Проблемы страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Для развития страхования следует решить ряд серьезных задач, непосредственно связанных с совершенствованием деятельности самих профессиональных участников страхового рынка: активизация внедрения новых страховых продуктов, улучшение качества страховых услуг и расширение их перечня в максимальной степени отвечающие интересам населения.
Введение новых видов обязательного страхования - это экстенсивный путь развития, приводящий лишь к росту страховых премий. Интенсивно страховая отрасль может развиваться и быть востребованной только через совершенствование и введение новых видов добровольного страхования.
Необходимо совершенствование форм и методов страхового надзора за

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ФиК (перепечкина).docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)
    1. Проблема страхования в РФ.

 

Стоит отметить, что правительство  нечасто уделяет внимание вопросам страхования. Заседания кабинета министров, посвященные различным аспектам страховой деятельности в России, можно пересчитать по пальцам. При  этом в последние несколько лет  правительство концентрировалось, прежде всего, на вопросах "народного" страхования - то есть обязательной "автогражданки". Как развивается отрасль в целом, в последний раз обсуждалось на столь высоком уровне ни много, ни мало - 7 лет назад. Именно тогда, правительство утвердило Концепцию развития страхования на 2002-2007 гг.  
Основными проблемами развития страховой отрасли являются: 
-  несовершенство нормативно-правового регулирования страховой отрасли, в т.ч. в части применения на практике норм Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации, положений о взаимном страховании, налогообложении страховых операций и т.д.;

- неразвитость рынка страхования жизни и других видов личного страхования, обусловленная, в т.ч. недоверием со стороны потенциальных страхователей к институту страхования.

-  отсутствие долгосрочных инвестиционных инструментов для вложения средств страховых резервов;

- пренебрежение правами страхователей со стороны отдельных страховщиков;

- слабая роль при взаимодействии по регулированию страховой деятельности; отсутствие субъектов страхового дела по защите прав и интересов потребителей страховых услуг;

- недостаточное внимание большинства страховых организаций к повышению капитализации (повышение капитализации осуществляется только в рамках требований страхового законодательства);

- негативная ситуация на кадровом рынке, связанная с нехваткой специалистов, обладающих достаточными знаниями и навыками, позволяющими развивать страховой бизнес, в том числе в соответствии с международными стандартами;

-   отставание от современных технологий в области информатизации; 

-    нежелание многих страховых организаций активно пользоваться услугами независимых организаций посреднической и деловой инфраструктуры страхового рынка;

-   достаточно высокая стоимость страхового полиса при несоответствующем качестве оказания страховых услуг по такому полису;

-  слабый интерес потенциальных страхователей к страхованию в связи с отсутствием полной информации о страховщиках и предлагаемых ими услугами, позволяющей сделать необходимые выводы;

-   низкая платежеспособность потенциальных страхователей;

-   недостаточное внимание страховых организаций к оценке рисков, анализу финансовой деятельности, внутреннему аудиту;

-  мошенничество в страховании;

-  монополизация рынка и обеспечение недобросовестной конкуренции (демпинг), в т.ч. в отношении тарификации страховых услуг;

- возможность решения споров и защиты интересов страхователей, застрахованных по вопросам страхования только в судебном порядке;

-   отсутствие механизмов, позволяющих страхователям оперативно получить страховую выплату без материальных и моральных затрат;

- развитие страхования по экстенсивному пути за счет принуждения субъектов хозяйствования и граждан к заключению договоров страхования, смешание понятий и принципов обязательного страхования; 

-  недостаток у страховщиков собственных средств, что не позволяет в полной мере развить новые виды страхования и способствует оттоку финансовых средств из страны за рубеж через перестрахование.

