Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем, стоящих перед реализацией программы ОМС в нашей стране, от которых во многом будет зависеть становление современной системы ОМС и ее финансирование.
В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
- рассмотреть модели медицинского страхования;
- выявить основные проблемы системы ОМС;
- предложить меры по совершенствованию системы ОМС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Особенности обязательного медицинского страхование в РФ…………….4
1.1 Развитие и формирование обязательного медицинского страхования в РФ………………………………………………………………………………4-9
1.2 Виды медицинского страхования………………………………………9-10
2. Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ………11
2.1 Существующие проблемы обязательного медицинского страхования в РФ……………………………………………………………………………12-15
2.2 Организационные модели ОМС в субъектах РФ………………………15-16
2.3 Перспективы развития…………………………………………………17-27
Заключение…………………………………………………………………28-30
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_по_мед_страхованию.docx

— 275.48 Кб (Скачать файл)

-переход от метода  ретроспективного возмещения расходов  на медицинскую помощи (метод «зарабатывания»), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;

- в первичной медико-санитарной  помощи - сочетание подушевого метода  финансирования прикрепленного  населения с ориентацией на  заинтересованность медицинских  работников в улучшении показателей  здоровья населения, доступности  и результативности не только  амбулаторно-поликлинической, но  и стационарной медицинской помощи.

7. Повышение управляемости  отрасли через систему ОМС. 

В настоящее время обсуждается  вопрос о возврате к практике заключения трехсторонних соглашений между  Минздрав соцразвитием России, ФОМС и главами администраций субъектов РФ, что позволит оптимизировать направление субвенций территориям и возобновит управляемость отрасли через внебюджетную финансовую систему .

8. Осуществление действенного  государственного регулирования  платных медицинских услуг. 

Государственное регулирование  платных услуг предполагает осуществление  следующих давно назревших действий:

-четкое определение перечня  медицинских услуг, превосходящие  медицинскую помощь в рамках  государственных гарантий, могут  быть получены гражданами на  платной основе. Во всех странах  с развитым общественным здравоохранением  население оплачивает часть стоимости  медицинской помощи. Доля личных  расходов в совокупных расходах  на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате .

9. Совершенствование деятельности  медицинских организаций. 

9.1. В финансировании медицинских  организаций из государственных  источников планируется реализация  принципа «деньги следуют за  пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в  системе ОМС и финансирование  медицинских учреждений по результатам  их работы. Из бюджета целесообразно  финансировать лишь наиболее  дорогостоящие высокотехнологичные  виды помощи, а также часть  социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных  условиях).

9.2. Для усиления стимулов  медицинских учреждений к повышению  эффективности их работы, необходимо  предоставить им больше хозяйственной  самостоятельности. Для этого  необходимо законодательно закрепить  статус автономного медицинского  учреждения.

9.3. Изменение системы  оплаты труда медицинским работникам - давно назревшая необходимость.  На ближайшую перспективу коэффициент  увеличения заработной платы  медицинским работникам должен  составить 2,5-3 по сравнению с  существующим на сегодня уровнем.  Необходимо реализовать действенное  стимулирование эффективной работы  медицинского персонала, а значит  существенная дифференциация оплаты  в зависимости от объема и  качества оказанных услуг. 

9.4. Обеспечение полностью  бесплатного лекарственного лечения  в условиях стационара. Больные  не должны приходить в больницу  со своими лекарствами - предоставление всех лекарств, включенных в стандарт лечения, должно стать бесспорной обязанностью больницы. Одновременно планируется существенно расширить число льготников по амбулаторному лечению (по рецептам врачей), охватив соответствующими программами всех детей и пенсионеров.

10. Гражданин, как основное  заинтересованное лицо в получении  гарантированной государством бесплатной  медицинской помощи достойного  качества. С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения. Особенно важно привлечь население к различным формам общественного контроля за деятельностью медицинских учреждений. С этой целью необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.            Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют. Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе - по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив тему можно сделать  следующие выводы.

Здоровье населения - важнейший  элемент социального, культурного  и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение  населения гарантированным объемом  бесплатной медицинской помощи, финансируемой  из бюджетов всех уровней и средств  ОМС, является важнейшей государственной  задачей. В современных условиях необходим принципиально новый  подход к организации здравоохранения, гарантирующее право каждого  гражданина на получение медицинской  помощи, соответствующий уровню развития как страны в целом, так и отдельных  его регионов. Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы. Для современной России чрезвычайно важно обеспечить права застрахованных в системе медицинского страхования в части получения медицинских услуг необходимого объема и качества. Кроме разработки нормативной базы, обеспечивающей права застрахованных, необходимо определить конкретные механизмы компенсации причиненного ущерба пострадавшим. Одновременное с этим введение обязательного страхования профессиональной ответственности врачей позволит обеспечить защиту не только прав пациента, но и защиту профессиональных и имущественных прав медработников. Решение нормативно-правовых вопросов относительно источников уплаты страховых взносов и выплаты средств при наложении штрафов сделает финансовые санкции к лечебному учреждению или к конкретному медицинскому работнику важным фактором улучшения качества медицинской помощи. В настоящее время существуют планы полностью заместить новым законодательством действующий Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Новый проект Федерального закона называется «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Однако против него имеется ряд существенных возражений. Смысл вводить обязательное медицинское (негосударственное) страхование есть только в том случае, если оплачиваемый им объем медицинских услуг будет шире того минимума, который предоставлен нам государственным страхованием. Тем не менее, попыток подобного сравнения пока не предпринимается. Если же расширение такого объема услуг не предусматривается, то логичным будет предположение о готовящейся замене обязательного государственного на обязательное негосударственное страхование. Правда, вопрос совмещения двух видов страхования может быть решен не только путем расширения «зоны обслуживания» одного из них, но и за счет уменьшения «государственного сектора». В любом случае это следует делать поэтапно и осторожно, так как может повлечь за собой снижение существующего ныне уровня государственных гарантий. Таким образом, систему обязательного медицинского страхования в России можно считать все еще развивающейся - как представляется, в сторону обязательного негосударственного медицинского страхования. Конечно, она будет действующей, но основные результаты реформы отечественного здравоохранения еще неочевидны: не определена окончательно финансовая база обязательного медицинского страхования; не функционирует механизм оплаты медицинской помощи в зависимости от объема и качества проделанной работы; не разработаны методики контроля за соответствием предоставляемых в рамках обязательного медицинского страхования медицинских услуг утвержденным медико-экономическим стандартам; не действуют на практике юридические гарантии защиты прав застрахованных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Закон РСФСР “О медицинском страховании граждан в РФ” от 28 июня 1991 года N 1499-1

2. Проект Федерального Закона «О здравоохранении  в  Российской  Федерации» от 27.01.1999 N 3571-II

3. Кузнецова Т.В. «Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России». http://vestnik.mednet.ru/content/view/99/27/

4. Решетников А.В.,Социальный маркетинг и ОМС,

http://www.rosmedstrah.ru/articles.php/?theme=26&brs=1

5. Таранов А.М. Центральная проблема ОМС - неисполнение обязательств регионов//Медицинское обозрение № 13,

http://www.rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=73&srch=1

6. www.rosmedstrah.ru, ОМС: Система противоречия и проблемы реализации выбранной модели.

7. Гришин В.В. Система ОМС работает без сбоев уже 15 лет. //Медицинский вестник №16 (443), 2 мая 2008 г. стр. 4

8. Доклад о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2007 году /Министерство здравоохранения и социального развития РФ. - Электрон. дан.-М.,2008.-Режимдоступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/letters/112/DOKLAD_PGG_MZ.doc - Минздравсоцразвития России.

9. http://www.r30.nalog.ru/document.php?id=218699&topic=pn30

10. http://www.minzdrav-rf.ru/in.htm?doc=1708&rubr=159

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Деятельности медицинских  учреждений,

функционирующих в системе  обязательного медицинского

страхования Российской Федерации  в 2007 году

На 1 января 2008 года число  самостоятельных лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе  ОМС, включая ведомственные, составило 8121, из них 7635 - медицинские учреждения общей сети.

Из общего числа самостоятельных  медицинских учреждений:

- больничных, оказывающих  стационарную и амбулаторно-поликлиническую  медицинскую помощь - 61,7%;

- оказывающих амбулаторно  - поликлиническую помощь - 25,6%;

- стоматологических - 10,6%;

1 http://www.jourclub.ru/29/1286/4/

2 http://www.romique.com

3 http://access.isuvuz.ru/science/vestnik/2004/issue3/low1.html

4 http://access.isuvuz.ru/science/vestnik/2004/issue3/low1.html

5 http://revolution.allbest.ru/

6 http://revolution.allbest.ru/

7 http://revolution.allbest.ru/

8 http://revolution.allbest.ru/

9 knowledge.allbest.ru

10 knowledge.allbest.ru

11 knowledge.allbest.ru

 

 

 


Информация о работе Анализ системы обязательного медицинского страхования в РФ