Интеграция страхового и банковского капитала в условиях глобализации страховой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Развитие мировой экономики в значительной мере отражается на рынках финансовых услуг. С середины 80-х гг. в Европе активно происходит процесс слияний и поглощений финансовых организаций, в который в середине 90-х включилась и Россия. Компании стали создавать финансовые союзы и объединения, в частности объединения банков и страховых компаний, что обусловило возникновение на рынках финансовых услуг такого явления, как банхострахование и формирование его институциональных носителей - банкостраховых групп.1. Основы интеграции банков и страховых компаний

Содержание

Введение3
Основы интеграции банков и страховых компаний4
Финансовый супермаркет4
Пути создания банкостраховых групп4
Плюсы взаимодействия страховой компании и банка5
Минусы взаимодействия страховой компании и банка6
Формы и пути интеграции8
Пути интеграции8
Основные формы интеграции банков и страховых компаний9
Интеграция капитала за рубежом и в России12
Слияние и поглощение за рубежом
Интеграция финансовых учреждений в РФ15
Перспективы дальнейшего сотрудничества банков и страховых компаний19
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

lr_ulyeva.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом о страховании и Правилами размещения страховых резервов существуют определенные ограничения использования коммерческих банков в качестве финансовых посредников страховых компаний по размещению резервов:

  • банковская деятельность не может быть предметом непосредственной деятельности страховщика. В соответствии с этим Правилами запрещается заключение договоров займа (кредитных договоров) с физическими и юридическими лицами, за исключением предусмотренных Законом договоров предоставления ссуд гражданам по страхованию жизни;
  • средства страховых компаний не могут являться предметом залога, за счет них не оказывается финансовая помощь, в том числе и под проценты;
  • максимальный уровень вложения средств в банковские вклады (депозиты) составляет 50%, в том числе не более 40% этой квоты - в один коммерческий банк;
  • не менее 5% средств страховых резервов должны находиться на расчетном счете в отделении банка для осуществления текущих выплат по проводимым видам страхования6.

Исходя из вышесказанного, основными формами взаимодействия страховых компаний и банков в российской экономике являются следующие:

Вариант 1.

Банк выступает как агент страховой организации:

  • по вопросам эмиссии и размещения на фондовом рынке акций крупных страховых компаний;
  • по вопросам трастового (доверительного) управления страховыми резервами.

Вариант 2.

Ликвидные ценные бумаги банка (акции, депозиты, векселя, облигации) являются объектом самостоятельной инвестиционной деятельности страховых организаций.

Участие банка в проведении эмиссии акций страховых организаций осуществляется классическими способами. Инструментарий же трастового управления, базирующийся на принципах диверсификации вложений, одинаков для трастовых отделов банков, осуществляющих агентские услуги страховым организациям, и для самостоятельной инвестиционной деятельности страховых компаний7.

Таким образом, основными направлениями взаимодействия страховых компаний и коммерческих банков по размещению страховых резервов в российской экономике являются:

  • агентские услуги банков по проведению эмиссии акций крупных страховых компаний;
  • агентские услуги банков по трастовому (доверительному) управлению размещаемыми страховыми резервами;
  • покупка ценных бумаг банка (векселей, акций, облигаций, депозитов) как одно из направлений самостоятельной инвестиционной деятельности страховых компаний.

Страхование источников погашения кредита

Данное направление сотрудничества банков и страховщиков является наиболее перспективным из всех упомянутых:

  • во-первых, вследствие многообразия кредитных схем, при реализации которых страховые услуги являются актуальными для кредитора (банка);
  • во-вторых, по причине того, что как раз в данной сфере сотрудничества конфликт интересов страховщика и банка практически отсутствует. Страховые услуги являются чисто «дополняющими» к схемам кредитного размещения, и два финансовых института здесь не могут оказаться конкурентами в силу того, что их функции четко разведены.

Смысл сотрудничества в сфере страхования источников погашения кредита в общем-то достаточно прозрачен. Любые кредитные вложения предполагают явное или неявное обеспечение возврата кредита со стороны заемщика (уровень финансовой стабильности фирмы-заемщика - пример неявного обеспечения, залог со стороны заемщика - пример явного обеспечения). Банк жизненно заинтересован в возврате выданного кредита, поэтому для него бывает выгодно заплатить страховую премию для защиты от наиболее вероятных рисков, которые могут обусловить невозможность возврата кредита заемщиком.

В самом явном виде страхование источников погашения кредита имеет место при залоговом кредитовании, когда страховая компания страхует объект залога в части внешних рисков (огневое страхование, титульное страхование и пр.). При этом бенефициаром (выгодоприобретателем) страхового отношения является банк - при наступлении страхового события сумма возмещения страховой стоимости объекта залога перечисляется на его корреспондентский счет.

