Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 10:14, курсовая работа
Смена экономического и политического строя в России, преобразование институтов власти, переход к рыночной экономике и становление свободной конкуренции в производственной и непроизводственной сферах не могли не отразиться на социальном климате в стране. Естественность этого процесса объясняется тем, что, несмотря на провозглашение приоритетов решения социальных задач, с точки зрения текущей ситуации они являются ресурсопоглощающими. При резком падении производства на современном этапе эти ресурсы у государства и у населения уменьшились, что и сказалось на ухудшении социального климата [14, с. 507].
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………..5
Глава 2. Доходы и расходы Фонд социального страхования РФ ……………………………………………………………………………………17
Глава 3. Перспективы развития Фонд социального страхования РФ………………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………36
Список литературы…………………………………………………………………
5. Отчет об исполнении
бюджета территориального
6. Орган государственного
финансового контроля субъекта
Российской Федерации проводит
проверку отчета об исполнении
бюджета территориального
7. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 1 июня текущего года одновременно с проектом закона субъекта Российской Федерации об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджета территориального отделения ФСС РФ [1].
Глава 3. Перспективы развития Фонд социального развития РФ
Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.
Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования (а на самом деле – средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.
Этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.
Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действуют ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. (В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иных нормативных актов в области социального обеспечения, мы только лишь отслеживаем общие тенденции в развитии социального обеспечения.) В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.
Помимо системы пенсионного обеспечения предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно намерение слить два государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также ведет в направлении усиления именно страховых тенденций.
В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы.
В целом же действия Правительства пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования в стране. Однако, недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.
Так какой, с нашей точки зрения, должна быть эффективная система социального обеспечения? Каких принципов следует придерживаться при ее формировании?
С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Как уже отмечалось, для этого уже существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России.
В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.
В законе должны быть точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, сами застрахованные лица, в том числе работники, в некоторых случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования и другие), негосударственные фонды и страховые компании; участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц.
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.
В этом законе необходимо определить общие правила дополнительного социального страхования, которые будут касаться не только дополнительного пенсионного обеспечения, но и таких видов социального страхования как добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование профилактических мероприятий и другие.
Для нас очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня при формировании накопительной пенсионной системы могут быть в полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования.
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.
А вопрос о том, какими должны быть законы по конкретным видам социального страхования может стать предметом дальнейшего обсуждения [11].
Для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер [2].
Перспективные задачи деятельности Фонда
Модернизация обязательного социального страхования должна быть поэтапно продолжена, прежде всего, это касается «зачетного принципа», который сохранился в социальном страховании с советских времен. В настоящее время назначение и выплату пособий выполняют 4,9 млн. страхователей, а Фонд засчитывает эти выплаты в счет начисленных страховых взносов.
Нередко случается так, что выплаты страхового обеспечения превышают сумму начисленных страховых взносов, и страхователь вынужден отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий. Неплатежеспособные работодатели иногда ущемляют права работников и своевременно не выплачивают не только заработную плату, но и пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Модернизация «зачетного принципа» подразумевает, что суммы начисленных страховых взносов по тарифу 2,9% должны поступать в бюджет Фонда, а Фонд должен будет осуществлять назначение и выплату пособий напрямую работникам на основе листков временной нетрудоспособности и необходимых сведений, предоставляемых работодателем. В перспективе объем работы бухгалтерий страхователей следует минимизировать, а сведения о стаже и заработке работника для расчета размера выплаты по больничному листу могли бы устанавливаться страховщиком по данным персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Это позволит обеспечить полный контроль Фонда за расходами по выплате пособий, снизить административные издержки страхователей и повысить защищенность работающих граждан при получении ими полноценных пособий по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, требует дальнейшего совершенствования и система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ее целью должно стать снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, и, главное, возвращение пострадавшего человека к трудовой деятельности, к активной жизни.
В страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо перейти на установление для каждого страхователя индивидуального тарифа, который был бы соразмерен риску для жизни и здоровья, которому подвергаются его работники.
Такой тариф должен определяться не как сейчас, по видам экономической деятельности, а с учетом уровня профессионального риска – т.е. с учетом класса условий труда у конкретного работодателя, количества лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда, продолжительности их занятости в этих условиях и фактического состояния здоровья работников. Страхователь, управляя этими рисками, мог бы реально влиять на снижение страхового тарифа индивидуально в рамках своей организации, и не быть связанным со средним уровнем риска в какой-либо экономической деятельности.
Важно решить и вопросы страхования социального риска досрочной утраты профессиональной трудоспособности, которому подвержены работники, занятые во вредных и опасных условиях труда, и за который в советское время им предоставлялись досрочные пенсии. Эту систему нужно преобразовать на современных страховых принципах, чтобы работники были реально и в комплексе защищены от всех профессиональных рисков на производстве в рамках одной страховой системы.
Эти задачи должны быть реализованы поэтапно в среднесрочной перспективе после детальной проработки и обсуждения, в том числе и с представителями работников и работодателей, - отметил Сергей Афанасьев, - и в целом, система социального страхования должна стать более гибкой и приближенной к потребностям работающих граждан [15].
Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие их которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.
Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение.
Информация о работе Перспективы развития Фонд социального страхования РФ