 
        Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин назвал борьбу с демпингом одной из главных задач для страхового рынка на сегодняшний день.  
       Также, по словам министра, в кратчайшие сроки необходимо принять законодательные изменения в области банкротства страховщиков.  
«Компании не должны покидать страховой рынок по-английски, не исполнив обязательства перед страхователями», - сказал Кудрин, добавив, что в России должна быть создана система, гарантирующая выплаты клиентам страховщиков, а в процедурах банкротства должен быть соблюден приоритет первоочередного удовлетворения обязательств перед физическими лицами.  
Министр финансов высказался за развитие механизмов саморегулирования в страховании. При этом он считает целесообразным опираться на опыт действующих объединений страховщиков, таких как Всероссийский союз страховщиков и Российский союз автостраховщиков. 
Среди проблем, стоящих перед страховщиками, можно назвать в частности, излишние административные барьеры на рынке. 
      Для развития страхования следует решить ряд серьезных задач, непосредственно связанных с совершенствованием деятельности самих профессиональных участников страхового рынка: активизация внедрения новых страховых продуктов, улучшение качества страховых услуг и расширение их перечня в максимальной степени отвечающие интересам населения.  
Введение новых видов обязательного страхования - это экстенсивный путь развития, приводящий лишь к росту страховых премий. Интенсивно страховая отрасль может развиваться и быть востребованной только через совершенствование и введение новых видов добровольного страхования.  
Необходимо совершенствование форм и методов страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела;  
       Основной целью участия государства в сфере обязательного страхования должно являться соблюдение основ и принципов обязательного страхования, контроля за его проведением, содействие стабильной работе страховой системы, защите прав потребителей. 
        Также считаю нужным повышать страховую культуру и финансовую грамотность участников страхового рынка; 
Признавая значение обязательных видов страхования, их социальную ориентированность, тем не менее, следует отметить, что основой страховой отрасли, призваны стать добровольные виды страхования. Поэтому важны меры, направленные на развитие добровольных видов страхования. Их развитие должно способствовать решению социально значимых программ, национальных проектов, предполагающих использование механизмов страхования. 
       Одним из направлений развития добровольных видов страхования является стимулирование развития долгосрочного страхования жизни. 
Страхование жизни, позволяет привлечь средства, являющиеся, источником долгосрочных инвестиционных ресурсов, компенсирует недостаточность предоставляемых населению государством социальных гарантий. Долгосрочное страхование жизни и пенсий обеспечивает получение дополнительных денежных сумм, не зависящих от размера государственных пособий, в том числе по старости и инвалидности.  
В настоящее время для сектора личного страхования, включая страхование жизни, характерны следующие проблемы: 
низкий уровень доходов населения;

  • отсутствие доверия со стороны населения к страхованию;
  • отсутствие инструментов для надежного инвестирования активов страховых организаций в долгосрочные инвестиционные инструменты;
  • отсутствие экономических стимулов, в том числе налоговых, для участия населения и работодателей в долгосрочном страховании жизни. 

        Установление требований к оценке знаний, повышению квалификации страховых посредников повысит доверие населения к институту страхования.  
        Анализ текущего состояния и важнейших тенденций развития национальной системы страхования, свидетельствует о необходимости качественного повышения ее роли в социально-экономической системе государства, совершенствования правовой базы в сфере страхования, либерализации национального законодательства с учетом современных интеграционных процессов, форм организации, государственного регулирования и надзора страховой отрасли, повышения финансовой грамотности участников страхового рынка.

 

 

 

 

2. Влияние кризиса на страховой рынок

 
           По мнению аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", мировой финансовый кризис окажет на российский страховой рынок, помимо снижения спроса на страхование, четыре специфических эффекта4
Эффект кумуляции рисков. На падающем рынке произойдет кумуляция рыночных, кредитных, страховых и институциональных рисков страховых компаний, что приведет к целой череде банкротств среди российских страховщиков. 
                     1.   Рыночные риски связаны с колебаниями рыночной стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

  1. Кредитные риски - возможность дефолта банков-объектов инвестиций страховых компаний, перестраховщиков и иных контрагентов.
  2. Страховые риски возникают в результате ошибок при определении страховых тарифов и формировании страховых резервов.
  3. Институциональные риски проявляются вследствие принятия законов, резко повышающих убыточность ОСАГО.

 
          Эффект обратной пирамиды. В 2007-2008 годах - в период бума автострахования - собственниками многих страховщиков была установлена стратегия быстрого наращивания страхового портфеля за счет демпинга с целью последующей продажи компании. В результате были созданы страховые пирамиды, осуществляющие выплаты за счет взносов новых клиентов. На падающем рынке выплаты таких компаний по уже сформированному страховому портфелю гарантированно превысят текущие поступления. Компании, занижавшие страховые тарифы в период бума, окажутся неплатежеспособными во время кризиса. 
          Эффект бедного собственника. Кризис окажет значительное влияние на положение страховых компаний, которые являются частью финансовых или промышленных групп, испытывающих финансовые затруднения. ФПГ, стремясь поправить свое положение, будут избавляться от непрофильных активов, то есть страховых компаний. В этом случае возможны два варианта развития событий: 
         - страховая компания, обладающая хорошей клиентской базой, будет продана одной из крупных страховых компаний. Таким образом, в ближайшем году следует ожидать новую волну слияний и поглощений на российском страховом рынке. При этом мультипликатор стоимости страховых компаний уже будет значительно ниже докризисного уровня.

