Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 06:30, реферат
Целью работы является исследование имущественного страхования грузов, выявление дальнейших перспектив.
Задачи научно-исследовательской работы:
выявить разновидности имущественного страхования грузов;
исследовать страхование перевозимых грузов-карго.
Введение 4
1. Понятие и классификация страхования грузов 6
1.1. Морская перевозка 6
1.2. Воздушная перевозка 7
1.3. Железнодорожные и автомобильные перевозки 7
1.4. Страхование контейнеров 8
2. Транспортное страхование грузов (страхование карго) 9
2.1. Страхование карго 9
2.2. Факторы страховой ставки 9
2.3. Базисные условия поставок 9
2.4. Четыре группы базисных условий 11
Заключение 18
Библиографический список 19
По новой классификации Инкотермс-2000 все базисные условия разбиваются на четыре группы. В основу классификации положено различие в объеме обязательств контрагентов по доставке товара. Первая группа ("Е") имеет одно условие - "франко-завод", которое содержит минимум обязанностей для продавца и заключается лишь в предоставлении товара для покупателя в месте нахождения продавца. Во вторую группу ("F") включены условия, требующие от продавца обязанность передать товар перевозчику, указанному покупателем (ФОБ, ФАС, "франко-перевозчик"). В третьей группе ("С") объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара или нести какие-нибудь дополнительные расходы, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара ("Стоимость и фрахт", "Стоимость, страхование и фрахт", "Фрахт/перевозка оплачена до", "Фрахт/ перевозка и страхование оплачены до").
Четвертая группа ("D") включает условия поставки, предусматривающие обязанность продавца нести все расходы и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения - "Поставка до границы", "Поставка с судна", "Поставка с пристани", "Поставка без оплаты пошлины", "Поставка с оплатой пошлины".
Заключение морского договора страхования грузов. Его основные реквизиты:
1. Основные реквизиты договора морского страхования
2. Понятие частной и общей аварии
3. Документы, необходимые для определения
общей аварии. Морской протест
4. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
5. Виды тарифных ставок по различным группам сделок, зафиксированных в ИНКОТЕРМС
1. Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номера и даты коносаментов или других перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дата отправки судна, страховая сумма груза, условия страхования.
При всех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
2. Необходимо дать разъяснение терминам «частная» и «общая» аварии. Под аварией обычно принято понимать любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море; поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на мель.
В морском праве слово «авария» получило новое толкование: под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества. Убыткам по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности (ст.232 КТМ ).[7]
Таким образом, для того чтобы убыток был признан общей аварией, необходимы четыре условия: преднамеренность, разумность, чрезвычайность и цель действий - спасение груза, судна и фрахта от общей опасности. Если не окажется, хотя бы одного из этих условий, убыток будет признан частной аварией.
Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Каждый из страховщиков груза, судна или фрахта соответственно безоговорочно возмещает падающую на него долю убытков. Все убытки, не подпадающие под определение общей аварии, относятся к убыткам по частной аварии. Эти убытки несет владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.
Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.
Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет грузоотправителя, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза). При определении общей аварии учитываются следующие документы.
Аварийная подписка - письменное заявление грузополучателя, где он уплатить долю расходов, падающую на него в порядке распределения по общей аварии. В качестве обеспечения платежей по общей аварии может вноситься денежный депозит. По договоренности сторон банковская гарантия может заменить денежный депозит. В некоторых случаях может потребоваться и контргарантия более солидного банка.
Аварийными комиссарами (сюрвейерами) составляется документ, который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие данные, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика - аварийный сертификат.
Согласно международному законодательству (ст.229 КТМ)[8] после выплаты страхового возмещения к страховщику переходит (в пределах выплаченных сумм) право предъявления регрессного требования к виновной стороне - право на регресс. В этом случае страхователь должен своевременно обеспечить страховщику получение такого права, передав ему свои полномочия.
3. Морской протест. В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если не удалось, то виной этому стихийные силы природы и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу (ст.286 КТМ).[9]
4. Для получения страхового возмещения страхователь обязан документально доказать свой интерес в застрахованном имуществе (например, предъявить договор страхования), наличие страхового случая, размер претензии по убытку.
