Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, а также анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования на территории Российской Федерации (далее – РФ). К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести: 1) рассмотреть понятие государственных пенсий, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования; 2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий; 3) определить недостатки и пути совершенствования пенсионной системы на территории нашей страны.
Обычно страховые взносы уплачиваются
примерно в равных долях (в процентах к
заработку) или в несколько большем объёме
работодателем. Однако надо иметь в виду,
что, в конечном счете, страхование осуществляется
за счёт самих работников, поскольку доходы
работодателя образуются в основном в
результате труда застрахованных. В связи
с этим распределение платежей между работниками
и работодателями не имеет существенного
значения.
Страховые взносы аккумулируются
в централизованном фонде, который обычно
именуется фондом обязательного пенсионного
страхования (в России – это Пенсионный
фонд РФ). Его средства не должны сливаться
с государственным бюджетом, они предназначены
только на пенсионное обеспечение застрахованных,
их семей и ни при каких обстоятельствах
не могут изыматься на иные цели. Управление
таким фондом осуществляется застрахованными
и работодателями (их представителями)
под контролем государства;
Все условия и нормы уплаты
страховых пенсионных взносов, а также
нормы пенсионного обеспечения (уровень
пенсий в процентах к заработку, требуемый
для получения пенсии стаж, порядок подсчёта
стажа и заработка, минимальные и предельные
размеры пенсии и т. д.) определяются законом;
Уровень страхового пенсионного
обеспечения, в конечном счете, определяется,
во-первых, тем, сколько лет трудился человек,
или, иначе говоря, сколько лет им и его
работодателями уплачивались в эти годы
страховые взносы. Эти два показателя
определяют в основном уровень пенсионного
обеспечения конкретного наёмного работника
и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей [11].
Уровень пенсионного обеспечения
– один из существенных показателей, характеризующих
пенсионную систему и её состояние в каждый
период времени. Необходимо различать
относительный и абсолютный уровень пенсионного
обеспечения, которые неразрывно связаны
между собой.
Относительный уровень – это
отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному
заработку, из которого она исчислена.
Иногда этот показатель именуют коэффициентом
замещения. Обычно он рассчитывается по
стране в целом и по отдельным регионам.
Для этого средняя пенсия делится на средний
заработок, из которого она исчислена
(соответственно в стране или в регионе).
Относительный показатель характеризует
уровень жизни (достаток, потребление)
пенсионеров – бывших наёмных работников,
живущих на пенсию, по сравнению с уровнем
жизни наёмных работников, продолжающих
трудиться и живущих на заработок. Чем
выше соотношение, тем меньше разрыв в
уровне жизни указанных двух групп граждан,
составляющих в развитых странах большинство
населения [12].
Как это ни парадоксально на
первый взгляд, но в странах, где высокая
реальная оплата труда, относительный
уровень пенсионного обеспечения обычно
сравнительно невысок и, наоборот, в тех
странах, где низкая оплата труда, он повыше.
Объясняется это просто: при уровне пенсионного
обеспечения в первых странах, допустим,
в 40-45 процентов, человек, живущий на пенсию,
вполне может за счёт такой пенсии удовлетворять
свои обычные потребности (в пище, одежде,
оплате соответствующих услуг и т. д.),
поскольку работающий член общества затрачивает
на эти цели не более той же части своего
заработка. Что касается других стран,
то в них на удовлетворение обычных потребностей
человека расходуется значительно большая
часть заработка, следовательно, относительный
уровень пенсионного обеспечения должен
быть существенно выше. В противном случае
пенсионер оказывается за чертой бедности
или на её грани.
Абсолютный уровень пенсионного
обеспечения – это потребительская стоимость
пенсии – от минимальной до максимальной.
Другими словами, данный показатель определяет,
в каком объёме пенсионер может приобретать
необходимые ему потребительские товары,
и, в частности, услуги, достаточны ли они
для того, чтобы обеспечить ему достойный
уровень и качество жизни.
В российском пенсионном Законе
1990 г. Отражены все перечисленные выше
критерии – принципы, на которых должна
основываться обязательная страховая
пенсионная система. На их основе, кстати,
во всех развитых странах успешно функционируют
и развиваются общенациональные страховые
системы. Эти критерии являются не изобретением
разработчиков закона и законодателей,
его принявших, а практической реализацией
общепризнанных в мире идей обязательного
пенсионного страхования.