- в случае если продать компанию не получится, из нее будут выводиться ликвидные активы, в инвестициях страховщиков вновь увеличится доля векселей иных организаций. В результате надежность таких компаний резко снизится. Подобные действия собственников могут стать причиной банкротств многих российских страховщиков.

 
        Эффект возврата "схем". Чтобы выжить, в качестве антикризисной меры некоторые страховые компании могут вновь вернуться к более доходным операциям по "неклассическому" страхованию или увеличить их долю в своих страховых портфелях. По прогнозу "Эксперта РА", в 2009 году их доля в совокупных взносах возрастет с 10 до 20%.  
Темп роста страхового рынка по собранным премиям в 2008 году составил 22%. По выплатам – 29%. При этом наибольший объем выплат пришелся именно на 2-е полугодие прошлого года. Наиболее емкий сегмент рынка страховых услуг (кроме ОМС) - страхование имущества, рост которого в 2008 г. по сравнению с 2007 г. составил 15%.  
Традиционно второе полугодие более продуктивно для сбора премий в сегментах ОМС, ОСАГО, страхование имущества, что обеспечивает рост всего объема премий по отношению к первому полугодию. Например, в 2007г. он составил 16%, но в 2008 г. только 1%. Сокращение объема собранных премий во 2-м полугодии 2008г. по отношению к 1-му полугодию произошло в личном страховании и ОСАГО.  
Наибольший регресс продемонстрировало личное страхование (сокращение объема в 2 раза). Общий показатель уровня выплат во втором полугодии 2008 года заметно вырос – на 12% в целом для всех сегментов. Наиболее заметный рост уровня выплат оказался характерен для сегмента личного страхования – в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием за счет серьезного сокращения объема премий.  
         Основными источниками получения информации для физических лиц при выборе страховой компании являются рекомендации знакомых и страховых агентов. При этом самое высокое доверие у потребителей (как юрлиц, так и физлиц) вызывают рекомендации друзей.  
За прошедшие годы страховые компании привыкли жить за счет огромного прироста – из года в год он составлял 20-40%. Рынок жировал, используя приходящие сегодня деньги отчасти для покрытия ответственности завтрашнего дня, отчасти для привлечения клиентов – с помощью выплат огромных вознаграждений.  
         Но прогноз, составленный аналитиками MARCS на 2009 год, неутешителен – ожидается падение рынка минимум на 8%, до 490 - 510 млрд. рублей (без учета ОМС). Наиболее ощутимые потери понесут сегменты страхования имущества, КАСКО, добровольного медицинского страхования (ДМС) и страхования от несчастного случая или болезни5.  
Практический интерес вызвало предложение г-на Бергманао путях борьбы с кризисными явлениями: "Она должна вестись в трех направлениях. Первое – это оптимизация кадрового состава. Хотя надо оговориться, что эта мера сама по себе абсолютно недостаточна. Проще всего уволить персонал и таким образом поправить свое финансовое положение, однако, это не выход. Мы также обязаны заниматься оптимизацией всех видов издержек и внедрять экономные решения. И третья необходимая мера – это жесткая селекция страхового портфеля, выделение убыточных продуктов и их исключение".   
В настоящий момент в зоне риска находятся компании: 

-  активно наращиваюшие свой страховой портфель за счет демпинга;

- специализирующиеся на автостраховании, ориентирующиеся в своей деятельности на банковский канал продаж;

- активно инвестировавшие резервы в инструменты фондового рынка, концентрирующие их в одном или нескольких банках (кроме системообразующих).

