Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от таких явлений, как кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
1. Содержание основных принципов финансов страхования……………..…...6
2. Организационно-правовые формы страховых организаций……………….16
3. Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе……………………………………………..….24
Заключение………………………………………………………………..……...29
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

мой.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

4. Недостаточная капитализация  страхового рынка.

Необходимы стимулы к повышению капитализации страховой отрасли. Первый шаг в этом направлении был сделан путем увеличения требований к минимальному уставному фонду страховщиков. Далее следует обеспечить доступ иностранных инвесторов к накопительным рисковым видам страхования (страхование жизни и дополнительной пенсии), а также отменить либо увеличить норматив расходов по обслуживанию полиса (в настоящее время он составляет 35% от суммы собранных страховых премий), так как этих средств не всегда достаточно для покрытия расходов. Страховые организации вынуждены покрывать эту разницу за счет собственной прибыли, а не списывать на затраты, что приводит к снижению уровня рентабельности.

5. Неравные условия ведения  бизнеса для государственных  и частных страховщиков.

Требуется создать условия добросовестной конкуренции для страховщиков как государственной, так и частной формы собственности. Равные условия для ведения бизнеса приведут к росту конкуренции, повышению качества обслуживания страхователей, приходу иностранных инвесторов и, следовательно, к росту самого страхового рынка. А для этого необходимо провести дальнейшую либерализацию страхового законодательства.

В Республике Беларусь разработана Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011– 2015 годы в целях определения с учетом мирового опыта механизмов обеспечения устойчивого и динамичного развития национального рынка страховых услуг, позволяющего в полной мере удовлетворять потребности экономики и общества.

Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2011 – 2015 годах будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.

Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики  предполагается осуществить путем достижения следующих стратегических целей:

  • развитие страхового рынка и укрепление устойчивости его функционирования;
  • повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;
  • максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS).

Достижению указанных целей будет способствовать решение основных задач, включающих:

  • повышение капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников;
  • обеспечение стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования;
  • формирование среды добросовестной конкуренции;
  • совершенствование законодательства о страховании;
  • переход на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора;
  • развитие инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.

Важная роль в достижении намеченных целей будет отведена Белорусской ассоциации страховщиков, призванной объединять участников страхового рынка в целях тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.

Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций [20].

Капитализация страховых организаций будет повышаться за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала страховых организаций будут их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций – инвестиции нерезидентов Республики Беларусь [11, с. 44].

В возмещении ущерба и смягчении последствий наступления чрезвычайных событий должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, страховые организации и государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними, распределив доли ответственности за причинение вреда между участниками этой системы и определив размеры выплат, которые могут быть произведены с учетом наличия договора страхования и размера выплаты (ущерба).

Одним из приоритетных направлений современной экономической политики государства является обновление основных производственных фондов. Наряду с инвестированием в основные фонды субъектами хозяйствования – резидентами Республики Беларусь активно привлекаются иностранные инвестиции в рамках осуществления инвестиционных проектов.

В части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц  – на осуществление страхования жизни сотрудников.

Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.

Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:

  • совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим  и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;
  • внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;
  • совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;
  • информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;
  • повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.

Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных актов в сфере страхования, определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.

Рост роли страхования будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, – расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.

Основные направления реализации задачи перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня  достаточности капитала страховых организаций:

  • определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;
  • сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;
  • поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности;
  • разработка методологической  базы по расчету показателей финансовой устойчивости;
  • внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);
  • оценка уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора) [20].

Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства  в части выполнения нормативов безопасного функционирования.

Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Развитие информационных технологий в страховании будет направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам [11, с. 46].

Реализация Республиканской программы позволит:

  • создать эффективный и конкурентный страховой рынок,
  • способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;
  • сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций;
  • обеспечить к 2016 году среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129 – 131 процента, в том числе по видам добровольного страхования – 140 – 142 процентов;
  • достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;
  • обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2 – 1,3 процента (при приросте номинального ВВП в 2011 – 2015  годах на 140 процентов);
  • достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2 – 2,5 процента [20].

Таким образом, можно сделать вывод, существует ряд проблем, которые препятствуют развитию отечественного страхового рынка. Развитие страховой деятельности будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества. Разработанной Республиканской программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности, планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов.

При условии экономического роста страны, привлечения внутренних и внешних инвестиций, совершенствования законодательства, регулирующего страховую деятельность, все цели, обозначенные в Программе, могут быть достигнуты. Развитие страхового рынка, в свою очередь, будет способствовать развитию экономики страны в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В результате исследования, проведенного в курсовой работе, были сделаны следующие выводы:

1. Страховой рынок Беларуси в последние время развивается достаточно динамично. Темпы его роста были в значительной степени обусловлены совершенствованием законодательства, регулирующего страховую деятельность, эффективностью проводимой государством денежно-кредитной, налоговой политики; повышением уровня доходов населения и т.д. Нормативное регулирование деятельности страховых посредников в нашей стране определяется общими нормами Гражданского кодекса, а также Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, отдельными постановлениями Минфина. 

     За последние годы государство значительно усилило внимание к страхованию как важному с точки зрения социально-экономического развития страны виду деятельности. Это еще раз подчеркивает тот факт, что отечественный страховой рынок является динамичным и обладает большим потенциалом для дальнейшего устойчивого развития.

2. Существует ряд проблем, которые препятствуют развитию  отечественного страхового рынка. Развитие страховой деятельности  будет направлено на повышение  роли страхования в экономической  жизни общества. Разработанной Республиканской  программой предусматривается внедрение  новых видов страхования, страховых  технологий, повышение качества  страховых услуг, предоставление  равных прав на осуществление  деятельности для страховых организаций  всех форм собственности, планируется  усовершенствовать систему налоговых  стимулов для потребителей страховых  услуг. Дальнейшее развитие получат  добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить  добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских  расходов.

Информация о работе Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе