Добровольное медицинское страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 02:05, курсовая работа

Краткое описание

Процесс формирования рыночных отношений в России отразился на всех сферах экономической и социальной деятельности, в том числе и на здравоохранении, которое затрагивает интересы каждого человека и предопределяет, в известной мере, показатели здоровья нации, качества и уровня жизни населения.
Страхование играет все возрастающую роль в условиях развития рыночной экономики в России (доля страхования в ВВП Российской Федерации в 2011 году составила около 2,5%), при этом около половины страхового рынка принадлежит медицинскому страхованию: его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 50%.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая страхование.doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Международная практика мотивации персонала подтверждает тот факт, что отсутствие добровольного медицинского страхования снижает конкурентоспособность работодателя на рынке труда, в особенности для квалифицированных работников.

По данным опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru в 2013 году среди 1000 представителей отечественных предприятий и организаций, 66% компаний численностью более 5000 человек либо уже предоставляют своим сотрудникам пакет услуг добровольного медицинского страхования.

Согласно опросам, самыми популярными услугами в рамках корпоративных программ добровольного медицинского страхования обычно являются:

- обслуживание в поликлиниках (96,8% респондентов);

- услуги скорой медицинской помощи (85,5%);

- вызов врача на дом (83,2%);

- стоматологические услуги (81,8%);

- экстренная госпитализация (75,9%).

Также достаточно популярными для корпоративного страхования считаются вакцинация сотрудников, плановая госпитализация и диспансеризация.

В рамках стандартных страховых программ добровольного медицинского страхования каждая компания оплачивает разный объем медицинских услуг [7].

Механизм взаимоотношений субъектов добровольного медицинского страхования, возникающих при осуществлении работодателями страхования своих сотрудников, можно представить так, как показано на рисунке 1.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема взаимоотношений субъектов добровольного медицинского страхования при коллективном страховании

 

При определении правового статуса работодателя в системе добровольного медицинского страхования установлено, что страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Поэтому, согласно рисунку 1, работодатель выступает в роли страхователя.

Страховыми организациями являются юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием, то есть это – страховщик.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензии, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Работник в данной схеме взаимоотношений является объектом страхования, на который направлена забота работодателя о его здоровье, что является одним из проявлений социальной ответственности руководства по отношению к своему рабочему коллективу. При наступлении страхового случая работник обращается в медицинское учреждение (указанное в договоре добровольного медицинского страхования), при этом с точки зрения медицинского учреждения «работник» в рамках представленной схемы является пациентом, на которого направлена деятельность данного учреждения, финансирование которой производится за счет средств страховщика в рамках договора о добровольном медицинском страховании [12].

В мировой практике использование добровольного медицинского страхования как эффективного инструмента мотивации персонала предприятия предполагает:

1. Дифференцированный подход при формировании программы добровольного медицинского страхования, то есть объем услуг и сервисов зависит от роли сотрудника в компании и от его вклада в общий результат.

В качестве основных критериев дифференциации программы добровольного медицинского страхования используются:

- должность работника. Более высокие должности, как правило, предполагают больший объем услуг и сервисов, что стимулирует работников к карьерному росту;

- стаж работы сотрудника в компании и его квалификация. Это позволяет закреплять в организации наиболее ценных сотрудников;

- характер выполняемой работы, с учетом профессиональных особенностей и рисков. Это позволяет обеспечивать целевой характер оказания услуг, проводить раннее выявление профессиональных заболеваний.

Таким образом, дифференцированный подход позволяет повысить эффективность и лояльность персонала.

2. Создание комфортных условий  для руководителей и высококвалифицированных специалистов. В целях повышения эффективности и лояльности руководителей и высококвалифицированных специалистов, формируемые для них программы страхования предусматривают медицинские услуги в лучших клиниках России (а при необходимости – в ведущих зарубежных клиниках).

Таким образом, правильно подобранная программа страхования позволяет оказывать медицинские услуги с высоким качеством и сервисом с минимальными потерями рабочего времени.

3. Формирование программ страхования  для заслуженных работников. Предоставление  добровольного медицинского страхования  пенсионерам, заслуженным работникам оказывает позитивное влияние на психологический климат в коллективе.

Это повышает лояльность персонала, показывает, что работодатель заботится о сотрудниках и после их выхода на пенсию.

4. Развитие софинансирования добровольного  медицинского страхования. Практика показывает, что развитие софинансирования программ добровольного медицинского страхования работником и работодателем повышает рациональность спроса на медицинские услуги.

Помимо снижения издержек работодателя на добровольное медицинское страхование, софинансирование оказывает позитивное влияние на отношение работника к своему здоровью.

Иначе говоря, софинансирование позволяет повысить ответственность сотрудников при выборе программ добровольного медицинского страхования.

 В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что коллективное добровольное медицинское страхование выгодно как самой организации, так и ее сотрудникам. Так для организации в целом преимущества корпоративных программ добровольного медицинского страхования заключаются в том, что:

- у компании, заботящейся о здоровье своих сотрудников, формируется положительный имидж, работающий в том числе на привлечение ценных кадров;

- расходы на добровольное медицинское  страхование могут быть отнесены на себестоимость (и, соответственно, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль) в размере, не превышающем 6% от фонда оплаты труда;

- взносы на добровольное медицинское  страхование не облагаются налогами (на прибыль, на доходы физических лиц), что позволяет работодателям существенно экономить на мотивации персонала по сравнению с другими видами компенсаций, повышения зарплаты;

- полис добровольного медицинского  страхования обеспечивает снижение заболеваемости, общее оздоровление сотрудников, что ведет к снижению потерь рабочего времени и увеличению производительности труда.

В свою очередь сотрудник организации:

- получает качественную и своевременную  медицинскую помощь;

- получает гарантии по защите  своих интересов в спорных ситуациях с лечебным учреждением, возможность получения компенсаций при некачественном оказании медицинских услуг;

- может получить необходимую консультацию у страховщика, который позволяет получить целевую и квалифицированную помощь. Кроме того, даже если запрошенная услуга выходит за рамки договора добровольного медицинского страхования, страховщик поможет найти подходящий по качеству и цене вариант решения.

 

 

1.3 Специфика заключения  договора добровольного медицинского  страхования

 

Договор добровольного медицинского страхования - один из самых непростых в применении на практике. Прежде всего, это связано с отсутствием удовлетворительной законодательной базы.

С 1 января 2011 г. утратил силу Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». При этом Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не распространяется на добровольное медицинское страхование. Гражданско-правовые отношения в сфере добровольного медицинского страхования регулируются только Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (последние изменения от 28 декабря 2013 г.), которые содержат лишь общие положения о договорах страхования.

Договор добровольного медицинского страхования представляет собой соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым страховщик обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованным лицам медицинской помощи по согласованным программам медицинского страхования, а страхователь - своевременно выплачивать страховые взносы.

Медицинское страхование (как добровольное, так и обязательное) отличается тем, что может функционировать только на основании двух договоров - собственно договора о добровольном или обязательном медицинском страховании, а также договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг). Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи представляет собой соглашение страховщика с медицинскими учреждениями, согласно которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованным лицам медицинскую помощь определенного объема и качества, а также в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования, а страховщик обязуется финансировать данные услуги.

Договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (как в индивидуальном, так и в коллективном медицинском страховании) относятся к договорам в пользу третьего лица. Такой вывод можно сделать в результате анализа ст. 430 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Во-первых, должник (медицинское учреждение) обязан производить исполнение обязательства указанному в договоре третьему лицу, то есть застрахованному гражданину. Во-вторых, застрахованные граждане имеют право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Права застрахованных лиц регулируются ст. 1064 и ст. 1068 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Договоры добровольного медицинского страхования подразделяются на два вида: коллективные и индивидуальные. Данные договоры различаются по субъектному составу. В индивидуальных договорах три субъекта - страховщик, страхователь и медицинское учреждение. При этом страхователем выступает лицо, в пользу которого заключается договор с целью получения медицинской помощи. Индивидуальные договоры добровольного медицинского страхования не относятся к договорам в пользу третьего лица, поскольку заключаются в пользу страхователя. В коллективных договорах страхователями выступают организации, действующие в интересах работников, страховщиками - страховые медицинские организации, застрахованными - граждане, работающие в организации по трудовому договору. Такие договоры по своей правовой природе относятся к договорам в пользу третьего лица.

Согласно п. 2 ст. 942 Гражданского Кодекса Российской Федерации при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение о застрахованном лице, о характере события, на случай которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страховой случай), о размере страховой суммы, о сроке действия договора.

В большинстве случаев договор добровольного медицинского страхования является заключенным с момента подписания текста договора. Однако договором может быть предусмотрено иное.

Это означает, что возможны два варианта:

- договор может предусматривать  условие, согласно которому он считается заключенным с момента подписания текста договора. На практике этот вариант наиболее распространенный;

- договор может вступать  в силу с момента уплаты  первого страхового взноса.

На практике срок действия договора добровольного медицинского страхования и срок страхования часто не совпадают. В данном случае действует норма п. 2 ст. 957 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования. Это означает, что, во-первых, стороны договора добровольного медицинского страхования могут предусмотреть, что оплате подлежит, в том числе медицинская помощь, которая была оказана до момента заключения данной сделки. Во-вторых, в договоре может быть предусмотрена и обратная ситуация, а именно оплата только тех медицинских услуг, которые будут оказываться с более позднего момента, чем момент заключения договора.

На практике нередко используется такая мера, как приостановление договора добровольного медицинского страхования. Приостановление договора - своего рода санкция со стороны страховщика в случае просрочки уплаты страховой премии страхователем. Страховщик вправе приостановить действие договора добровольного медицинского страхования в одностороннем порядке, уведомив об этом страхователя. Во время приостановления действия договора медицинское учреждение оказывает застрахованным медицинские услуги только за их счет. Иными словами, приостановление означает перерыв в сроке страхования и представляет собой период времени, когда соответствующие события страховыми случаями не признаются [11].

Информация о работе Добровольное медицинское страхование в России