Вторая причина, побудившая
Россию приступить к формированию новой
пенсионной системы, состояла в необходимости
повысить реальный уровень доходов основной
части пенсионеров, живущих, как правило,
на пенсию. При этом учитывалось, что за
последние годы в СССР существенно снизился
как относительный, так и абсолютный уровень
пенсионного обеспечения, особенно тех
граждан, пенсия которых превышала минимальный
размер. Это произошло в связи с ростом
номинальной оплаты труда и консервацией
в то же время максимального размера пенсии
(он не повышался более 30 лет). В результате
пенсия стала составлять значительно
меньшую часть заработка, чем прежде
[13]. Кроме того, в прошлом пенсии вообще
не индексировались ни с учётом роста
цен на потребительские товары, ни с учетом
роста заработка. Материальный достаток
пенсионеров в силу этого хотя и медленно,
но неуклонно снижался.
Закон 1990 г. затронул и бюджетную
систему пенсионного обеспечения. Он,
во-первых, существенно повысил уровень
пенсионного обеспечения военнослужащих
из числа солдат, сержантов и старшин и
приравненных к ним категорий граждан,
упорядочил их пенсионное обеспечение.
Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность
которых наступила вследствие военной
травмы, оказывались по своему уровню
ниже пенсий по инвалидности вследствие
общего заболевания и пенсий по старости.
Закон устранил эту явную социальную несправедливость.
То же касалось и пенсии по случаю потери
кормильца, умершего вследствие военной
травмы. С введением в действие с 1 февраля
1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении
лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, и их семей» завершилось
создание достаточно развитой и «возвышенной»
системы пенсионного обеспечения всех
категорий военнослужащих и приравненных
к ним других категорий граждан и их семей
[14].
«Возвышенная», т. е. прежде
всего более высокая по своему уровню
система пенсионного обеспечения для
указанных категорий граждан, условия
службы которых специфичны и опасны, и
их семей, типична для большинства стран.
Особые пенсии для таких граждан были
и в СССР.
Общие тенденции развития двух
российских пенсионных подсистем в последние
годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются,
с одной стороны, резким, постоянно нарастающим
снижением относительного и абсолютного
уровня пенсионного обеспечения практически
всех, без какого-либо исключения, пенсионеров,
получающих пенсию в соответствии с Законом
1990 г., а с другой – введением значительно
более высоких пенсий для сотрудников
властных, силовых структур как на федеральном,
так и на региональном уровнях. Эти тенденции
явно противоречат тем целям, которые
определены в Законе 1990 г., - формированию
единой системы государственных пенсий
в России, обеспечению стабильности достигнутого
уровня пенсионного обеспечения и повышению
его, дифференциации условий и норм пенсионного
обеспечения с учётом труда и его результатов.
2.2 Анализ зарубежного
опыта государственного пенсионного
страхования
На сегодняшний день в развитых
странах основой пенсионного обеспечения
являются государственные распределительные
системы (финансирование пенсий за счет
налогообложения фонда заработной платы
работающих). Уровень взносов колеблется
от 5 процентов в Канаде до 27 процентов
в США. В некоторых странах (США, Япония,
Германия и Канада) взносы платят поровну
работники и работодатели, в других (Франция,
Италия, Швеция) работодатели берут на
себя большую часть взносов. Государственные
системы, как правило, дополняются профессиональным
пенсионным обеспечением и личными сберегательными
пенсионными счетами граждан. Общей тенденцией
для развитых стран является внедрение
негосударственных накопительных систем
в национальные системы пенсионного обеспечения
[15].
Система пенсионного обеспечения
Германии включает в себя 3 составляющие:
обязательное пенсионное страхование
(охватывает 78 % населения и обеспечивает
63 % от объема пенсий, предоставляемых
всей системой защиты в старости)
пенсии по старости от предприятий
(дополнительные пенсии, выплачиваемые
предприятиями на добровольной основе,
договорами о таких пенсиях охвачена почти
половина работников Германии)
частное пенсионное обеспечение
на добровольной основе (заключение договоров
страхования жизни, покупка недвижимости,
ценных бумаг и т.п., данный вид характерен
для состоятельных граждан)
Данная система позволяет поддерживать
пенсионные выплаты на уровне 70 % от средней
заработной платы по стране. Модель пенсионной
системы Германии характерна также для
Австрии, Италии, Франции и большинства
других стран западной Европы.
