Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа
Цель настоящего исследования – проследить состояние перспективы развития рынка страховых услуг в России.
Задачи исследования:
Определить понятие и сущность страхового рынка в России.
Выявить организационную структуру страхового рынка.
Обозначить период становления рынка страховых услуг.
Дать общую характеристику страховому рынку.
Найти проблемы страхового рынка в России.
Выявить перспективы развития рынка страховых услуг в Росси.
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1.Сущность и организация страхового рынка……………………….. 5
1.1. Понятие и сущность страхового рынка…………………………………….5
1.2.Организационная структура рынка…………………………………………8
1.3. Становление страхового рынка в России……………………………….....11
ГЛАВА 2.Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России…15
2.1.Общая характеристика страхового рынка……………………………........15
2.2.Проблемы страхового рынка.………………………………………….......19
2.3.Перспективы развития страхового рынка…………………………….......22
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………………….....27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30
2.3. Перспективы развития страхового рынка России
Во всех развитых странах
страхование является стратегическим
сектором экономики. Объём резервов и
сроки, на которые размещаются средства,
превращают страховые компании в мощнейшие
финансовые кредитующие институты. По
средствам своей деятельности они концентрируют
в своих руках огромную финансовую мощь.
Перспективы развития отечественного
страхового рынка предлагается рассмотреть
исходя из принимаемых на государственном
уровне документов. Основным документом,
определяющим развитие страхования в
России, призвана стать Федеральная программа
развития отечественного страхового рынка
в 1998—2000 годах. Этот документ содержит
ряд тезисов, которыми намерено руководствоваться
правительство при развитии отечественного
страхового рынка. Концептуальная часть
программы определяет, что страхование
не только освобождает государственный
бюджет от расходов, вызываемых чрезвычайными
событиями, но и является одним из наиболее
стабильных источников инвестиций. В качестве
одного из первоочередных шагов по повышению
надежности страховых компаний программа
выдвигает требования к увеличению уставных
капиталов страховщиков. В этой связи
государство будет приветствовать возможные
объединения и слияния функционирующих
страховых компаний, которые не имеют
достаточно средств для пополнения уставных
капиталов. Развитию национального страхового
рынка должно способствовать введение
ряда новых обязательных видов страхования.
К их числу относятся страхование авто
гражданской ответственности, ответственности
работодателей, обязательное страхование
жилья и отдельных видов имущества.
Федеральная программа предполагает
увеличение к 2009 году объема операций
по добровольному страхованию в 4-5 раза,
а объема операций по обязательным видам
страхования — в 3,5-4 раза. В целом объем
страховых премий может возрасти в 3-4,5
раза. Государство при этом будет стимулировать
предприятия и организации к заключению
договоров страхования. Перспективы развития
страхового рынка России можно проследить
также на примере конкретного вида страхования
– страхования жизни. Сегодня с достаточной
степенью уверенности можно сказать, что
для появления страхового интереса в страховании
жизни имеются объективные предпосылки,
так как существует вероятность снижения
уровня жизни семьи в связи со смертью
кормильца, выходом на пенсию по возрасту
или по инвалидности. К факторам, влияющим
на возникновение страхового интереса,
следует отнести и существование риска
возникновения дополнительных расходов
в связи с обучением детей и молодежи в
колледжах и вузах страны и за рубежом,
а также обязанности предоставить финансовые
гарантии по выполнению обязательств
при осуществлении сделок с оплатой в
кредит. Если говорить о том, кто заинтересован
в создании условий для реализации указанного
cтpaxoвого интереса, то это, прежде всего,
потенциальные страхователи — физические
и юридические лица. Юридические лица
при наличии соответствующих условий
могут быть заинтересованы выступить
в качестве страхователей, скорее всего,
по страхованию на случай смерти; страхованию
пенсии (ренты) и, в меньшей степени, по
страхованию на дожитие. Заинтересованным
в создании условий для реализации интересов
в развитии страхования жизни является
и такой субъект рынка личного страхования,
как страховщик. На сегодняшний день наиболее
заинтересованным субъектом рынка личного
страхования в России, на наш взгляд, является
государство. Во-первых, потому, что проблема
изыскания средств для решения общегосударственных
проблем — проблема первостепенной важности.
Во-вторых, страхование жизни компенсирует
недостаток государственных социальных
гарантий. В-третьих, развитие страхования
жизни, как одной из наиболее трудоемких
и наукоемких отраслей страхования, ведет
к образованию новых рабочих мест. А это,
с точки зрения государства, момент немаловажный,
способствующий ослаблению социальной
напряженности в стране.Речь идет о наличии
средств у потенциальных страхователей
и, что не менее важно, доверия к институту
страхования жизни. Если говорить о наличии
денежных средств, то по оценкам различных
экспертов у населения к августу 2007г. на
руках находилось не менее 50 миллиардов
долларов США. Суммы не малые, часть из
которых вполне могла быть направлена
на уплату страховых взносов для реализации
страхового интереса в страховании жизни.
Однако средства страхователей физических
лиц, направляемые на уплату страховых
взносов после налогообложения, сформировав
резервы по страхованию жизни, попадают
под налогообложение второй раз, уже в
качестве страховых выплат при наступлении
страховых событий. Это «второе» налогообложение
осуществляется в соответствии с Федеральным
Законом «О внесении изменений в Закон
Российской Федерации», «О подоходном
налоге с физических лиц» от 10.01.97 №11-ФЗ,
согласно которому материальная выгода
в виде разницы между суммами страховых
выплат и суммами страховых взносов, уплаченных
страхователем - физическим лицом, и увеличенных
страховщиками на сумму, рассчитанную
по ставке рефинансирования, установленной
Банком России на момент заключения договора
страхования, подлежит налогообложению
у источника выплат отдельно от других
видов дохода данного человека по ставке
15 %.Исключение делается только для договоров
долгосрочного страхования жизни и пенсий,
заключаемых на срок 5 лет[12]. Что же касается
доверия к институту страхования жизни,
то здесь ситуация совсем не обнадеживающая.