 
          Кризис продолжает собирать в России свою печальную жатву. По прогнозам рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2009 г. его объем (без учета обязательного медицинского страхования – ОМС) снизится на 7,4% по сравнению с предыдущим годом и составит 520 млрд. рублей7. Еще менее оптимистичное будущее российским страховщикам рисует маркетинговая компания MARCS. В ее исследовании предсказывается падение рынка на 8%-11%, до 490-510 млрд. рублей (также без учета ОМС). Наиболее ощутимые потери понесут сегменты страхования имущества, автокаско, добровольное медицинское страхование (ДМС) и страхование от несчастного случая или болезни. Причины очевидны: резкое сокращение объема кредитования, в первую очередь, на приобретение автомобилей и ипотеку, и уменьшение собственных доходов граждан. А в случае с ДМС, львиную долю в котором составляют корпоративные программы, – урезание штатов и стремление компаний оптимизировать расходы. По тем же причинам сократятся денежные поступления в страховые компании через посредников, таких как автосалоны, банки, страховые брокеры. В новых условиях страховщикам придется рассчитывать в основном на собственные силы.          Наиболее эффективным каналом продаж останутся агентские сети. Также достаточно стабильными будут прямые продажи, которые начали активно развиваться в последнее время. 
        По мнению независимого стратегического консультанта страхового рынка России и СНГ Константина Бергманна, чтобы справиться с экономическими трудностями, страховые компании должны сокращать персонал и оптимизировать бизнес всеми другими доступными способами. Но главное – необходимо провести селекцию своего портфеля путем выделения неприбыльных составляющих и избавления от них.  
И все же пережить кризис удастся далеко не всем. По прогнозам "Эксперт РА", в текущем году страховой рынок ждет целая серия банкротств, и к 2010 г. на нем останется всего 400-450 страховых групп и компаний (на 12 декабря 2008 г., по данным ФССН, в Едином государственном реестре субъектов страхового дела было зарегистрировано 786 страховых организаций). Причем виной тому не только мировой финансовый кризис, но и внутренние проблемы. Специалисты агентства выделили три основных риска российских страховщиков: недостаточность сформированных страховых резервов, резкий рост убыточности ОСАГО и обесценение активов, принятых в покрытие страховых резервов (фондовые инструменты, депозиты и денежные средства в "проблемных" банках, рост просрочки дебиторской задолженности). И только третий является прямым следствием финансового кризиса. Остальные два экономический коллапс лишь усугубил, но предпосылки для их проявления формировались в течение последних нескольких лет. Так, возрастающая убыточность ОСАГО обусловлена несовершенством соответствующего законодательства (некорректность поправочных коэффициентов, неизменность тарифных ставок на протяжении пяти лет, вступление в силу поправок об упрощенной процедуре оформления ДТП и прямом возмещении убытков с 1 марта 2009 года). Неудивительно, что страховые компании сейчас массово отказываются от данного продукта.  
Впрочем, и сами они не чужды стремления рисковать без всякого на то принуждения. Именно собственными действиями игроков вызван риск недостаточности сформированных страховых резервов. По подсчетам "Эксперт РА", он характерен более чем для половины российских страховщиков. Многие из них вообще создавались исключительно с целью последующей перепродажи и на этом строили свой бизнес, охотно практикуя демпинг, дабы быстрее нарастить страховой портфель. Получались своего рода пирамиды, в которых страховые выплаты осуществлялись за счет взносов новых клиентов. В условиях кризиса, когда сборы снижаются, а число страховых случаев растет, текущих поступлений у таких компаний окажется явно недостаточно для покрытия существующего портфеля. Кроме того, комиссионные, выплачиваемые страховщиками агентам и посредникам, также были чрезвычайно высоки.  
        В России, согласно статистике Федеральной службы страхового надзора, продажей страховых продуктов занимаются почти 800 компаний, однако степень концентрации страхового рынка довольно высока. На долю десяти крупнейших страховщиков приходится более 60% собираемой страховой премии. Остальная часть страхового рынка фрагментирована и характеризуется большим числом мелких, недостаточно капитализированных компаний, занимающих очень небольшую долю рынка.  
        На фоне столь сильных позитивных факторов развития российского страхового рынка как низкий уровень рисков, связанных с катастрофами, и высокая рентабельность направления корпоративного бизнеса, есть и целый ряд слабых мест. Прежде всего, это недостаточная финансовая грамотность населения и низкая капитализация значительного числа компаний. Кроме того, инвестиционные стратегии многих страховых компаний являются высокорискованными. А «сугубо российские проблемы» отрасли, такие как непрозрачность страховой отрасли, неадекватно рассчитанные страховые тарифы и крайне низкий спрос на долгосрочные виды страхования среди населения вряд ли добавят страховому рынку динамики. 
         Отмечу, что среди важнейших рисков для отрасли, по мнению аналитиков агентства Standard & Poor’s, выделяются риск рецессии в экономике страны, влияющий в том числе и на показатели страхового сектора, а также высокая инфляция, сказывающаяся на размере страховых выплат и расходов страховых компаний. Рентабельность страхового бизнеса в условиях кризиса снижается, при этом во многих направлениях сохраняются неадекватно установленные тарифы, в частности в обязательном страховании автогражданской ответственности, на долю которого в настоящее время приходится 14% страховых сборов.  