В морском страховании для доказательства интереса в застрахованном грузе необходимо предоставить следующие документы:
При пропаже судна должны быть достоверные сведения о его выходе из порта и ожидаемой дате прибытия в очередной порт.
Для доказательства размера претензий предоставляются: аварийный сертификат; акты экспертизы; оценочные и другие документы, составленные в соответствии с законодательством того места, где был зафиксирован убыток; оправдательные документы по произведенным расходам.[10]
5. Все группы сделок, зафиксированные в ИНКОТЕРМС в той или иной модификации, соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков, именуемым:
Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок.
Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, однако включает страхование не всех рисков. Из застрахованных рисков исключаются:
Условие страхования с ответственностью за частную аварию в отличие от первого вида страхования имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Объем страхования здесь меньше, чем в предыдущем виде.
Условие страхования без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения - по перечню страховых случаев и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадает с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница в том, что при ответственности за частную аварию страховщик несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия с транспортным средством. При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
Страхования грузов на данной момент является мало реализуемым, но имеет большие перспективы развития за счет компаний, занимающиеся страхованием грузов, рассматривают эту услугу, прежде всего, в качестве инструмента для увеличения объемов собираемых премии. С точки зрения общих сборов компании страховать грузы не очень выгодно.
Очень важным является правильный подход к финансовым возможностям деятельности страховых компаний, особенно в вопросах страхования грузов. Принятые изменения порядка формирования страховых резервов, к сожалению, не позволяют их накапливать, что существенно подрывает платежеспособность страховых организаций. Поэтому практически единственной возможностью сохранения платежеспособности страховых организаций является наращивание собственных средств, что не всегда соответствует интересам учредителей, так как зачастую возможно только в ущерб последним.
Программа страхования грузов разработана недостаточно. Отсутствие надлежащей учебной базы для страховых агентов, невосприятие страхования грузов как серьезной категории страхования на государственном уровне, приводит к тому, что данная категория страхования развивается сама по себе. Недооценка страхования грузов подрывает его престиж и, как результат, отсутствие стремления приобретать знания в этой сфере. Низкий спрос на знания в данной области в свою очередь практически исключает потребность в профессиональном изучении этого вопроса, не говоря уже о необходимости достижения научных вершин.
Многообразные проблемы на пути развития страхования могут быть успешно разрешены при наличии соответствующего уровня экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров.
1. Гражданский кодекс РФ. Глава 48 «Страхование» от 29 января 1996 г
2. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. От 20.07.2004) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
3. Закон РФ от 08.11.2007 N 256-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
4. Закон РФ о торгово-промышленных палатах. Правление (ТПП РФ) постановление от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4)
5. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 390 - 394
6. Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000.
7. Транспортный устав железных дорог РФ ФЗ от 8.01.1998 г. № 2-ФЗ
Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы страхового дела. Уч. пособие. -М.: «Маркет ДС», 2002. -413 с.
8. Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ
Сербиновский, Б. Ю. Страховое дело : учебное пособие для вузов / Б. Ю. Сербиновский, В. Н. Гарькуша. - Ростов на Дону : «Феникс», 2011. - 384 с.
9. Словарь страховых терминов http://www.znay.ru/dictionary/
10. Федорова, Т.С. Страховое дело: Учебник. В 2 т. (пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой). - т.2: Виды страхования / под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Экономист, 2009. - 606 с.
11. Шахова В.В. Страхование, - М.: Юнвес, 2007. - 311 с.
1 Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. От 20.07.2004) «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
2 Закон РФ от 08.11.2007 N 256-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
3 Архипов А.П., Гомелля В.Б. Основы страхового дела. Уч. пособие. -М.: «Маркет ДС», 2002. -413 с.
4 Транспортный устав железных дорог РФ ФЗ от 8.01.1998 г. № 2-ФЗ
5 (КДПГ) была принята 19 мая 1956 г. в Женеве. Вступила в действие с 2 июля 1961 года. Имеет статус Конвенции ООН
6 Закон РФ о торгово-промышленных палатах Правление (ТПП РФ) постановлением от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4) объявило ИНКОТЕРМС 2000 на территории Российской Федерации торговым обычаем.
7 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 393 - 394
8 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 390.
10 Шахова В.В. Страхование, - М.: Юнвес, 2007. - 311 с