Население страны знакомо с долгосрочным
страхованием жизни не один год. Начиная
с 1956 года страхование жизни, представленное
смешанным страхованием, страхованием
детей (до достижения застрахованным ребенком
восемнадцатилетнего возраста), страхованием
к бракосочетанию, развивалось быстрыми
темпами. Потеря Госстрахом в 1998 году резервов
по страхованию жизни и невозможность
выполнения страховщиком обязательств
в объеме, адекватном условиям договора
страхования, привели к резкому оттоку
населения из сферы страхования жизни.
В течение непродолжительного периода,
с 2000 года по август 2004 года, страховщики
вели кропотливую работу с клиентами по
возвращению утраченного доверия.
Эта работа стала давать положительные
результаты.
Рост благосостояния, стабилизация экономики
страны, возможность выбора надежного
финансового партнера-страховщика в последние
три-четыре года, несмотря на сдерживающую
роль налогового законодательства, способствовали
появлению, прежде всего у населения, экономически
обоснованного интереса в сохранении
уровня жизни и потребности его реализации
путем заключения договоров страхования
жизни и пенсий. Как известно, необходимыми
предпосылками для развития долгосрочного
страхования являются стабильная политико-экономическая
ситуация и отсутствие гиперинфляции.
В настоящее время без этих двух предпосылок,
а также с учетом замораживания части
активов страховщиков, и невозможностью
в связи с этим выполнить своих обязательства,
превращает страхование в финансовый
институт, не способный реализовать свою
основную функцию — предоставление гарантированной
страховой защиты не только на долгосрочную,
но и на краткосрочную перспективу. Из
изложенного выше материала следует, что
перспективы у страхового рынка России
могут быть благоприятными только в том
случае, если государство на деле продемонстрирует
свою поддержку в развитии страхования.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изученные в процессе
подготовки данной работы материалы позволяют
сделать вывод, что на сегодняшний день
назрела необходимость планомерного развития
страхового рынка и превращения его в
цивилизованный. Для этого, на наш взгляд,
в первую очередь его необходимо регламентировать.
С этой целью государство должно оперативно
решить вопросы с законодательной базой,
налогообложением, обеспечением защиты
интересов страхователя, и, самое главное,
обеспечить выгодность страхования для
граждан.
Очень важным, по нашему
мнению, является вдумчивый подход к финансовым
возможностям деятельности страховых
компаний, особенно в вопросах сохранения
их платёжеспособности. Принятые изменения
порядка формирования страховых резервов,
к сожалению, не позволяет их накапливать,
что существенно подрывает платежеспособность
страховых организаций. Поэтому практически
единственной возможностью сохранения
платежеспособности страховых организаций
является наращивание собственных средств,
что не всегда соответствует интересам
учредителей, так как зачастую возможно
только в ущерб последним. Как следует
из последних публикаций в средствах массовой
информации, страховой рынок России в
ближайшем будущем ожидают серьезные
перемены. С 1 августа этого года Минфин
планирует начать массовый отзыв лицензий
у страховщиков. Причина – невыполнение
требований законодательства об увеличении
уставных капиталов. По информации Минфина
в общей сложности лицензии будут отозваны
у одной тысячи из 1700 работающих страховых
организаций[13]. Очевидно, что данное сокращение
произойдет за счет небольших региональных
страховых компаний. Их место займут более
крупные, как правило, московские страховые
компании, что неизбежно приведет к оттоку
капиталов из регионов, потерям инвестиционных
средств и определенным проявлениям монополизма.
Многообразные проблемы
на пути развития страхования в России
могут быть успешно разрешены при наличии
соответствующего уровня экономического
мышления и наличия высококвалифицированных
кадров.
1.Федеральный закон от 30 июня 2001 г. №112- ФЗ. Об исполнении Федерального бюджета РФ за 2000 г. Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001 №3.- с. 2-10.
2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1993, №2 ст. 56. Собрание законодательства РФ 1998, №1 ст.4; 1999, №47, ст. 5622; 2002, №12, ст. 1093; 2003, №50, ст. 4858; 2005, №10, ст. 760).
3. Распоряжение Правительства РФ от 2007 г. Стратегия развития страхования в РФ на 2008 – 2012 гг.
4. Галаганов В. П. «Страховое дело»: Учебник. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательский центр «Академия» 2006.
5. Гомелля В. Б. Основы страхового дела — М: Финансы и статистика, 2003
6. Коломин Е.И. К закону «О страховании». М.:1998
7. Сплетухов Ю. А. Страхование. Учебное пособие — М: Инфра-М , 2004.
8. Страховое дело. /Под редакцией профессора Рейтмана Л.И. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
9. Шахов В.В. Введение в страхование: Учебное пособие. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика,2004.
10. Шахов В.В. “Страхование”: Учебник для ВУЗов. - Москва: Страховой полис, ЮНИТИ, 2004 г.
11. www.gks.ru.
12. www.minfin.ru.
13. www.raexpert.ru.
Информация о работе Перспективы развития страхования в России