переводу,
исчезновению экономической стоимости
в течение определенного периода времени,
т.е. потоки выражают экономические операции,
которые возникают между институциональными
единицами по их взаимному согласию.Строя
счета, необходимо разделять потоки товаров
и услуг, потоки доходов и потоки финансовых
ресурсов.Потоки товаров характеризуют
движение товаров и услуг независимо от
того, что количественная характеристика
объема товара или услуги может выражаться
стоимостью.Потоки доходов характеризуют
создание и использование валового внутреннего
продукта и национального дохода.Потоки
финансовых ресурсов отражают движение
денег, ценных бумаг и других финансовых
активов.Институциональные сектора в
СНСВ архитектонике балансовых построений
макроэкономических расчетов важное место
занимают группировки и классификации,
отражающие качественные представления
о структуре экономики, различия между
субъектами хозяйственной деятельности.
Поэтому в СНС центральной группировкой
хозяйствующих субъектов является группировка
институциональных единиц по секторам
экономики, т. к. для рыночной экономики
конституирующий признак формы организации
производства и источников финансирования
деятельности играет ключевую роль.Для
структуризации внутренней экономики
выделяют 5 секторов:нефинансовые предприятия
(корпорации или квазикорпорации);финансовые
учреждения (корпорации или квазикорпорации);государственное
управление (государственные учреждения);некоммерческие
организации, обслуживающие домашние
хозяйства;домашние хозяйства.В целях
характеристики внешнеэкономических
связей и финансовых взаимоотношений
с зарубежными странами в СНС предусматривается
разработка счетов для сектора «Остальной
мир». Счета остального мира охватывают
деятельность нерезидентов в той мере,
в какой она связана с национальной экономикой.
Операции между резидентами и нерезидентами
отражаются и в счетах для внутренней
экономики, но там они не отделены от операций
между резидентами.В сектор нефинансовых
предприятий включаются институциональные
единицы корпоративного характера (или
сходные с ними, но не имеющие статус корпораций,
так называемые квазикорпорации), производящие
товары и нефинансовые услуги в целях
реализации на рынке по экономически значимым
ценам, т.е. ценам, которые оказывают существенное
влияние на объемы продукции производителей,
готовых ее продать покупателям, готовым
ее купить.В сектор финансовых корпораций
включаются институциональные единицы,
занимающиеся преимущественно финансовым
посредничеством (между теми, кто сберегает
финансовые ресурсы, и теми, кто инвестирует).
Он охватывает банки, страховые компании,
инвестиционные фонды и другие подобные
единицы. Большинство финансовых посредников
финансирует свои издержки за счет разницы
между полученными процентами и процентами,
уплачиваемыми за привлеченные финансовые
ресурсы.Сектор государственного управления
формируется за счет бюджетных (государственных)
институциональных единиц, главной функцией
которых является перераспределение доходов
и богатства и предоставления нерыночных
услуг как обществу в целом, так и физическим
лицам (или группам населения). Для институциональных
единиц государственного управления (государственных
учреждений) характерно бюджетное финансирование,
формирующееся за счет налогов, а также
доходов от собственности, которой они
владеют.В секторе некоммерческих предприятий,
обслуживающих домашние хозяйства рассматриваются
общественные, политические, профсоюзные,
религиозные и другие некоммерческие
организации, главная функция которых
состоит в оказании нерыночных услуг либо
членам этих организаций, либо населению.
Эти институциональные единицы финансируются
за счет взносов, пожертвований, доходов
от собственности, гарантов и т.п.