Пенсионная система США основывается
преимущественно на личном пенсионном
страховании населения. Эта модель функционирует
в некоторых странах Латинской Америки
и в Португалии. Государственная распределительная
система предназначена для гарантированной
выплаты пенсий в установленных сроках
и объемах. Частные пенсионные фонды предприятий
построены по накопительному принципу,
что позволяет фондам финансировать собственные
пенсионные программы и одновременно
вносить крупный вклад в развитие экономики
страны. Также в США распространены личные
пенсионные счета и долгосрочное страхование
жизни. Таким образом, американцы обеспечивают
себе сразу 3 пенсии: государственную,
частную от предприятия и личную путем
открытия пенсионного счета или заключения
договора страхования жизни.
Современная пенсионная система
Великобритании представляет собой многоуровневую
систему, состоящую из государственной
(базовой и страховой), профессиональной
и дополнительной (личное пенсионное страхование)
пенсий. Государственные пенсии предоставляются
в обязательном порядке всем лицам наемного
труда, которые вносят страховые взносы.
При этом предусматривается возможность
перехода из государственной в частную
(профессиональную) пенсионную систему,
признаваемую приемлемой с точки зрения
надежности. В этом случае работодатель
и работник получают право платить взносы
в Национальную систему страхования только
на базовую пенсию. Величина базовой пенсии
составляет 20 % от средней заработной платы
по стране, дополнительные профессиональные
пенсионные системы позволяют компенсировать
пенсионерам 50-65 % последней заработной
платы.
Наиболее близка России, пенсионная
система Швеции. Ядром шведской обязательной
системы является страховая пенсия, размер
ее зависит от величины заработной платы
работников, а финансовым источником служат
страховые взносы работодателей. Пенсионные
накопления фиксируются на индивидуальных
счетах работников и индексируются с учетом
темпов роста заработной платы и демографической
ситуации в стране. Помимо страховой существует
накопительная часть, суть которой заключается
в передаче средств, размещенных на индивидуальных
пенсионных счетах, в управление одного
или нескольких пенсионных фондов (в т.ч.
негосударственных). Инвестиционная деятельность
пенсионных фондов по размещению пенсионных
ресурсов строго регламентируется законодательством.
Обязательные пенсионные системы обеспечивают
выплату пенсий на уровне 70 % от средней
заработной платы. Также в Швеции существует
гарантированная пенсия (финансируется
из государственного бюджета и выплачивается
гражданам, не имеющим права на получение
страховой и накопительной пенсии или
уровень их пенсии существенно ниже уровня
по стране) и добровольное пенсионное
страхование (работодатели организуют
пенсионные системы на предприятиях).
Добровольные пенсионные системы в Швеции
охватывают около 90 % работников и позволяют
увеличить размер пенсии на 10 % от средней
заработной платы.
Большинство западных стран
планируют постепенное реформирование
существующих пенсионных систем. Все больше
сторонников приобретает концепция, в
соответствии с которой государственная
поддержка должна осуществляться только
в отношении базовых пенсий, выплачиваемых
исходя из социальных прав граждан, и одновременно
должны быть расширены масштабы частных
пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных
планов [16].
3 Перспективы
развития государственного пенсионного
страхования
3 октября 2012 г. проект Стратегии
развития пенсионной системы до 2030 года
представили журналистам статс-секретарь,
заместитель министра труда и социальной
защиты РФ Андрей Пудов и председатель
правления ПФР Антон Дроздов. Пресс-конференция
прошла в режиме видеосвязи с городами
России.
Стратегия разработана в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597. Сейчас проект стратегии
проходит стадию общественного обсуждения,
до 15 декабря 2012 года должен быть подготовлен
окончательный вариант документа. Планируется,
что депутаты Государственной думы рассмотрят
его будущей весной [17].