Залоговое кредитование является простейшим примером оказания услуг страховой компанией по защите банка от основных рисков невозврата кредита. Существует и ряд других, более сложных схем взаимодействия по страхованию рисков невозврата по отдельным технологиям кредитования. Например: взаимодействие банка и страховой компании в сфере кредитования агропромышленного комплекса (АПК)8.

 

 

3. Интеграция капитала за рубежом и в России

3.1 Слияние и поглощение  за рубежом

 

Непрерывная череда слияний и поглощений на финансовых рынках США и Европы, начавшись  в середине 80-х годов, продолжается до сих и породила новый вид  финансового института - банкостраховую группу (bancassurance group или allfinanz).

Преимущество такого типа организации состоит в том, что  она может предложить своим клиентам полный пакет финансовых услуг, включающий как основные банковские, так и  страховые услуги. В то же время, страховое подразделение такой организации, располагая большим объемом "длинных" денег, может вкладывать их при помощи банковского подразделения на короткий срок, например, в краткосрочное кредитование клиентов или в финансирование экспортно-импортных операций. Компании могут получить в такой группе не только кредитную линию под поставки товаров, но и полный комплекс страхования, необходимый при реализации средних и крупных экспортно-импортных сделок, при использовании которых значительно легче и дешевле осуществлять расчеты с помощью инструментов торгового финансирования (аккредитив, инкассо и т.д.)9.

Банки и страховые компании, входящие в такие группы, решают проблемы с капитализацией за счет перераспределения средств внутри группы. Банковские услуги и услуги по страхованию прекрасно дополняют друг друга в предлагаемом едином продуктовом ряде. Банкостраховые группы аккумулируют огромные средства, которые инвестируются также и при помощи взаимных инвестиционных и пенсионных фондов. В целом банкостраховые группы работают согласно концепции "финансового супермаркета", то есть клиенту предлагаются все виды финансовых услуг в одном месте.

Технически банкострахование появилось после серии решений  правительств некоторых стран, которые  позволили банкам и страховым  компаниям владеть значительными долями акций друг друга. Текущие нормы законодательства в этой сфере все еще различаются в разных странах. Но в любом случае ни в одной стране банку и страховой компании не позволяется быть одним юридическим лицом. Каждый из них должен находиться под присмотром собственного регулирующего органа.

В 1985 г. были пройдены первые шаги на пути к слиянию банковского  и страхового капитала в Великобритании и Франции. Британская страховая  компания Standard Life инвестировала в Bank of Scotland, а французская GAN приобрела пакет акций банка Credit Industriel et Commercial (CIC). Германия начала двигаться тем же путем в 1986-м, а Италия в 1988 г. Нидерланды присоединились к банкострахованию позднее - в 1990 г.

Сегодня банки контролируют от 20 до 40% страхового рынка в Европейском Союзе (в США - 1%). Крупными банкостраховыми группами являются The Bank of Tokio-Mitsubishi Ltd, Credit Agricole Indosuez, The Dai-Ichi Kangyo Bank Limited, Fortis Group, MeritaNordbanken, ING Barings, Lloyds TSB, Den Danske Bank, шведский SEB Banken10.

Банк Lloyds TSB, как видно  из его названия, входит в страховой  конгломерат Ллойда. Шведско-финская  банкостраховая группа MeritaNordbanken помимо самого банка MeritaNordbanken включает в себя компании по страхованию жизни Merita Life Assurance Ltd. и Livforsakrings AB Livia, перестраховочное общество Nordbanken Reinsurance S.A. Французский банк Credit Agricole Indosuez владеет компанией по страхованию жизни Predica - ведущим поставщиком банко-страховых услуг во Франции, с активами 361 млрд. франков и долей рынка в 10,8%, а также компанией по страхованию собственности Pacifica.

Семья шведских миллиардеров Валленбергов владеет целой промышленной империей, куда также входит банкостраховая группа Skandinaviska Enskilda Banken (SEB), включающая в себя компанию по страхованию жизни SEB Trygg Liv. Сюда до недавнего времени входила компания по страхованию промышленности и перевозок Trygg-Hansa, которая в конце 1999 г. была продана датскому финансовому холдингу Codan. Вообще в Скандинавии особо ощутимо присутствие банкостраховых групп, скандинавские империи укрупняются, поскольку в таком небольшом регионе размер играет очень значительную роль.

Факторинговая компания Natexis Factor - дочерняя компания крупного европейского банка, с преобладающим французским капиталом Natexis Banque предлагает целый ряд услуг, как для мелкого бизнеса, так и для крупных компаний-экспортеров. Интересно, что эта компания тесно сотрудничает со страховой фирмой Cauri, совместно с которой она предлагает услугу по страхованию кредитов Accredia. В этом альянсе страховая компания отвечает за отношения со страховщиками и управление страховыми полисами, а факторинговая - за банковские факторинговые услуги. Данный пример наглядно показывает преимущества совместной работы банков и страховых компаний.