           Причем недовольство высказывают не только страховые компании, но и их клиенты. По данным ФССН за четвертый квартал 2008 года, в центральный аппарат службы поступило почти 4,5 тысячи жалоб, при этом в доброй половине обращений (56,7%) были высказаны претензии автовладельцев о низком качестве страховых услуг в сегменте ОСАГО: «лидирует» несоблюдение страховщиком установленных сроков выплаты страхового возмещения, занижение размеров страховых выплат, отказ в выплате и несогласие с размером выплаты при нанесении вреда жизни и здоровью. Также страховые компании, по мнению их клиентов, «грешат» неверным расчетом страховой премии, граждане зачастую несогласны с размером возвращаемой при досрочном расторжении договора части страховой премии. В целом же в ФССН отмечают, что число обращений недовольных клиентов страховых компаний в надзорное ведомство значительно возросло: в прошлом году поступило 14 240 жалоб, что на 35% превысило показатель 2007 года. Очевидно, что противостояние сторон из года в год лишь усиливается. А рост страховых премий замедляется. 
           Сложившаяся на финансовых рынках ситуация отразилась на сборах всех без исключения страховых компаний в четвертом квартале прошлого года. Нестабильное положение в экономике страны окажет негативное влияние и на сборы страховых премий в первой половине 2009 года. По итогам первого полугодия вряд ли можно будет ожидать существенного увеличения сборов. Возможно, к середине года потребители смогут спокойно планировать собственные доходы, что приведет к возврату потребительской активности на прежний уровень. Бум потребительского кредитования обусловил рост страхования частных лиц, сделав банковские отделения важнейшим каналом продаж страховых продуктов. Однако в настоящее время рост розничного кредитного портфеля большинства банков остановился, и аналитики прогнозируют, что это приведет к падению сборов страховых компаний в данном секторе на 40%. Сокращение сборов явно прослеживается не только в сегментах, связанных с розничным кредитованием – автостраховании, ипотечном страховании, страховании заемщиков от несчастного случая, – но и в сегменте страхования имущества юридических лиц, которое прежде также выступало залогом по банковским ссудам. Как отмечают аналитики агентства Standard & Poor’s, корпоративные направления страхового бизнеса, которые были прибыльными в течение последних трех лет, также могут лишиться значительной доли страховых премий по мере усиления конкуренции между крупнейшими страховыми группами. Несмотря на рецессию в экономике, партнерство кредитных организаций и страховых компаний все же содержит большой потенциал: даже в условиях кризиса банки по-прежнему могут выступать посредниками при продаже полисов, например, по страхованию жизни, которое в нынешних условиях будет наиболее востребовано8.  
         Кризис ликвидности, затронувший банковский сектор осенью прошлого года и приведший ряд крупных банков на грань банкротства, уже заставил большинство страховых компаний пересмотреть заключенные соглашения и более взыскательно подходить к выбору деловых партнеров. «Самый простой способ разорить страховую компанию – сотрудничать с плохим банком, – подчеркивает руководитель дивизиона «Юг» группы «Ренессанс Страхование» Константин Городецкий. – В последние несколько лет основным драйвером роста страхового рынка выступал банковский канал: за счет бурного развития кредитования населения и юридических лиц рынок рос в среднем на 20-25% в год. Сегодня в условиях нестабильности на финансовом рынке страховые компании предпочитают «брать качеством, а не количеством», выбирая наиболее устойчивых и финансово сильных партнеров и посредников».  
         По мнению аналитиков, в меньшей степени кризис затронет наиболее крупные и наиболее развитые компании. Руководство крупнейших компаний осознает возможные проблемы и готово к их решению. Кроме того, крупные страховщики обладают хорошо развитыми процедурами риск-менеджмента. Акционеры страховых групп понимают, что уровни роста премий последних лет не сохранятся и ради поддержания стабильности придется пожертвовать текущей доходностью бизнеса.  
        Проблемы, по мнению экспертов, в первую очередь возникнут у страховых компаний, которые проводили агрессивную инвестиционную политику в связи с риском высоких убытков от вложений в акции, котировки которых обвалились во втором полугодии прошлого года. «Мы ожидаем, что постоянное давление на страховой сектор будет оказывать общее низкое качество страховых инвестиционных портфелей, в том числе банковских депозитов и корпоративных облигаций, – считает кредитный аналитик агентства Standard & Poor’s Виктор Никольский. – Резкое сокращение ликвидности и ухудшение показателей качества активов в российском банковском секторе будут лишь обострять проблему».  
        Кризис приведет к изменению всей российской страховой отрасли, которая должна будет доказать устойчивость в непростые времена. Представители страховых компаний сохраняют оптимистичный настрой. В 2009 году проявятся истинные ценности страхования для клиентов, ищущих возможность сохранить достижения в нестабильные времена. Актуальность страхования как инструмента управления рисками и защиты от непредвиденных расходов многократно возрастает в условиях затрудненного доступа к кредитам и другим видам внешнего финансирования. 

Информация о работе Проблемы страхования в РФ