Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Для некоторых категорий граждан невозможным обеспечить свое существование делают полученные травмы и увечья, сделавшие их инвалидами. Поэтому, государство обязано обеспечить таких граждан правом на достойную и обеспеченную старость.

Содержание

Введение
1 Пенсионное страхование на территории Российской Федерации
1.1 Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования………4
1.2 Сущность и понятие добровольного пенсионного страхования……..8
2 Пенсионное страхование в зарубежных странах
2.1 Пенсионное страхование в Великобритании………………………….12
2.2 Пенсионная система США………………………………………………15
2.3 Пенсионное страхование в Северных странах на примере Швеции…18
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

страхование реф-т.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

Вкладчиком в данный фонд могут быть различные лица:

1) любое физическое лицо, являющееся гражданином Российской  Федерации, иностранным гражданином  или лицом без гражданства;

2) любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории  Российской Федерации, а также  иностранное юридическое лицо;

3) исполнительные органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и (или)  исполнительные органы местного  самоуправления.

Участниками данного фонда  могут быть различные физические лица, заключившие пенсионные договоры.

            Пенсионные взносы по добровольному страхованию уплачиваются вкладчиками в соответствии с выбранными ими пенсионными схемами, которые также могут быть различного вида:

- с установленными взносами (условия пенсионной схемы устанавливают  порядок уплаты пенсионных взносов  вкладчиком, а порядок выплаты  дополнительной пенсии участнику  определяется в момент её назначения);

- с установленными выплатами  (условия пенсионной схемы устанавливают  порядок выплаты дополнительной  пенсии участнику, в соответствии  с которым оговаривается порядок  уплаты пенсионных взносов вкладчиком).

             Вкладчики и пенсионеры вправе требовать замены пенсионной схемы, выбранной при заключении пенсионного договора, на другую зарегистрированную пенсионную схему данного фонда. Вкладчики взносов несут обязанность по выбору определенной пенсионной схемы, но с правом её изменения на другую предоставленную. С одной стороны, данный способ уплаты взносов является эффективным и гарантированным, но с другой стороны - имеет некоторые несостыковки в распределении внесённых в фонд денежных средств [5, c. 152].

Фонд обязан осуществлять учет исполнения своих накопительных  обязательств перед вкладчиками  и пенсионных обязательств перед  пенсионерами в форме ведения  пенсионных счетов добровольного накопительного пенсионного страхования.

 Исходя из вышесказанного следует, что пенсионное страхование выступает в нескольких формах, одной из которых является государственное пенсионное страхование, регулируемое Пенсионным фондом РФ. А второй формой является негосударственное страхование - добровольное накопительное страхование, имеющее свои отличительные признаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Пенсионное страхование в зарубежных странах

2.1 Пенсионное страхование в Великобритании

            В Великобритании термин «социальное обеспечение» охватывает всю систему обязательной социальной защиты: пенсионное обеспечение, пособия по безработице и болезни. Эта система имеет свое официальное название - «Национальная система страхования» (National Insurance) и основана на принципе возмездности по схеме: взносы - выплаты. Застрахованные работники, за которых работодатели уплачивали страховые взносы (и в которых принимали участие сами работники), имеют право на страховую защиту.

            Следует отметить характерную особенность социального страхования в Великобритании, в котором на первом (базовом) уровне применяется принцип равенства пенсий и пособий, что выражается в подходе: за равный взнос, равную пенсию и пособие.

            Данная концепция социальной защиты была предложена английским ученым Бевериджом в 1944 году и получила законодательное воплощение в Акте Национального Страхования (1946 г.). Ее суть состоит в том, что основные социальные пособия (пенсии по старости и инвалидности, пособия по безработице) должны быть общедоступными благами. Для этого их финансирование обеспечивается за счет фиксированных взносов, а размеры - определяются в одинаковом размере.

Современная пенсионная система  в Великобритании представляет собой  многоуровневую систему, состоящую  из государственной (одной-двух видов), профессиональной и дополнительной (личное пенсионное страхование) пенсий.

       Пенсионное страхование в Национальной системе страхования включает две разновидности пенсий:

- базовая государственная пенсия (State basic pension), которая выплачивается в установленном (одинаковом) размере для всех застрахованных, располагающих доходом выше установленной нижней отметки доходов (начиная с которых взимаются страховые взносы) и которые вносили соответствующие взносы в Национальную систему страхования (или получали освобождение от их уплаты в периоды безработицы, заболеваний и т.д.);

- страховая (дополнительная или профессиональная государственная пенсия (сверх базовой пенсии), размер которой устанавливается пропорционально величине средних доходов получателя за весь период его профессиональной деятельности (State Earnings Related Pension Scheme - аббревиатура SERPS - введена Законом 1975 г.), и находится в определенном (установленном для исчисления взносов в Национальную систему страхования) диапазоне 25% - 20% от размера заработной платы [4, c.71].

               Работодатель и работник должны выплачивать взносы государству на базовую государственную пенсию и на дополнительную государственную пенсию, связанную с размером заработка.

Если у работодателя имеется  соответствующая определенным требованиям  профессиональная пенсионная программа, он может выплачивать взносы государству лишь на базовое государственное пенсионное обеспечение. Работодатель (и, возможно, работник - на усмотрение работодателя) должен финансировать профессиональные пенсионные программы. Профессиональные пенсионные программы не являются обязательными.

Государство берет часть  расходов на себя, освобождая взносы от налогообложения. При этом взносы, выплачиваемые  работодателем на государственные  пенсии, исключаются из налогооблагаемой базы, а взносы работников - нет.

            В тоже время взносы в профессиональные пенсионные программы работодателя и работника (до 15% заработка) исключаются из налогооблагаемой базы.

           Общая сумма взносов, выплачиваемых со стороны работника, составляет 9,0%. Общая сумма взносов, выплачиваемых со стороны работодателя, составляет 7,1% и общая сумма, выплачиваемая со стороны государства в виде налоговых льгот, составляет 3,0%. Общие расходы составляют 19,1% от заработка. В пропорциональном соотношении к общей сумме расходов работник оплачивает 47%, работодатель - 37%, а государство - 16%, что позволяет финансировать пенсии равные трети от величины заработной платы.

          Базовая пенсия выплачивается в твердом размере и, таким образом, ее соотношение с заработком изменяется в зависимости от величины последнего.

          В типичной для Великобритании профессиональной пенсионной программе, имеющей право на налоговые льготы и право выхода из государственной пенсионной системы второго уклада (пенсии, зависящие от величины заработка), взносы работников и работодателей примерно равны и составляют 11,3% и 13% от заработной платы.

Для получения в полном размере указанных выше пенсий предполагается максимальный трудовой стаж в 40 лет.

           Со всех видов пенсий платится подоходный налог. Прогрессивный характер подоходного налога в Великобритании приводит к тому, что процент возмещения заработка после уплаты налогов, то есть соотношение «чистого» дохода до выхода на пенсию, выше, чем процент возмещения заработка до вычета налогов.

         Размер профессиональной пенсии зависит от трудового стажа. За каждый год стажа пенсия увеличивается на 1/60 от зарплаты на момент выхода на пенсию, при этом определенная часть зарплаты (ниже величины базовой государственной пенсии) не принимается в расчет, учитывается лишь сумма, превышающая данный предел.

          Нормальный возраст выхода на пенсию в профессиональной пенсионной программе устанавливается работодателем, возможно после проведения консультаций с работниками или их представителями. Для большей части работников возраст выхода на пенсию будет совпадать с возрастом, с которого начинает выплачиваться государственная пенсия-то есть 65 лет. Для некоторых профессий предусмотрен более ранний выход на пенсию (для учителей - 60 лет, для летчиков - от 50 до 55 лет) [4,с.35].

          Справочно: Государственные пенсии (SERPS) предоставляются в обязательном порядке всем лицам наемного труда, которые вносят страховые взносы. При этом предусматривается возможность перехода из государственной в частную пенсионную систему, признаваемую приемлемой с точки зрения надежности (лицензированную). В этом случае работодатель и работник получают право платить меньше взносов в Национальную систему страхования (только на базовую пенсию).

Общим критерием для официального признания частных организаций  приемлемыми страховщиками является уровень пенсий, который они должны предоставлять застрахованным. Если он выше или равен уровню пенсий, предоставляемых Национальной системой страхования, то застрахованные и их работодатели могут перевести свои страховые платежи частным страховщикам (профессиональные и другие формы  организации пенсионного обеспечения).

 

2.2 Пенсионная система США

                   Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Эта модель используется и в некоторых государствах Латинской Америки, а также в Португалии. В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Таким образом, эта система представляет собой «обмен между поколениями». Она предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий в установленных сроках и объемах. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа - ОФП, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу.

                  Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет прежде всего социальную функцию, то практически все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, основываются на накопительном принципе. Одновременно соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долговременных инвестиций в экономику.

                 К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы.

Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с предпринимателей, а сами работники  в подобном финансировании участия  не принимают. Не только частные программы, но и некоторые государственные  пенсионные системы, в первую очередь  федеральные (охватывающие государственных  служащих и военнослужащих), построены  как системы с установленными выплатами.

 Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.

              Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет - ЛПС. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на ЛПС ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, ЛПС может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на ЛПС эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Однако и эти три формы пенсионного обеспечения не исчерпывают возможности американцев обеспечить себе дополнительные выплаты в старости. Еще одну возможность предоставляют компании по страхованию жизни, предлагающие в качестве страховых выплат различные виды аннуитетов, т.е. ежегодной ренты. По своей сути аннуитеты - такая же накопительная пенсионная система, как и другие, существующие в частном секторе экономики. Но эта система организуется не пенсионными фондами, а страховыми компаниями. Накапливаемые страховые резервы по аннуитетам точно так же вкладываются в экономику и служат источником долгосрочных инвестиций [3, с.204].

            В США накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно внести крупный вклад в развитие экономики.

Информация о работе Пенсионное страхование