Швейцарско-американская финансовая группа Credit Suisse стала двигаться к образованию банкостраховой группы в 1998 г., после объединения с крупной страховой компанией Winterthur11.

Один из крупнейших банков мира − The Bank of Tokio-Mitsubishi входит в одну группу с такими страховыми компаниями, как The Meiji Life Insurance Company, которая занимается страхованием жизни, и The Tokio Marine & Fire Insurance Company (промышленное и морское страхование).

В США до последнего времени существовали ограничения  на инвестиционную и страховую деятельность для коммерческих банков, которые сняты недавно после отмены банковского акта Гласса-Стигала от 1933 г., а также после отмены акта МакФэддена (McFadden act). Решение Высшего суда США по делу компании Variable Annuity and Life Insurance Company (VALIC) дало банкам право продавать аннуитеты (вид займа, позволяющий получать ежегодную ренту, устанавливаемую с расчетом на постепенное погашение капитальной суммы долга вместе с процентами по нему), а решение Высшего суда по делу Bamett Bank сделало возможным для банков продажу личных страховых полисов и полисов на страхование жизни.

Из-за того, что  это произошло позже, чем в  Европе, крупнейшие американские страховые  компании только сейчас присматриваются  к возможным кандидатам на поглощение или партнерство среди банков. Продажи страховых продуктов через банки только начинают расширяться,  тем не менее, в перспективе американские банкостраховые группы должны выйти на первые места, поскольку американский рынок финансовых услуг является крупнейшим в мире, а доступ на него для иностранных компаний и банков ограничен.

Крупнейшей  банкостраховой группой в США  является Citi Group во главе с Citibank, которая  образовалась в результате слияния Citibank и финансового холдинга Travelers Group. Страховое подразделение Travelers - Primerica Financial Services является крупнейшим продавцом страховых полисов в США, с объемом продаж в 52.6 млрд. долл. только за 2002 г.

Преимущества  продажи страховых продуктов  через банки заключаются, во-первых, в наличии у банков крупных  дистрибьюторских сетей в виде отделений. Важным фактором является и доверие клиентов к людям, с которыми они уже давно работают, а также то, что банки имеют более сильную связь с клиентом, чем страховые компании12.

 

 

3.2 Интеграция финансовых  учреждений в РФ

 

В России процесс  интеграции банков и страховых компаний начался позднее, чем в Европе. С помощью альянсов с банками российские страховые компании решают такие актуальные проблемы, как низкая капитализация и недостаточное развитие сбытовых сетей (здесь им на помощь приходит развитая сеть банковских филиалов, отделений и представительств).

Что касается организации  страховой деятельности, то наряду со значительным охватом финансового  рынка и оказанием взаимных услуг  типа "банк - страховая компания" (страхование залогового имущества, имущества банка и т.п.) данная интеграция интересна и как взаимодействие нескольких страховых компаний в группе. Рассмотрим такой пример. Клиент обратился в одну из страховых компаний по поводу страхования имущества предприятия. Помимо этого он интересуется страхованием жизни, а также сельскохозяйственных рисков, которыми данная компания не занимается. В этом случае подключается вторая страховая компания из группы, которая имеет лицензии на эти виды страхования. В результате клиент получил возможность застраховать все интересующие его риски в пределах одного альянса.

Банкострахование  выгодно и клиентам. Клиенту не нужно тратить время на поиски страховой компании, которая согласится страховать его сделку, залоговое  имущество или вклад, все эти  операции он может осуществить в банке. Кроме того, услуги страхования обойдутся клиенту банка значительно дешевле.

В России в отличие  от Европы банкострахование больше рассчитано на юридических лиц. Это объясняется  тем, что юридические лица гораздо  активнее взаимодействуют с банками, чем физические лица, сотрудничество которых ограничивается снятием наличных денежных средств с пластиковой карты. Кроме того, работа с юридическими лицами менее рискованна и более прибыльна как для банка, так и для страховой компании.

Наиболее распространенным банкостраховым продуктом сегодня является страхование залогового и лизингового имущества для юридических лиц. Для физических лиц данный вид страхования сопровождается также страхованием жизни заемщика.

Способ реализации полисов через банк зависит от уровня его интеграции со страховой компанией. В России наиболее распространена продажа стандартных страховых продуктов (зеленая карта, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) через так называемые банковские окна. При более сильной интеграции возможен вариант открытия при банке представительства страховой компании, которое могло бы предлагать практически весь набор страховых услуг, начиная от страхования жизни и кончая страхованием имущества13.

Информация о работе Интеграция страхового и банковского капитала в условиях глобализации страховой отрасли